Павел Качур: «Влияние фактора Щербаня пока не чувствую»
Новый губернатор о кадровой политике, «неприятном» прошлом и рейтинге президента
Сумщину возглавил очередной «человек президента» — экс-министр архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Павел КАЧУР. В первый рабочий день, вскоре после представления на новой должности, он дал небольшое эксклюзивное интервью.
Павел Качур родился 8 декабря 1953 г. в с. Сосуливка Чертковского района Тернопольской области. В 1980 г. закончил Львовский государственный университет им. Ивана Франко по специальности «инженер-механик»; кандидат физико-математических наук, магистр государственного управления. В 1990–1993 гг. — заместитель председателя Львовского горсовета. В 2000–2001 гг. работал советником премьер-министра Виктора Ющенко. Был заместителем исполнительного директора ассоциации городов Украины. Народный депутат IV созыва по избирательному округу № 117, член фракции «Наша Украина». Во время выборов занимал должность вице-президента агентства регионального развития. Госслужащий III ранга. В 2005 г. занимал пост министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства.
[q]r: От кого поступило предложение занять этот пост? От президента или от премьер-министра? [/q]
П.К.: Предложение я получил от Виктора ЮЩЕНКО.
[q]r: Как долго длились переговоры относительно Вашего назначения? [/q]
П.К.: Эта часть для меня неизвестна. Та, в которой принимал участие я, длилась в пределах недели.
[q]r: Как Вы считаете, почему Виктор Ющенко предложил Вам пост главы Сумской ОГА? Что для Вас значит это назначение? [/q]
П.К.: Я думаю, мною пройден определенный путь, который позволяет занять этот пост. Я был депутатом Верховной Рады, имею опыт руководящей работы. Для меня этот пост — новая ответственность, очередное испытание конкретной работой моих способностей. Не нужно дополнительно пояснять, что Сумщина — родина президента и это, с одной стороны, — риск, а с другой — еще большая ответственность.
[q]r: Экономическая ситуация в Сумской области непростая. Во многом это связано с временами, когда главой ОГА был Владимир ЩЕРБАНЬ. Как Вы к нему относитесь? [/q]
П.К.: Мое отношение к нему сформировалось после двух событий. Первое произошло в 2003 году. «Наша Украина» проводила в Сумах «Форум демократических сил». Тогда были и плакаты коммунистов, и петарды на площади, и боевики в автобусах. За этим не могла не стоять власть, и она стояла. Второе событие, повлиявшее на мое мнение о Щербане, произошло в 2004 году, когда сумские студенты боролись за то, чтобы из трех вузов не создавали один. И тогда, и теперь у нас разное понимание процессов и разные методы работы.
[q]r: Сейчас по его делу ведется следствие. Как Вы думаете, виновным его признают? [/q]
П.К.: Юридические моменты я комментировать не буду. Хотя у нас такие суды, что некоторым их решениям порою удивляется весь украинский народ.
[q]r: Чувствуете ли Вы его влияние на политические и экономические процессы в области? [/q]
П.К.: Влияние фактора Щербаня пока не чувствую. В любом случае этот фактор не будет предметом переговоров между мною и теми, кто будет его представлять. Я не считаю, что эта политическая сила на Сумщине имеет будущее. Она заслужила о себе соответствующую память. Спросите об этом сумчан.
[q]r: Знали ли Вы о скандале, разразившемся из-за увольнения Нины Гаркавой с поста главы ОГА? Можете ли дать оценку действиям экс-губернатора? [/q]
П.К.: Я не хочу никого оценивать. Оценку нам должны давать люди и президент. Я очень хорошо понимаю, что рано или поздно (хотелось бы, конечно, чтобы он пришел позднее) настанет день, когда будет подписан указ о моем увольнении. И я был к этому готов, давая согласие на то, чтобы занять сейчас этот пост. Так что если меня уволят, я не буду спорить и говорить! «Я справлялся, за что вы меня?»
