Несолнечный город
Особенности Национального Менталитета / Облученные Кретиноскопом / Рюрика На Царство! / В Макондо – Дожди
Сборная Украины по футболу, фаворит в стыковых играх с Грецией, не едет на чемпионат мира. А сборная Словении, на которую никто и ломаного гроша не ставил, победив мощную Россию, едет. В этих фактах нет ничего необычного, так бывало и раньше, и мы не будем анализировать спортивные стороны – это дело экспертов. Интересен фон, на котором это происходило. Перед матчем нашей сборной разгорелся нешуточный скандал вокруг определения места встречи и цен на билеты. Скандал стал продолжением противостояния за власть в украинском футболе между Ринатом Ахметовым с одной стороны и Григорием Суркисом и Игорем Коломойским с другой.
В результате стадион был заполнен на 3/5, а болельщики, которые таки пришли на трибуны «Донбасс Арены», освистывали игру своей команды практически половину игрового времени. Можно представить настроение футболистов сборной Украины, которые вышли на самый важный матч сезона и увидели полупустые трибуны. Играли отвратительно, много ошибались – и каждая неудача сопровождалась недовольством трибун. В маленькой Словении главный стадион был заполнен до отказа – аж 12 тыс. зрителей. Но впечатление было даже от телевизионного просмотра такое, что там – все 100. Любое действие словенского игрока – удачное или неудачное – сопровождалось бурными аплодисментами. Сумасшедший настрой трибун передался игрокам, которые сделали невозможное – победили. Да, судья был несправедлив, но никто не скажет, что словенские футболисты не заслужили своей игрой поездку в ЮАР. Вся Словения заслужила это право. Потому что все без исключения – премьер-министр, который, как и обещал, после победы почистил бутсы футболистам; пресса, которая вселяла уверенность; болельщики, которые не освистывали своих игроков, а подбадривали их; и даже юноши, подающие мячи, — работали на позитив и результат. Футбол – это зеркало общества. И мы, освистывающие сами себя, еще хотим побед? И мы еще ропщем на какую-то несправедливость? Мы еще хотим хорошей жизни, справедливого общества, хотим быть успешными? Помилуйте, с чего бы это? У нас же просто в крови – растоптать, забросать грязью, освистать, заклевать шоблой. Успех у нас не приветствуется органически, нам почему-то все что-то должны. Ужасно это осознавать. Ужасно осознавать, что общество, в котором мы живем, деградирует. Ужасно осознавать, что в этом обществе деградируют личности. И ты сам – ты сам тоже деградируешь, потому что в конце концов принимаешь эти правила – незаметно, будто бы невзначай. Наверное, настало время освободиться от этих наваждений. Наверное. Если хватит времени, сил и терпения.
Это один из ответов на вопрос, почему в стране так популярны две политические силы – БЮТ и ПРУ. Этот феномен долго оставался для меня загадкой. Сколько уже было сделано невыносимо отвратительных действий – им все нипочем, их рейтинги растут. Фальшивая эпидемия гриппа. Трагикомедия на человеческом горе. Пиар, пиар и еще раз пиар, как завещал великий Ленин. Вспомним, как прошлой зимой людям выписывали больничные не больше, чем на три дня, а диагноз записывали исключительно «ОРЗ», для того чтобы Сумская область не перешагнула, не дай бог, эпидемический порог. А ведь сколько болело людей, сколько человек получили осложнения только из-за того, что вынуждены были долечиваться на ногах, на работе. И никого это не волновало. Без сомнения, этой осенью болезнь приняла очень тяжелые формы, врачи разводят руками, не зная, что делать, – это так. Но то, сколько политиков стало скакать козлами и козочками, борясь с «эпидемией» на телеэкранах, – вот это настоящая эпидемия. Анекдот. У армянского радио спрашивают: «Правда ли, что господин Оганесян выиграл вчера 10 тыс. долларов в казино?» Армянское радио отвечает: «Не господин, а госпожа, не Оганесян, а Суакисян, не 10 тысяч, а 15, не долларов, а евро, не выиграл, а проиграл, не вчера, а позавчера. Все остальное – правда». Так и с эпидемией.
Лидеры ПРУ и БЮТ с 2003 года по очереди занимают пост премьер-министра, т.е. вот уже почти семь лет эти две политические силы ответственны в полной мере за ситуацию. Что они изменили в экономике, медицине? Разве на местах, где эти политические силы имеют большинство, не происходит беспредел, с удвоенной энергией не дерибанится земля и имущество?
Так если две трети украинского общества, несмотря ни на что, поддерживают такую идеологию этих двух партий, то что мы хотим? А, они за русский язык в цитатах Анны Ахметовой? Ну, так вы русский язык с крымским сепаратизмом вместо масла себе на бутерброд и намазывайте. Но не нужно требовать справедливости в суде или в милиции – эти модели ее не подразумевают, и, вне зависимости от того, на каком языке написан протокол, отбитых ментами почек вам не спасти. Так что между таким выбором и нынешней ситуацией в государстве нет никаких противоречий – все логично до неприличия. Мы делаем выбор, как нам жить, – они его реализовывают. Вот и все. Нам просто так нравиться.
Где же выход? Мой коллега Игорь Касьяненко предложил оригинальную идею. Не только тренера в сборную Украины по футболу нужно приглашать иностранного, но и президента страны, и премьер-министра, и всех депутатов тоже. Как это сделали наши предки-славяне, мудрые ж были люди… Правда, говорят, у всех людей, которые долгое время пребывают у власти, меняется химический состав крови, так что не факт, что сработает, но в качестве эксперимента можно попробовать.
Президент говорит, что разочарован итогами Майдана не меньше, чем все остальные. Какая нелепость. Он говорит, что ему не стыдно ни за один свой день президентства. А мне вот стыдно. Только не за то, что мы делали тогда, в 2004-ом, борясь с фальсификациями, а за то, что мы не сделали потом, наивно доверясь лидерам. Это же мы, а не они упустили свой шанс на нормальное общество. Они-то свой шанс как раз реализовали, находясь при власти, – свой персональный шанс на лучшую жизнь.
Путин публично и не в первый раз насмехается над президентом страны, а рядом подхихикивает этим издевательствам премьер-министр Украины. Наверное, Тимошенко должна была встать и уйти – это же ее страна, ее президент, это наше дело, а не их. Это мы можем рассказывать анекдоты о своем президенте, мы, но никто другой. Потому что президент – это факт состояния и состоятельности государства, не говоря уже о дипломатическом такте и принятых международных нормах поведения. Это унизительно не для президента, это унизительно для всей страны, включая премьера. Если премьер, конечно, ощущает себя частью этой страны. Но чего не сделаешь ради поддержки влиятельного соседа с севера и новых голосов на выборах на юге и востоке?
В ридном сити три недели нет солнца. Практически все время идет противный дождь. Как в деревеньке Макондо из романа Маркеса «Сто лет одиночества». Лица людей преимущественно хмурые и недовольные. «Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее иль пусто, иль темно…» — это уже Лермонтов. Зато у нас все обо всем знают. «Я тут в Техасе был, так…» «А-а, знаем-знаем, все американцы тупые!» У Незнайки были приключения в Солнечном городе. У нас, у Всезнаек, продолжаются приключения в нашем Несолнечном сити. Хочу быть Незнайкой.
Будьте приветливы. До новых увлекательных встреч. Жизнь прекрасна. Даже в Макондо заканчиваются дожди.