Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Золотая капля

226

Цены на бензин гонят вверх ситуация вокруг Ирана и украинские олигархи вкупе с чиновниками

Сергей Бондаренко

В Украине подорожание горючего весной – такая же неизбежность, как и сама весна. Поставщики бензина и дизтоплива спешат воспользоваться ростом спроса. Но в 2012 г. цены вверх гонит ситуация, сложившаяся с производством и поставками топлива в Украину.
Весенние посевные работы и массовый выезд автомобилистов на дороги всегда поднимали цены на топливо на украинских АЗС на 10-25%. Но в этом году рост может быть намного больше. Некоторые эксперты считают, что цена “стандартного” А-95 может достигнуть 15 грн./л, а дизтоплива – 12 грн./л. В пересчете на евро эти цены выше, чем в некоторых странах Европы. Более умеренные прогнозы дают рост бензина до 13 грн./л. В чем же причины столь пессимистического сценария развития событий?
Основная – Украина де-факто потеряла свое производство горючего в результате приватизации по воле Леонида КУЧМЫ шести нефтеперерабатывающих заводов. На данный момент в Украине работает только один из них – Кременчугский, находящийся под контролем фирмы “Приват” известного украинского олигарха Игоря КОЛОМОЙСКОГО. В марте 2012 г. российские собственники Лисичанского НПЗ закрыли его, ссылаясь на убыточность производства топлива в Украине. Большая доля правды в этом утверждении есть: украинское производство бензина за последние два года убивает огромное количество контрабандного импортного топлива, которое ввозится в страну без уплаты пошлин и таможенных сборов. В 2010 г. подобные многомиллиардные операции провела фирма “Ливела”, которую связывают с нардепом от ПР Владимиром ЗУБИКОМ. В 2011 г. такая таможенная “дыра” обнаружилась на Феодосийской базе нефтепродуктов. Однако власти проблему контрабанды напрочь игнорируют.
Стоимость импортного бензина сильно зависит от мировых цен на нефть, которые в последнее время росли из-за угрозы войны с Ираном и эмбарго Европейского Союза на поставки нефти оттуда.
Еще один фактор роста цен – отсутствие у правительства реальных рычагов для регулирования цен на бензин. В прошлом году появился акцизный сбор на топливо, но его рост или снижение влияют на рынок незначительно. Поэтому инициативу Кабмина о замене с мая 2012 г. фиксированной ставки этого сбора плавающей эксперты расценивают как временную меру, которая сможет несколько остановить повышение, но не более. Уже десять лет в стране говорят о необходимости возвращения под контроль государства Кременчугского НПЗ и участии госкомпании (того же “Нафтогаза”) в качестве игрока на рынке топлива. Если же добавить к этому решительную борьбу с контрабандой бензина и изменение законодательной базы, то украинский рынок топлива мог бы выглядеть совершенно иначе. Но у нынешней власти для изменений нет ни воли, ни желания. Зато есть интересы.