[q]r: Как долго Вы намерены пробыть главой Сумской области? [/q]
П.К.: Мое главное желание — добиться результата. Чтобы те программы, которые будут реализовываться с моим участием, имели результат, заметный людям. Поэтому хотелось бы дождаться того времени, когда мои наработки будут реализованы на практике. Примерно через месяц мы огласим план действий. Президент очень любит называть это понятием «дорожная карта». Сегодня я собрал заместителей и попросил, чтобы они подготовили ее. Люди должны знать, чего мы хотим достичь и когда это будет сделано. Хочется, чтобы область стала не только примером предметного воплощения программ президента, но и примером политической консолидации национально-демократических сил.
[q]r: Для Сумщины Вы — человек новый, поэтому очень остро стоит «кадровый» вопрос. Будете ли Вы привозить своих людей или обойдетесь сумскими специалистами? [/q]
П.К.: Кадровые изменения будут. Искать людей будем на Сумщине. Чем хорошо приходить в область, в которой нет личностных привязок, так это то, что ты можешь быть очень объективным к людям. Главное для меня — это профессионализм, честность и патриотизм.
[q]r: Свою публичную политическую и руководящую деятельность Вы начинали во Львове. В некоторых материалах местных СМИ Вам давали негативную оценку. Так, журналисты обвиняли Вас, что, будучи главой департамента экономической политики и ресурсов горисполкома, Вы навязали городу покупку маршруток «Пежо», отчего городской бюджет потерял $150 тыс. [/q]
П.К.: Я очень хорошо знаком с этими обвинениями и хотел бы на них ответить. Я работал в городском совете и «Пежо» вводил как коммунальную кампанию. Я доказывал, что она может приносить деньги городскому бюджету, но мне не только не поверили, но и обвинили. Можно было прибыль от маршруток «Пежо» переносить на большой общественный транспорт, который был на дотации. Тогда бы получалась схема самодотации. Я был против такого хозяйствования и вскоре организовал частную компанию и доказал, что мои расчеты были правильными.
[q]r: Также пресса заявляла, что на аукционах по продаже земли, которые Вы курировали, землю продавали по очень низким ценам: от 8 до 20 центов за метр… [/q]
П.К.: Земля продавалась на честных, открытых и публичных аукционах. Просто цены тогда были такие. Думаю, эти материалы в прессе либо политический заказ, либо экономическое невежество. После таких обвинений для меня было принципиально идти к людям и получать их поддержку. Поэтому вместо того, чтобы, как советник Ющенко, получить номер в проходной части избирательного списка, я специально пошел по мажоритарному округу. И победил.
[q]r: Правда ли, что ваша дочка учится в Оксфорде? [/q]
П.К.: Моя дочь — эколог. Закончила Киево-Могилянскую академию. Там же закончила магистратуру. После этого подала заявку на конкурсную программу «British council» и год училась в Оксфорде. В ноябре она закончила свой курс. Получила очень хорошие предложения остаться в Англии — работать в институте ядерных исследований в Оксфорде. Но отказалась и вернулась в Украину, чему я очень рад. Сейчас работает в Киеве. Очень приятно, что она достигла всего своим умом и мой авторитет на нее не влиял.
[q]r: В команде Виктора Ющенко Вы более пяти лет. Сейчас у него очень низкий рейтинг популярности. Чем это вызвано? [/q]
П.К.: Мне кажется, что Виктор Ющенко не декларирует, а демонстрирует принцип демократичного политика. Он человек, который ищет компромиссы за столом, а не тот, кто стучит кулаком по столу. Наше общество больше привыкло ко второму варианту, ведь в основной массе оно осталось тоталитарным. Президент же по своей глубокой сути — демократ. Также, думаю, у президента Виктора Ющенко было бы больше поддержки у народа, если бы все его сторонники больше работали на конкретный результат.
[q]r: Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в «Народном союзе „Наша Украина“»? Кого видите ее главой? [/q]
П.К.: По моему мнению, сейчас в партии начались позитивные процессы. У нас достаточно членов, которые могут ее возглавить. Сейчас вырисовывается где-то 10 таких кандидатур. Личных симпатий и антипатий нет. Я очень поддерживаю принцип прямых выборов. Для меня самое важное, чтобы лидер выбирался всеми членами партии, а не советом, где важную роль играют «подковерные» договоренности.