Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Знаменитые земляки. Трижды арестованный и навеки прославленный

751

Живописец, поэт, археолог, искусствовед, общественный деятель и просто — личность. Он не заслужил славы за годы жизни, но слава ходила и ходит за ним всегда

Александр Гринка

Фамилию ОНАЦКОГО в Сумах сегодня в первую очередь ассоциируют с художественным музеем, носящим его имя. До 90-х гг. прошлого века говорить о нем было небезопасно. Еще бы: «эсер», «националист», «враг народа». Что ему только не приписывали!

Обвиняли в «националистической пропаганде музейными средствами», в связи с контрреволюционной организацией, заговоре против советской власти. Трижды арестовывали, годами вели допросы. В 1937 г. Онацкого расстреляли, в 1956 г. — реабилитировали, а в 1994 г. — присвоили его имя художественному музею, который он и основал в 1919 г. и которым руководил на протяжении 13 лет.

20 лет, отданных Сумам

Во время учебы Никанор Онацкий увлекся политикой, что и стало причиной репрессий против него. На одном из первых допросов он сознался, что в годы студенчества участвовал в Санкт-Петербурге в украинском движении — был членом подпольного кружка, главной целью которого была культурно-просветительская работа и поддержка связи с Украиной.

С 1906 по 1913 г. художник жил и работал в Лебедине. Женился на Надежде КРИВОШЕЕВОЙ, уроженке с. Малая Павловка Ахтырского района. Туда он приезжал каждое лето на протяжении двух десятков лет. «Любив збирати дітей у садок, тішитися з ними, розповідаючи казки, тут-таки і складав їх сам — про білочок, зайчиків, лисичок, про чудесне майбутнє життя на Вкраїні, якого не діждалися ні він, ні я, ні наші діти», — писала в 1965 г. его жена.

В Сумах Никанор Онацкий прожил 20 лет. В наш город его перевели после педагогической выставки в Харькове, где высоко отметили его методику обучения рисованию. С тех пор он не разлучался с педагогикой. Преподавал историю искусств, живопись, рисунок в кадетском корпусе, в гимназии военного ведомства, институте социального воспитания, педагогическом техникуме, трудовой школе, на пехотных курсах, в художественной школе. Долгое время художник жил на ул. Реальной (ныне ул. Антонова), потом — на третьем этаже дома на перекрестке ул. Соборной и пер. 9 Мая (бывший Сурогинский переулок). «Вітальня, як і на Реальній, була обвішана його картинами, на одній із стін висіла бандура… Сюди продовжував заходити Яків МАМОНТОВ, наїздив Остап ВИШНЯ, інші письменники із Сум, Києва й Харкова, заходили художники і вчені, давні друзі по сумській „Просвіті“», — писал о сумском периоде жизни Онацкого известный сумской краевед Геннадий ПЕТРОВ.

Никанор Онацкий возглавлял комиссию по восстановлению первого в Сумах памятника Т. Шевченко по проекту Ивана Кавалеридзе

Многие, кто общался с Никанором Онацким, отмечали его удивительную внешность, манеру одеваться. «Он — высокий, крепкий мужчина, с мужественными красивыми чертами лица, с волосами зеленоватого оттенка (такого никогда не видела), длиннее, чем носили в то время мужчины. Глаза — стальные, серо-зеленые. Одежда также серо-зеленая, а воротничок рубашки, как и вся она, вышит украинским узором (крестиком черного цвета). Никогда до этого я не видела такой элегантности украинского одеяния», — делилась впечатлениями о встрече с ним Кира АРХИМОВИЧ, дочь Ивана ЗАГУРСКОГО, управляющего Степановским поместьем Харитоненко.

В музеях и в экспедициях

Первый и единственный в то время в Сумах художник Никанор Онацкий в 1914 г. организовал первую в истории города художественную выставку. На ней экспонировались около 200 произведений живописи и графики, четвертую часть которой представлял сам Онацкий. Идея создания художественного музея появилась, когда в 1919 г. в одном из особняков города были обнаружены части регулярного художественного собрания известного киевского коллекционера Оскара ГАНСЕНА. Онацкому поручили систематизировать и составить опись найденных ценностей. И в том же году уездная власть приняла постановление о создании художественно-исторического музея (оно вступило в силу в марте 1920 г.) и назначении Никанора Онацкого его директором. Для музея Онацкий собрал много редких произведений украинских, российских и зарубежных художников, мебель, старинные ковры, фарфоровые и фаянсовые изделия. Систематизировал коллекцию художественного стекла, предметы, найденные им во время археологических раскопок на Сумщине.

Например, в Славгороде (ныне Краснопольский район Сумской области) Никанор Онацкий нашел картину РУБЕНСА «Христос на соломе», которая, вероятно, была эскизом к центральной части Рубенсовского триптиха, который хранится в Антверпенском музее. По словам кандидата филологических наук Виктора ЗВАГЕЛЬСКОГО, Никанор Онацкий вел раскопки в с. Большой Прикол, где были найдены кости мамонта. Возле станции Золотницкая Белгородской железной дороги нашли вещи неолитического периода. Во время экспедиций, проведенных на Сумщине в 1926 г. вместе с Н. МАКАРЕНКО и С. МАГУРОЙ, было раскопано около 20 курганов, обследовано несколько археологических памятников в окрестностях Сум.

Увлечение Никанора Онацкого сбором и исследованием украинской живописи и культуры, по оценкам ГПУ — НКВД, являлось проявлением национализма. С 1928 г. за квартирой, музеем и лично за Онацким установили пристальный надзор. Около двадцати секретных агентов регулярно строчили на него доносы. «Ухудшились условия жизни и работы. Начали умышленно ломать музей. Я увидел: если не хочу быть на Соловках, лучше самому скорее уйти», — писал Н. Онацкий своему коллеге в Полтаву.

После увольнения из музея художник некоторое время жил в Сумах, а потом уехал в Полтаву, где работал в краеведческом музее. Там же и постигла его трагическая участь.

Творческое наследие нашего земляка насчитывает свыше 300 произведений живописи и графики. Большинство его работ хранится в Сумском художественном музее. Его произведения также представлены в музейных собраниях Луганска, Киева, Полтавы, Лебедина, Харькова, Чугуева, частных коллекциях Украины, США, Франции.

Досье

Никанор Харитонович Онацкий родился 9 января 1875 г. на хуторе Хоменково Гадячского района Полтавской области (ныне Липоводолинский район Сумщины). Учился в Московском строгановском училище технического рисования, в Одесском художественном училище. Поступил в Петербургскую императорскую академию искусств, где преподавал тогда художник Илья РЕПИН. Но закончить это заведение не смог из-за нехватки денег. 13 лет работал директором Сумского художественного музея.
23 ноября 1937 г. был расстрелян как «бывший эсер и участник контрреволюционной организации» согласно постановлению «особой тройки».