Джаз — это убойно!
Среди джазовых музыкантов скрипач — большая редкость
В фестивале Bach-fest-2009 участвовали скрипачи: Кирилл СТЕЦЕНКО (Киев), Назар КОЖУХАРЬ (Москва), Игорь ПОЛЕССКИЙ (Шостка). Всех их объединила любовь к классической музыке. Но для Игоря Полесского фестиваль стал ещё одной ступенькой совершенствования как джазового музыканта. Он признался, что скрипачей, играющих джаз, единицы. Накануне концерта в Сумах он дал интервью «r».
[q]r: Игорь Юрьевич, считаете ли Вы себя джазовым музыкантом? [/q]
Игорь Полесский: Считаю себя просто музыкантом. Джазом я увлечён, и очень сильно. Джаз — это своего рода пропаганда музыки. Им я не зарабатываю на жизнь. Чаще приходится играть академическую музыку.
[q]r: Джаз рождает другие ощущения? [/q]
И.П.: Джаз — это убойно. Тем более что это современная музыка.
[q]r: Кто из скрипачей, играющих джаз, Вам нравится? [/q]
И.П.: Из легендарных — Дидье Локвуд, Стаф Смит и Жан Люк Понти. Из современных — россиянин Владимир ВЕТТА. Но он не исполняет джаз постоянно, а играет разную музыку. Ещё Максим ВЕНГЕРОВ. В Европе джазовой Меккой считается Париж. В предвоенные годы, когда играл знаменитый французский скрипач Стефани Грапелли, открылось несколько клубов, куда часто приглашали играть американцев. Благодаря этому там сложилась джазовая школа.
[q]r: Джаз — коллективное творчество или индивидуальное? [/q]
И.П.: Чтобы играть джаз, нужны партнёры. Для нас это трио Владимира ПРИХОЖАЯ и Валерий СТЕПАНЕНКО. Мы с Валерием представляем дуэт «Двое». Он играет на фортепиано. Потом на сцену выходит трио Владимира Прихожая, и я присоединяюсь к ним. Эта музыка заводит, хотя это классика. Она звучит в стиле свинг.
[q]r: Где Вы преподаёте музыку? [/q]
И.П.: В детской школе искусств. Разумеется, скрипку. Преподавал и импровизацию, но она у нас не пошла. Этим надо заниматься не с любым ребёнком, как высшей математикой.
[q]r: Вы играете на других инструментах? [/q]
И.П.: На фортепиано, но не профессионально. Могу импровизировать, грамотно строить аккомпанемент. У меня есть несколько произведений для фортепиано. Сейчас пишу сонату для фортепиано и скрипки. На концерте прозвучит моё произведение «Самба» в аранжировке Валерия Степаненко.
[q]r: Современные технологии помогают? [/q]
И.П.: Пользуюсь компьютером. Это удобно. Существует много программ для нотных записей, в том числе с партитур. Можно записать фонограмму.
[q]r: В фестивале Вы участвуете не впервые. Что это дает? [/q]
И.П.: Он поднимает дух. Ты общаешься с разными музыкантами, можешь познакомиться с различными стилями. Когда видишь звёзд, это организовывает тебя, ты хочешь чего-то добиться. Приятно, что нас пригласили. И в провинции хочется делать настоящую музыку.
[q]r: По отношению к планете Земля Луну тоже можно воспринимать провинцией. Вы бы хотели сыграть на Луне? [/q]
И.П.: Хотелось бы, но лучше не на Луне, а на какой-нибудь обитаемой планете. Было бы здорово. Я верю, что человечество не останется на Земле.
[q]r: Как Вы думаете, животные понимают музыку? [/q]
И.П.: Думаю, что понимают. Может, не все. Не секрет, что музыку чувствуют собаки, кошки и лошади. Если играешь фальшиво, они могут на это отреагировать. У меня дома животных нет. Но мне рассказала ученица, как на её игру отреагировала маленькая кошечка. Как только она начинала фальшивить, кошка сильно мяукала. И наоборот, мурлыкала, когда фальши не было, т.е. музыка звучала более ритмично. Музыка — это информация в виде вибрации, и как ты её кодируешь своим мастерством, так она и воздействует на всех, кто её воспринимает.
[q]r: Вы давно увлекаетесь музыкой? [/q]
И.П.: С детства. В Сумах окончил музыкальное училище по классу скрипки. Поработав два месяца, ушёл в армию. Служил в Киеве в Государственном ансамбле песни и пляски, где по-настоящему увлёкся джазом, хотя в училище пробовал импровизировать. В армии прошел оркестровую школу.
Мы выступали в Ростове на Дону (Россия), Кишинёве (Молдавия), Кошице (Словакия) и др. По Украине с гастролями ездили много.
После армии вернулся в Шостку, работал в школе. Валерий Степаненко предложил играть вместе. Он джазом увлёкся после того, как в 1971 г. в Киеве побывал на концерте знаменитого Дюка Эллингтона. Сначала Валерий организовал несколько наших совместных выступлений. В Шостке есть небольшой клуб, где мы впервые выступили под Новый год.
[q]r: Какой джаз вы с Валерием играете? [/q]
И.П.: Играем нестандартный джаз. Он открывает необычайные творческие горизонты. Творческий простор в многочисленных джазовых стилях до конца не исчерпан. Тем более что джазовые скрипки в Украине можно, как говорится, по пальцам сосчитать. Играть джаз на скрипке невероятно сложно. Хорошее академическое образование — это половина успеха. Надо обладать импровизационными способностями, которые может дать только Бог. Потом найти свой путь в импровизации, свои упражнения, свой подход, что можно сказать о любом стиле, но в джазе это особенно важно. Поэтому каждое выступление джазменов неповторимо.