Сила духа и слова
Как Ганди мирным путем привел Индию к независимости
Чаще всего покоренные народы добывали независимость во время войны в ХХ ст. мирные соглашения были не в почете. Однако Индия – громадная страна с древней культурой – получила ее мирным путем благодаря Махатме ГАНДИ и его жизненной философии.
Кристаллы протеста
Солнечным утром 5 апреля 1932 г. громадная толпа численностью не мене 100 тыс. индийцев приблизилась к берегу Аравийского моря. Невзрачный человек, который шел впереди толпы, набрал в море воды и на небольшом костре выпарил из нее соль. Чашу с кристаллами соли толпа встретила восхищенными возгласами. Так Махатма Ганди в очередной раз продемонстрировал англичанам, что их законы – ничто перед волей индийцев. Английские власти имели в Индии монополию на производство соли, и любой индиец должен был платить властям соляной налог, доходивший до 4000% (!) от стоимости соли. За контрабанду этого продукта тяжело наказывали. Ни Ганди, ни другие участники «соляного похода» платить налог не стали. Британцы отреагировали незамедлительно: Ганди и еще 80 тыс. человек были брошены в тюрьмы. Но остановить борьбу индийцев за независимость это не могло.
Начало пути
В 1900 г. население Индии насчитывало около 290 млн. человек, тогда как колониальная администрация Британии и армейские части могли похвастаться 60 тысячами человек(!). Однако громадная страна с не менее громадными природным ресурсами принадлежала им полностью. Механизм эксплуатации колонии был прост: множество налогов на все и вся, экспорт (фактически бесплатный вывоз) дешевого сырья в обмен на импорт дорогих английских товаров по монопольным ценам. Индийцы были разделены кастово, религиозно, территориально – кроме колониальных штатов, в стране существовало более 500 княжеств с отдельными правителями. Индийская элита училась в британских школах и университетах, и многие ее представители искренне считали, что британское правление- это благо. Ведь англичане несут Индии цивилизацию и обеспечивают мир и порядок в такой разнородной стране. Примерно таких же взглядов придерживался и скромный адвокат Мохандас Карамчанд Ганди. Но Южная Африка, куда он перебрался в поисках работы, поразила молодого индийца неприкрытой расовой дискриминацией индицйцев и чернокожих. Однажды его, прилично одетого адвоката в очках, белые пассажиры вытолкали из трамвая только за цвет кожи. Через полгода, в 1894 г. Мохандас Ганди стал лидером движения индийцев за свои права в ЮАР. Воспитанный в традициях индуизма, он уже тогда начал формулировать свою теорию ненасильственного сопротивления – сатьяграха. К ней он добавил положения христианского учения известного российского писателя, графа Льва Толстого. Основная идея теории состояла в стремлении воздействовать на благоразумие и совесть противника через отказ от насилия и готовность переносить боль и страдания. Насилие в ответ на насилие приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Она также предусматривала полную гласность и открытость, предупреждение противника о всех своих действиях и личную встречу с ним, применение сильных средств только после того, как были испробованы все более слабые. Сатьяграха могла начаться только тогда, когда каждый участник точно представлял себе смысл и последовательность борьбы и был уверен в своей приверженности духу ненасилия. Ганди рассматривал сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом. На практике эта теория вылилась в различные ненасильственные акции сопротивления. Первые из них дали свои плоды – английские власти ЮАР вынуждены были отменить новый закон о дискриминации индийцев. Мохандас Ганди в 1915 г. вернулся в Индию победителем, чтобы начать борьбу за ее независимость.
Шаг за шагом
Как ни странно, сатьяграха нашла приверженцев не только среди индусов, но и среди мусульман. За короткое время Мохандас Ганди стал моральным авторитетом и для той, и для другой общины. В 1920 г. во время очень важных переговоров, которые Ганди вел с целью объединения индуистов и мусульман, мусульмане предложили: они не будут резать коров (животных, священных для индуистов), а индуисты взамен поддержат их движение за халифат. Ганди отказался связывать эти два вопроса. Он заявил, что индуисты поддержат требования, касающиеся халифата, без какой бы то ни было компенсации, поскольку эти требования справедливы. Усилия Ганди стали прямым вызовом англичанам, целенаправленно проводившим политику стравливания между собой двух наибольших религиозных групп Индии. Он предложил индийцам еще одну теорию – свараджа, предусматривающую постепенное внедрение в стране самоуправления вплоть до обретения страной полной независимости. Причем о конкретных сроках ее достижения никто не говорил.
