Человек свободный
Сеем Неразумное, Дурное И Мимолетное / Скучненько, Но Пышненько. Еще Раз О Древнейшей Профессии / Дубинка Как Последний Аргумент Цушко / Цуцвангер, Махмадера, Профанация И Бойкот
Одна из самых известных книг Альбера Камю, которая наравне с «Чумой» и «Посторонним» принесла ему мировую славу и Нобелевскую премию по литературе, называется «Человек бунтующий». В ней классик экзистенциализма исследует от Прометея до Ницше одно из определяющих качеств человеческого духа — чувство протеста, внутренний бунт.
Накануне Дня журналиста прошло достаточное количество мероприятий и заданы вопросы на тему «Что такое журналистика?», «Каким должен быть журналист?», «Удовлетворяет ли общество наша журналистика?». Спичи и ответы звучали самые разнообразные. Например, заместитель главы ОГА по хорошей чиновничьей привычке не упустил случая поучить журналистов почаще писать (обобщим его слова, не цитируя прямо) о вечном, добром, разумном; просто чиновник, а в прошлом — журналист, сообщила, что если у человека нет диплома о соответствующем образовании, то он журналистом быть в принципе не может; заведующая кафедрой журналистики СумГУ подчеркнула, что университет готовит «не циничных проныр, а журналистов-практиков» (будто бы существуют журналисты-теоретики, заметим между строк).
По поводу «разумного, доброго и вечного» и, вообще всей дидактической риторики чиновников различного уровня, о чем и как необходимо писать, заметим лишь, что это именно их работа — это «разумное, доброе, вечное» сеять. Пока что этими тремя замечательными принципами в основном страдают граждане страны, не обремененные властью. Так что сейте, а мы уж — напишем, не сомневайтесь. Тем более государство и местная власть оставили под своим жестким контролем достаточное количество масс-медиа, журналистам которых ничего другого и не остается, как всячески возвеличивать государственных мужей. Скучненько, зато пышненько. Отдельная сага — о дипломе. Диплом дает образование, работа в СМИ — профессию. Но ни один диплом не сделает человека журналистом, если у него нет самого главного — чувства протеста против несправедливости, если он не в состоянии поднять свой внутренний бунт. Так какая же журналистика, какие журналисты, какие люди, какой человек нужен нашему обществу? Как овца, готовый обслуживать власть, или стремящийся, несмотря на препятствия и ошибки, открыть правду? Человек-амеба или человек свободный? Мне все же кажется, что правильный ответ — второй. Человек бунтующий, человек несмирившийся, человек свободный. С дипломом или без — неважно.
Кстати, тезис о журналистике как о профессии наидревнейшей исторически неверен — газеты, а тем более ТВ и радио, появились значительно позже публичных домов и их обитательниц.
Воспитание, которое сегодня дается на профильной кафедре СумГУ студентам, судя по университетской газете, которая по стилю и содержанию может посоревноваться с худшими образцами государственной прессы, явно вне современной проблематики. Их учат думать ТАК, КАК НАДО. Неизвестно, по каким причинам, но здесь также не поощряется совмещение учебы с практической работой в городских СМИ. Не запрещается, но и почти что открыто — не приветствуется, хотя все ведущие вузы мира давным-давно делают ставку на золотое сечение между теорией и практикой.
Я, как человек без специального журналистского образования, могу, конечно, ошибаться, но мне кажется, что сегодня социальный заказ общества на нашу профессию — кардинально иной. Обществу нужны свободные, мыслящие журналисты, постоянно ищущие истину, хотя жизнь сложна и небезопасна для этого. И тем не менее это так. Да, сегодня СМИ — это бизнес, это тираж и реклама, а не только очерки и репортажи, интервью и новости. Но все это, даже сделанное очень качественно, никогда не принесет успеха, если у СМИ нет главного — ответственности перед обществом, перед своими читателями, слушателями, зрителями. Потому что люди не прощают равнодушия.
Надеюсь, читатель ради праздничка простит нам это пространное отступление. Мне кажется, что это — далеко не узкоспециальная проблема. Почему, в который раз мусоля тему о свободе слова, совести и действия, наверное, будет говорить лишне.
Эти понятия так затаскали и затерли за последние годы, что нужно дать время им отлежаться вдалеке от пустых разговоров и мелодраматичных заявлений политиков. Ежедневная реальность гораздо грубее и циничнее всех слов, вместе взятых.
