Бодался теленок с дубом
Суд, Брут И Ядерная Бомба В Кармане / Это Государство Или Где? / Как Продать Себя Подороже / Превед, Малороссы!
Если у кого-то и были надежды на Конституционный суд и его решение, а следовательно, и окончание политического кризиса в Украине, то на нынешней неделе они развеялись. То ли как сон, то ли — как утренний туман, неважно, впрочем. И все как-то разом дружно стали приходить к мнению, что на самом деле никакой КС в правовом поле не в состоянии решить судьбу политического противостояния.
Как ни парадоксально, но основная проблема в том, что судей КС слишком мало, не то что в Верховном суде. То есть их легко можно разобрать под свою опеку любой из политических сил. Довольный проделанной работой, Янукович уже оглашает кулуарные договоренности между судьями раньше пресс-службы самого же суда, это ведь о чем-то говорит, правда? В ответ СБУ заявляет, что найдены доказательства передачи имущества и земли на $12 млн. на имя 74-летней матери судьи КС Сюзанны Станик (ей как раз поручено готовить обоснование по президентскому указу). И что дальше? Репутация КС размазывается, как вошь по тарелке, любое его решение можно теперь встречать просто на ха-ха (или на хи-хи, это как кому больше нравится).
При этом мы все понимаем, что ни о каком соблюдении конституционных норм при принятии решения КС речи уже и быть не может — не та нынче в государстве конъюнктура. Значит, итожат эксперты, политики должны договариваться до решения КС, а уж суд по результату пусть подумает, как оформить их договоренности в соответствующий документ. Но несмешно почему-то аж никак.
Сказать, что в государстве политический кризис, — это сказать очень мягко. В государстве — кризис самого государства. Оно существует только формально: границы, население, флаг, гимн, герб, президент, парламент, Конституция, суды и т.д. На деле большая часть его институтов — это только названия, облеченные в надлежащие формы, а их суть и содержание извращены на потребу паре тысяч людей, которые, в общем-то, по большому счету, и считают себя государством. Примерно как Людовик XIV: «Государство — это я!» Можно, конечно, ставить общественности вопросы и в плоскости: «Доверяете ли вы судам (милиции, ВР, прокуратуре и т.п.)?» — но правильнее было бы спросить не о доверии, а о наличии. По существу правильно. Так как отрицать то, что все необходимые условности соблюдены, согласитесь, бессмысленно. И президент есть, и суды, и ВР, и прокуратура, и они даже в некоторой степени отвечают своему предназначению. Но коэффициент их полезного действия, мягко говоря, скуден. Скуден для страны, то есть, по определению, для подавляющего большинства людей, в ней живущих. Ситуация безжалостно проецируется с общеукраинского уровня на местный — разве в ридном сити дела обстоят иначе? Разве что подлость поярче, потому как вокруг — знакомые все лица, жадность — поконкретнее, а предательство обретает родные черты вчерашних единомышленников. Все происходит острее, но как-то по-житейски незатейливо. На вопрос: «Вы разве за кусок земли или за должность на Майдане были?» — пациент отвечает, не смущаясь: «А при чем здесь Майдан?» Так таки да, действительно — при чем?!
Проплаченные массовые акции уничтожили одну из последних надежд — на свободное волеизъявление граждан путем митингов и демонстраций. Кто теперь поверит в их искренность? Если и можно было убить дух Майдана, так только так его испоганив. Когда в 2004-ом спрашивали: «Сколько вам платят?», за это можно было и в морду получить. Теперь ответ конкретный: «100 грн. плюс суточные!» И нормально. Так нас приучают к низости. Так мы становимся соучастниками фарса. Или неправильно думать, что выходить на площадь, выражая протест, и становиться под знамя нужно лишь по своему глубокому убеждению? Это так наивно и так несовременно, правда?
Тогда все остальное — тоже правильно, не наивно и очень модерново. И суды, и прокуратура, и наше государство в целом — все, все правильно, так и должно быть. И не надо зря возмущаться, а надо взять заработанные под флагом деньги, сложить их в конверт — и в суд. Или в прокуратуру, например, если у вас там проблемы.
Пусть это маленький пример, зато очень яркий и наглядный. Если моральный закон не работает среди граждан, то почему он доложен работать у судей? Откуда взяться гражданскому обществу — этому мифу, растиражированному неоднократно всеми, кому не лень? Если граждан в стране раз-два — и обчелся, если они настолько слабы в своих убеждениях, что готовы разочаровываться по любому поводу? Готовы складывать лапки и говорить, что все плохо, потому что все козлы? Все не могут быть козлами априори, а вот стать ими могут — и запросто. И этот процесс наше общество только стимулирует. Мы сами устанавливаем правила игры, точнее, соглашаемся на них. Только и всего.
Поэтому даже сто перевыборов не решат стратегическую проблему государства Украина. Невозможно есть прокисший борщ без известных последствий, даже если запивать его водкой и заедать активированным углем. Проблема — в ментальной сути населения страны, одна половина которой поднимает российские флаги в центре Киева, а вторая смотрит в сторону Европы. Но никто не хочет посмотреть внутрь себя и своей истории. Языковая проблема, которая и вовсе не проблема, а пугалка для идиотов, очень ярко отражает кризис государственной идеи. Очевидно, что предложенные обеими сторонами модели развития и общения неэффективны. Никогда Восток и Юг не примет той Украины, которую видит Ющенко; никогда Запад и Центр не примет той Украины, которую представляет Янукович. Все дискуссии по этому поводу непродуктивны. И здесь не может быть правых и неправых, никто ни в чем не виноват — такая у нас стартовая данность. И что делать стране, более 40% граждан которой хотят жить в империи по имени СССР? Для которых ценности тоталитарной системы (читай — Российской Федерации) — это предел мечтаний, и они радостно подпевают Газманову на площади Донецка, что, мол, Казахстан, Украина, Молдова «и Прибалтика тоже — это моя страна…» Пусть бы попробовал турок подобное спеть в Белграде! Или тот же Газманов — в Грузии. Интересно было бы посмотреть, за сколько секунд ему бы разобрали сцену… Пророссийская идеологема, имеющая, безусловно, и ментальные корни, искусно подогревается извне той же Россией.
Смотреть без отвращения российское ТВ в части «Украина» невозможно. Слушать откровения российских политиков — тоже. Эта имперская мания величия не просто раздражает — она вызывает внутреннюю агрессию. Я с удивлением поймал себя на этом ощущении, просматривая очередное антиукраинское политическое шоу. Я, человек, по сути выросший на русской культуре и литературе! Но кому-то это нравится. Нравится быть «малороссом», «младшим братом», гражданином второго сорта. Ну так что, развод, разброд и две Украины? И пусть каждый живет сам по себе? Вряд ли это оригинальная и полезная идея. Мы нуждаемся в более точной государственной самоидентификации. Основанной на нашей истории. Только не той, что прописана в учебниках Табачника или которую учил Владимир Омельченко в школе КГБ или Владимир Щербань в институте торговли, которая вбита в массовое сознание большинства украинцев. Нет. Настоящей истории, трансформированной в современную миссию государства Украина. «Бодался теленок с дубом» — это название книги Александра Солженицына. Если дело так пойдет и дальше, то дуб сломается, а теленок сдохнет.
Будьте бдительны. До новых увлекательных встреч. Жизнь прекрасна. Таки да.