История сумских «рогатых»
С Химгородка до железнодорожного вокзала первый троллейбус выехал 45 лет назад
У истоков
Первый маршрут открывали без торжественного перерезания ленточек, как любят это делать сегодня, 25 августа 1967 г. Две женщины сели за руль новеньких троллейбусов МТБ-82. Это были Зоя ГЛЕБОВА и Людмила БОРИСЕНКО. За баранкой «рогатого» транспорта они проработали порядка сорока лет. Маршрут движения первого троллейбуса проходил по улице Харьковской, от троллейбусного ДЕПО до железнодорожного вокзала. «Ничего торжественного при выходе троллейбусов на линию не было. Мы просто сели за руль, поехали работать, и так сорок лет. Сегодня я уже на пенсии, но все годы на предприятии вспоминаю с большим трепетом. Я водителем стала в 20 лет, когда выбрала себе профессию. Тогда отбор на водителей троллейбуса был жесткий, поскольку желающих было предостаточно. Тем не менее меня взяли. Из-за того что у меня родилась дочка, я не закончила обучение в Харькове и вернулась в родной город», – вспоминает Людмила Яковлевна. Первый общественный электротранспорт, который выехал на улицы города, – МТБ-82. Машины существенно отличались от современных троллейбусов. «Взять хотя бы то, что в старых машинах окошки были маленькие, лобовые стекла – простые, а не сферические, как сейчас. В них практически ничего не было видно. Особенно зимой, когда они замерзали. Как только ударят сильные морозы – ничего не видно. Приходилось постоянно протирать их рукой, чтобы хоть что-то рассмотреть», – вспоминает водитель первого сумского троллейбуса. Почти полвека назад на линию выходили всего четыре троллейбуса. Сегодня их число увеличилось до 89 единиц. Ежедневно на маршрут выходит порядка 50 единиц техники. «Когда мы выезжали на работу в 60-х, у нас на всем протяжении маршрута было много пассажиров. Да и транспорта на улицах тогда было намного меньше. Не хватало городу техники. К примеру, зимой, когда были сильные морозы или снегопады, все троллейбусы останавливались только потому, что некому было расчищать дороги. Тогда спасали ситуацию сами. Грузовая машина со сгоревшим углем выезжала на дороги, а люди лопатами рассыпали уголь», – делится Людмила Борисенко. Сегодня большинство машин троллейбусного парка устарело. Хотя на маршрут выходит около пятидесяти троллейбусов, они нуждаются в замене.
Праздник с цирком
Свой юбилей коллектив коммунального предприятия «Электроавтотранс» отметили 23 августа во Дворце культуры «Химик». Празднование прошло скромно, поздравления принимали от Конотопского трамвайного управления, коллег-маршрутчиков и от кандидатов в депутаты. Последние порадовали щедрыми подарками — весь коллектив получил новенькую спецодежду и обувь. Глава Заречной районной администрации пожелал начальнику коммунального предприятия Роману ЧЕСНОКОВУ ездить на ягуаре, а коммунальному предприятию присвоил статус перспективного! Повеселил всех собравшихся скромный подарок депутата городского совета Игоря ПЕРЕПЕКИ: «В 1992 г. я пришел работать водителем автобуса в город. Первое, что мне сразу объяснили, – коллег-троллейбусников нужно возить бесплатно. Хорошая традиция, и очень жаль, что она сегодня утеряна. Но я думаю, что мы ее сможем еще возродить. Я думал: ну что можно подарить сегодня работникам электротранспорта? И решил, что сегодня в жизни не хватает цирка. Поэтому всему коллективу — билеты в цирк».
Практически все гости праздника получили грамоты, дипломы, некоторым достались денежные премии. Вспомнили не только водителей, кондукторов или ремонтников – не остались без внимания сторожа и уборщицы.
Врез:
101,68 км троллейбусных сетей проложено по городу Сумы