Весь мир обошли кадры избиения днепропетровским «Беркутом» болельщиков во время финального матча на Кубок страны по футболу. Уверен, никто наказан не будет, милицейское начальство уже рапортует о том, что бойцы в шлемах и с дубинками массово обращаются в больницы: мол, досталось служителям правопорядка от фанатов изрядно. И сразу вспоминаются действия милиции против студентов, побоище около Ковпаковского районного суда в 2004 г. в Сумах. На ОГТРК даже был сделан заказной фильм «Сумские погромщики», где бедные ОМОНовцы давали интервью с больничных коек. Я там был — и все видел собственными глазами. Более циничную фальсификацию событий трудно себе представить, тем более что есть видеосъемка.
Ну, разве что ТРК «Видикон» времен студенческой революции и президентских выборов-2004 может посоревноваться. Но никто так и не был наказан, прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела — «…милиция не превысила своих полномочий». Вот, оказывается, какие у них широкие полномочия — лупить дубинками и травить газом ни в чем не повинных людей! Министр Цушко резко слег в больницу, а теперь лечится в Германии. Дай Бог ему здоровья, но, будь он приличным человеком, давно бы написал заявление «по собственному». Но так это вряд ли, у нас такое не принято.
Не спешите прощаться с политическим кризисом — не факт, далеко не факт. Наоборот, складывается полное ощущение того, что стороны максимально стягивают силы для последней, решающей битвы. И есть ощущение, что это будет не 30 сентября и что это будут не совсем выборы. Точнее, совсем не выборы. Очень хочется крикнуть какому-то там телевизионному начальству: «Да убери же их всех, наконец, куда-нибудь подальше из кадра — поставьте лучше мультики!» Однако скрепя сердце понимаешь, что и это — неправильно. И надо терпеть, потому как плохой мир все-таки лучше хорошей войны, хотя бы исходя их соображений гуманности. Вот так и терпим!
А в ридном сити назревают скандальчики. Как могло случиться, что проекта решения по наглому и циничному изыманию земли у людей по Псельской, 60 не было в документах сессии, а потом вдруг оно оказалось в окончательных решениях на подписи у мэра? Кто сфальсифицировал документы? И первый ли раз это произошло?
Вопросы очень серьезные, тут пахнет уголовным делом, и не одним. А каким образом депутатская комиссия по земле изучала вопрос по изыманию садово-огородного участка у семьи Ковальчуков на Кузнечной и как это вообще могло попасть в проект решения сессии? Владимира Шилова с главы комиссии погнали, «Ночной Дозор» в большей своей части поддержал БЮТ, но, наблюдая, как около Псла по ул. Псельской,4 и 6 бегают люди и меряют землю, думаю, что шиловщина жива и долго еще будет продолжать жить. И тут я новому главе земельной комиссии не позавидую.
По хорошему, чтобы не вляпаться в какую-нибудь подковерную дрянь, все земельные вопросы стоило бы отложить до тех пор, пока не будет наведен порядок. Если воля к таковому действительно есть. А тем, кто надеется продлить переулок Дачный, этот аналог ул. Криничной, до начала Псельской, просто советую: не тратьте время, ничего не выйдет. И ваши попытки по скупке близлежащих туалетов выльются в такой вонючий скандал, что мало никому не покажется. Или эти замечательные археологические раскопки напротив Спасо-Преображенского собора. Ну какое мерзкое лукавство городской архитектуры, какое лицемерие! Быковщина-фроловщина, одним словом. И кто нас спасет от этого беспредела? Депутаты горсовета? Есть там 10–12 человек, отвечающих этому статусу, не больше. Исполнительная власть? Ах, оставьте, ой, увольте! Причем через одного — и то не поможет. Мэр? Похоже, у него уже начали опускаться руки от полной бездеятельности своих подчиненных, и методов, которые заставили бы тех работать, он изыскать не может. Так кто же? Вы знаете, ответ банален и прост — мы. Мы сами. При условии, что мы люди мыслящие и чувством собственного достоинства. Преступная бездеятельность политиков и с чиновников, жадность депутатов — не оправдание нашему молчанию. Порядок будет тогда, когда будет торжествовать Человек Свободный.
До новых увлекательных встреч, будьте бдительны. Жизнь прекрасна. С Днем журналиста вас, точнее, с Днем читателя, потому как без читателя нет журналиста.