Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Философия театра

406

Режиссер Александр Васильев возродил театрально-философский клуб в СумГПУ им. Макаренко

Юлия Карпенко


В театре под названием МДТ (Молодежный драматический театр), которые вызывают ассоциации с Московским драматическим театром, занимаются студенты, выпускники, и преподаватели вуза. Даже летом, во время сессии и каникул, актеры «педагогического» театра продолжают усиленно репетировать.

Дело в том, что у творческого коллектива грандиозные планы на осень — три новых спектакля и начало учебного года для них будет открытием театрального сезона. А вторая причина — энтузиазм руководителя Александра Васильева, который в подходе к юным актерам руководствуется не только концепцией Станиславского.
[q]r: Александр Александрович, в каком году сформировался ваш театр? [/q]
Александр Васильев: Театр существовал с 1973 г. Когда я в 1994 г. уехал в Ромны, им занимались другие люди. А в 1997 г. МДТ распался.

[q]r: Когда Вы вернулись в Сумы, были трудности с возрождением театра? [/q]
А.В.: Восстановили все очень быстро. Я вернулся в феврале 2007-го. Все знают, что театральная постановка — это кропотливая работа не одной недели и даже не одного месяца. А мы за месяц поставили два спектакля. Первый, вообще, за восемь дней. Это всех поразило.

[q]r: Какие спектакли стали первыми? [/q]
А.В.: Первый — «Лісова пісня» по пьесе Леси УКРАИНКИ, второй — «Версия» Александра ШТЕЙНА о жизни и творчестве Александра БЛОКА.

[q]r: А Вам не кажется, что Леся Украинка — это неактуально? [/q]
А.В.: Нет, мне кажется, что Леся всегда актуальна. Так же воспринимают ее и актеры. И полный зрительский зал — тоже доказательство современности произведения. Многое зависит от постановки и игры актеров.

[q]r: Можно ли сказать, что какие-то факультеты проявляют наиболее активное участие в постановках? [/q]
А.В.: Занимаются выпускники, преподаватели и студенты. Нет такого, чтобы представители одного факультета были более активными. Когда театр только сформировался, ко мне ходили в основном студенты факультетов иностранных языков и физико-математического. Сейчас практически все заинтересованы одинаково.

[q]r: Почему люди приходят в ваш театр? [/q]
А.В.: Студенты и преподаватели, которые попали к нам раз, оторваться не могут. Это потому, что у нас театрально-философский клуб. Дело в том, что наш театр — не просто самодеятельность. Я хочу возродить профессиональный уровень театра, так как считаю, что в этом есть потребность. А театр дает возможность на практике почувствовать то, что неуловимо: ментальность, которая пробуждает эмоции, тонкую энергию, то, что находится за пределами времени.

[q]r: Почему Вы выбрали название МДТ? [/q]
А.В.: Я поклонник Московского драматического театра, знаменитого во всем мире. И мы решили немножко похвастаться, возвеличиться, что ли, и позаимствовали у них аббревиатуру, хотя она расшифровывается совсем иначе.

КВН, модерн и классика

[q]r: По какому принципу Вы отбираете пьесы? [/q]
А.В.: Ставлю только классику, как украинскую, так и всемирную. За первый период жизни театра (до 1994 г.) мы поставили более 50 больших спектаклей. Параллельно большой форме мы всегда ставим малую: интермедии, концертные номера, шутки и даже анекдоты, которые со временем переросли в КВН.

[q]r: Как относитесь к нетрадиционным театрам и произведениям современных драматургов? [/q]
А.В.: Отношусь нормально, люблю смотреть. Но чтобы поставить какое-то произведение, мне нужно его увидеть. Поэтому отдаю предпочтение классике.

Своя школа

[q]r: Как Вы обучаете начинающих актеров? [/q]
А.В.: К каждому актеру нужен индивидуальный подход. Мы почти каждый день работаем по два часа в группах над актерским мастерством. Иначе на сцене не получались бы живые люди. Этим театр и отличается от самодеятельности. Там роли раздали, выучили, сделали разводку — и все. У меня школа отличается от концепции Станиславского. Из-за этого в молодости спорил с сумскими режиссерами — Игорем РЫБЧИНСКИМ из театра им. Щепкина, Олегом КОГУТОМ из ТЮЗа. Все театры следовали теории Станиславского, а я ориентировался на теоретика театрального искусства Чехова.

[q]r: В чем различие? [/q]
А.В.: Добиваюсь от актера внутреннего состояния, а не переживаний, как у Станиславского. Порой для актера подтекст — важнее того, что он говорит. Добиваться реальной действительности — это прием кинематографии.

Работа над спектаклем

[q]r: Что для Вас главное в постановке? [/q]
А.В.: Обычно я воссоздаю атмосферу, в которой писалась пьеса, и ввожу новые элементы. В итоге в спектакле много сегодняшнего времени. Использую много музыки, песен, танцев. С появлением кафедры хореографии в СумГПУ осуществлять это стало намного проще. Раньше был хореограф, который готовил танцы для спектаклей. Сейчас мне помогают преподаватели, с которыми мы понимаем друг друга с полуслова.

[q]r: Песни и танцы не отвлекают зрителя от главного? [/q]
А.В.: Музыка, песни и танцы — важная составляющая успеха. Каким бы замечательным ни был спектакль, в сегодняшней стремительной жизни, когда люди привыкли получать информацию мгновенно, аудиторию нужно удерживать.

[q]r: У вас есть свои способы делать это? [/q]
А.В.: Вводить новые формы, все возможное, вплоть до клоунады. Спектакль, который длится больше часа, зритель обычно не выдерживает.

[q]r: А как удержать интерес актера к театру? [/q]
А.В.: Главное — зажечь в человеке мечту. Прежде всего — создать ореол таинственности. Тогда актерам хочется понять, что такое театральная игра. Сейчас, например, актеры МДТ уже ждут 1 сентября, хотя раньше с таким же нетерпением ожидали лета.

После закрытия сезона — на телевидение

[q]r: Чем Вы занимаетесь во время каникул? [/q]
А.В.: Летом я не прекращаю свою творческую деятельность. Сейчас сотрудничаю с телевидением. На Академ-ТВ снимаем «долгоиграющую» программу «ХХ век», которая будет выходить каждую неделю. В ней я пытаюсь собрать философов, физиков, психологов города, чтобы они не научным языком, а доступно, на собственном опыте, расшифровали людям многие философские категории. Темы будут разными.

[q]r: Как Вы определяете цель этих передач? [/q]
А.В.: Остановить политиканство, которое я называю массовым психозом, и показать, что все люди равны и имеют равные права на существование. Материально-потребительская направленность захлестнула всех, даже великие умы. И о творчестве люди позабыли, оно стало невостребованным. Утихли филармонии, театры, духовная жизнь ушла. Это и подтолкнуло меня к тому, чтобы возродить былое.

Досье

Александр Александрович Васильев родился 14 октября 1947 г. в г. Ромны. По знаку зодиака — Весы. Профессию режиссера получил в Киеве. Женат, воспитывает двух сыновей. Любит классические постановки, балет, оперу, хоровое пение, в том числе и церковное. На сцене предпочитает ставить тоже классические произведения.
Любимый писатель — Лев Толстой, Иван Тургенев
Любимый поэт — Александр Блок
Фильм — все фильмы Тарковского
Любимая еда — мясо, сладости
Напиток — крепкий чай