«Соляной поход» стал лишь второй кампанией сатьяграхи. А начиналось все в 1918 г. с кампании по бойкоту английских товаров, да и самих англичан. Ганди призвал отказаться от европейской одежды и обуви и производить их самостоятельно. Он лично сел за традиционную индийскую прялку и выткал для себя несколько метров ткани. Кампания охватила всю страну, индийцы сами пряли ткани, покупали только индийские товары (худшие по качеству) и сжигали английские ткани, приобретенные ранее. Англичане несли громадные экономические убытки, их система эксплуатации страны впервые дала сбой. Недаром прялка впоследствии появилась на флаге независимой Индии. Также Ганди призвал индийцев не платить налоги. Но когда крестьяне одной из деревень в ходе кампании протеста убили нескольких полицейских, Ганди немедленно прервал сатьяграху. Англичане вновь бросили его в тюрьму.
Казалось бы, мирные протесты ничего не дают. Но после «соляного похода» английский вице-король Индии лорд Ирвин вынужден был сесть за стол переговоров с Ганди. Результатом стал пакт 1931 г., по которому власти амнистировали всех политзаключенных, объявили свободу политической деятельности, а М. Ганди согласился отменить кампанию гражданского неповиновения и принять участие в англо-индийском «круглом столе» по выработке реформ управления Индией. Британский парламент в 1935 г. принял Акт об управлении Индией, который фактически предусматривал получение Индией статуса доминиона, т.е. самоуправляемой территории без полноценного парламента и формального руководителя, других атрибутов автономии. Это была первая победа, пусть и неполная.
Конечно, индийцы боролись за независимость не только кампаниями сопротивления. Две крупнейшие политические партии страны – Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига – также вели политическую борьбу за большинство законодательных собраний штатов, хотя и ограниченных в полномочиях, тем не менее позволявших менять ситуацию в свою сторону. Многие индийцы решили получить европейское образование и шли на службу к англичанам, чтобы иметь опыт административной работы.
Мохандас Ганди вошел в руководство партией ИНК, но всегда предлагал неординарные, «неполитические» решения. За политические отвечал Джавахарлал Неру, в будущем – первый премьер-министр независимой Индии.
Достижение цели
Именно Ганди удержал руководство ИНК от опрометчивого шага – поддержки японцев во Второй мировой войне. Когда в 1942 г. японские войска подошли к границам Индии, многим индийцам показалось, что настал момент «ударить ножом в спину» британским войскам, подняв восстание. Ценой огромных усилий Ганди удалось отговорить своих соратников от этого. Но это не означало отказ от дальнейшей борьбы за независимость. В августе 1942 г. Махатма Ганди начал кампанию гражданского неповиновения «Оставьте Индию», требуя немедленного вывода всех британцев. Вместе с другими лидерами ИНК Ганди был немедленно арестован и страна взорвалась от беспорядков, сначала студенческих, а потом и крестьянских. Англичане немедленно выложили на стол старую карту религиозной вражды. Они пообещали Мусульманской лиге создание отдельного мусульманского независимого государства. Межрелигиозная вражда, против которой так боролся Ганди, разрасталась. Ее пик пришелся на 1946 г. в разгар переговоров между ИНК и Мусульманской лигой о разделе страны. Лейбористы, пришедшие к власти в Британии, объявили о намерении начать процесс передачи власти индийцам. Вице-король лорд Маунтбеттен, не забывая об принципе «разделяй и властвуй», предложил свой план раздела страны по религиозному принципу. В июне 1947 г. представители Конгресса, мусульман, общины неприкасаемых и сикхов согласились с ним. Области с преимущественно индуистским и сикхским населением отходили к Индии, с преимущественно мусульманским — к новой стране Пакистан (территории нынешнего Пакистана и Бангладеш). Это означало перемещение миллионов людей из одной части страны в другую и привело к массовому насилию. 14 августа 1947 г. Пакистан провозгласил независимость, на следующий день, 15 августа, это сделала Индия. Но индуисты по-прежнему убивали мусульман, мусульмане — идуистов, не щадя ни женщин, ни детей. Несколько раз Ганди силой своего авторитета усаживал лидеров двух общин за стол переговоров – насилие прекращалось, но не надолго. В январе 1948 г. в отчаянной попытке остановить межнациональные распри он объявил голодовку, объяснив свое решение так: « Уж лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии». 30 января 1948 г., после того как Ганди закончил проект конституции страны, он вышел на порог своего дома, где и был сражен пулями индуистского экстремиста Натхурама Годзе, который был принципиально против компромисса с мусульманами…
С тех пор прошло больше 60 лет. Индия остается одной из бедных стран мира, индо –пакистанское противостояние продолжается, но в то же время индийские лекартва и программисты известны по всему миру. Так или иначе, но страна развивается и ей прочат неплохое будущее.