Планов громадьё. В Сумах приняли Стратегию развития на следующие 10 лет
Документ предусматривает возрождение работы аэропорта и множество других изменений
Нынешние времена перемен, гибридной войны, смены власти и других тревог не располагают думать и планировать будущее. Как говорится, день и месяц прожил – уже хорошо. Однако как человеку, так и городу в целом нужна стратегия развития хотя бы на следующие несколько лет. Когда она есть, можно ставить перед собой цели и добиваться их выполнения. Стратегию развития Сум презентовали только 14 декабря 2019 г.
Забыли войну
Первое, что бросается в глаза, – в стратегии практически ничего нет о войне. А она продолжается уже шестой год и вряд ли закончится в 2020 г. Даже если это произойдёт, Украине и дальше придётся жить рядом с агрессивным соседом. Для Сум, которые находятся за 40 км от границы с Россией, это особенно актуально. Почему в стратегии не нашлось места для активного развития подразделений территориальной обороны города, установки видеокамер и формирования системы безопасности в городе – неясно.
Суть и нюансы
Стратегия развития Сум предусматривает развитие города на следующие 10 лет по четырём направлениям. Это «Доступность», «Город для людей», «Конкурентоспособная экономика» и «Эффективное управление».
Доступность – это свободное перемещение сумчан по городу, что предусматривает развитие транспортной инфраструктуры. Окончательный план этой трансформации еще предстоит написать, но там точно будет строительство велосипедных дорожек по всему городу и максимально полная замена коммунальным общественным транспортом нынешних маршруток.
Стратегию города в день презентации с изменениями и дополнениями утвердил исполком, дальше его ждет утверждение на городской сессии, которая ориентировочно состоится 18 декабря
Доступность также означает привлекательность города для инвесторов и развития бизнеса. В частности, в Сумах должны появиться бизнес-инкубаторы, запуститься индустриальный парк на ул. Курской и улучшиться условия для инвесторов. Информационная доступность предусматривает возможность сумчан получать доступные информационные материалы о деятельности города, в том числе на основных иностранных языках, а также специальными символами для людей с ограниченными возможностями.
Город для людей
Этот раздел сулит сумской молодёжи поддержку развития, очевидно информационную и грантовую, всем сумчанам – появление публичных пространств в европейском понимании этого слова, в которых можно было бы комфортно отдыхать. Для людей старшего возраста должны возрасти возможности получения образования. Также в городе должна улучшиться система безопасности, что предусматривает в том числе и замену освещения на современное и установку там, где его до сих пор нет. Нашлось здесь место и экологическим программам и программам энергосбережения.
Первым делом самолеты
Так что же будет с аэропортом, когда мы снова сможем летать в столицу и за рубеж – неужели только через десять лет? – спросят нетерпеливые сумчане. Прямого ответа на этот вопрос стратегия не дает, точных сроков выполнения большинства задач в ней не найти. Дело в том, что аэропорт принадлежит облсовету, необходимые сотни миллионов гривен средств на его восстановление может выделить только государственный бюджет, а когда это произойдет – не может предсказать никто. Поэтому сумские власти собираются лоббировать этот вопрос перед центральными властями, и эта тактика может сработать. Ведь Запорожье, Днепр, Одесса, Херсон, Полтава уже сделали именно так, и аэропорты там активно работают.
Также городские власти собираются активно лоббировать ремонт общегосударственных дорог, которые связывают Сумы с Харьковом и Киевом и другими соседними областными центрами.
Экономика и эффективность
Экономический блок стратегии обещает улучшение поддержки предпринимателей, развитие профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда и создание лучших условий для инвесторов, а также внедрение и развитие нового бренда города.
Раздел эффективного управления ставит много задач собственно перед горсоветом – здесь и модная диджитализация админуслуг, и цифровая трансформация города, и введение до десятка международных стандартов управления качеством городских услуг, и поступательное развитие громад.
Нелегкий путь
Собственно, стратегия – это 64-страничный документ, при подготовке которого учитывались результаты 13 стратегических сессий – проще говоря, «общественных обсуждений» – развития той или иной сферы города. Эти сессии прошли на протяжении 2019 г., принять в них участие могли все желающие, в итоге пришло около 900 человек. Документ готовился при участии экспертов из Люблина во главе с Кшиштофом ЛОНТКОЙ. Среди его авторов также значатся секретарь Сумского горсовета Андрей БАРАНОВ, другие представители различных управлений горсовета, активисты и чиновники из других городов.
На презентации Стратегии озвучили, что ее подготовка обошлась в 200 тыс. грн. из городского бюджета. Напомним, что в марте этого года в Сумах разгорелся мини-скандал после того, как в соцсети попал один из документов, подготовленный научными сотрудниками Сумского госуниверситета в рамках разработки стратегии. Документ содержал много ошибок, отдельные общественные активисты обвинили сотрудников Сумского госуниверситета (СумГУ) в плагиате при его подготовке. Секретарь горсовета Андрей Баранов тогда заявлял, что на сайт горсовета случайно попала «начальная версия» стратегии. Позднее там же выложили другую, исправленную версию стратегии. Перед этим, в 2018 г., Сумской горсовет заказал в СумГУ в рамках подготовки стратегии аналитический отчёт и три исследования, заплатив за них 750 тыс. гривен. Таким образом, за два года стратегия обошлась Сумам почти в миллион бюджетных средств.
Комментарии
Андриана КОСТЕНКО, политолог:
«Первый плюс стратегии – это то, что она наконец все-таки принята. О необходимости ее принятия говорили с 2015 года, и вот наконец это сделано. Второе. Что понравилось – три из четырёх стратегических направлений ориентированы на людей, на простых сумчан. Это предпосылка к реализации известного постулата «власть должна работать для людей». Но есть и диссонанс – противоречие между образом, видением города и элементами стратегии. Читаем – Сумы – это восточный форпост Украины, то есть наш город играет важную роль в системе безопасности приграничья. Но в самой стратегии чрезвычайно мало внимания уделено именно такому элементу как безопасность. Ничего нет о развитии элементов военно- промышленного комплекса в городе в связи с этим. Условия для этого в Конечно, это зависит не только от городских властей, но вполне могло бы быть элементом стратегии. Также читаем в стратегии – «Сумы- промышленный региональный центр» Однако в самой стратегии нет практически ничего о том, что могло бы помочь трансформировать город в такой центр, а основное внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса, а не промышленности».
Владимир ВЕДМЕДЕВ, эксперт по общественному транспорту:
«Запланированные цели стратегии носят крайне общий характер, вместо города Сумы можно подставить название любого другого областного центра и никто не заметит разницы. Прослеживается автоцентричность, несовпадение декларируемых приоритетов со способами их достижения. С одной стороны говорится о пешеходных зонах и велодорожках как противовесу автодорогам и парковкам. С другой, если мы обратимся к индикаторам достижения результатов внедрения, то с удивлением обнаружим там подсчет паркомест для автотранспорта в сравнении с расчетной потребностью. В большинстве современных европейских городов для людей (одна из 4-х целей стратегии) этот параметр не учитывается, поскольку их цель всяческая дестимуляция (ограничение) пользования личным транспортом в пользу общественного. И таких расхождений в документе немало».
Сергей БОНДАРЕНКО
Панорама №51-2019