Киевлянин в Голливуде
Илья ВОЛОХ — самый снимающийся и высокооплачиваемый американский актер украинского происхождения
До восьмого класса Илья учился в Киевской школе N 164. Добившись высоких результатов в гребле, попал в спортивный интернат. Выступал в сборной СССР, а в 1982 г. выиграл чемпионский титул на юношеском первенстве мира в Италии. Без экзаменов был зачислен в Институт физкультуры. Но, вернувшись из армии, пошел в самодеятельную театральную студию при ДК. Здесь его призвание «диагностировал» Иосиф КАЦ, заявив, что Илье нужно учиться актерскому мастерству в Москве или Питере. Илья поехал в столицу СССР, сдал экзамены во все театральные вузы — и везде прошел. Выбрал курс Александра КАЛЯГИНА в школе-студии при МХАТе. С ним учились Александр СТРИЖЕНОВ, Юлия МЕНЬШОВА, Александр ЛАЗАРЕВ, Владимир МАШКОВ, Евгений МИРОНОВ. Илья подружился с Андреем ПАНИНЫМ, с которым жил в одной комнате общежития.
Заморское счастье
В 1988 г. московские студенты ездили на фестиваль в Эдинбург (Англия). А через два года всем курсом поехали в школу искусств в Северной Каролине (США). Илья Волох играл в двух спектаклях — чеховской «Чайке» и «На бойком месте» Островского. Он играл Треплева, а американская актриса — Заречную. Через несколько месяцев американский курс приехал в Москву — то же самое повторили на сцене МХАТа.
Илья познакомился с Каей из Сан-Франциско. Она окончила театральную школу и мечтала играть в одном из нью-йоркских театров. Помолвку отметили в ресторане «Якорь» на ул. Горького (сейчас Тверская). Гулял весь курс, включая педагогов — Калягина и Аллу ПОКРОВСКУЮ.
В 90-м Илья получил диплом и приглашение в четыре театра, включая МХАТ. Отказался от всех — в Лос-Анджелесе ждала невеста.
«Уж очень хотелось в Голливуд! И потом я знал: если станет совсем невмоготу, смогу вернуться. Я же уезжал не так, как эмигранты 70–80-х годов, которым путь назад был закрыт. И все-таки первые два месяца, когда было особенно тяжело, я звонил Ефремову», — вспоминает Илья. «Ну, — сказал Ефремов, — вы там устраивайтесь и… приезжайте назад!»
Реальная Америка
Илье с Каей негде было жить — приходилось снимать квартиру. Но самой важной проблемой оказался язык — быть актером в США, не зная английского, нереально. А Илья даже с женой изъяснялся на французском.
Кем только не работал выпускник школы МХАТ! Нарезал бутерброды в маленьком магазинчике, жарил цыплят. Следующая работа — на кладбище — казалась раем после горячей кухни. От поставщика цветов для покойников Илья «дорос» до агента по продаже кладбищенской земли. В 1994 г. за трудовые достижения был награжден именным «кладбищенским „Оскаром“». Но Илья, уже прилично освоив английский, стал ходить на пробы.
Американское кино
В 1993 г. Илья Волох сыграл первую эпизодическую роль. Стал участвовать в телешоу. В США проснулся интерес к русским, и предложений было много. Свою карьеру в Голливуде Илья отсчитывает с 1995 г. — первой приличной кинороли.
« У нас без актерского диплома практически невозможно пробиться. Нет, были, конечно, люди, которые из самодеятельности выходили. Например, Ия САВВИНА, но это, скорее, исключение из общих правил. А в Америке любой человек может в Лос-Анджелесе попытать счастья, даже если он приехал из такого далекого штата, как Небраска или Алабама. Если у него есть способности, он может их развивать в актерской школе и одновременно сниматься в кино», — делится впечатлениями Илья.
В Америке об актере зачастую судят по внешности, у них это называется «look» — как ты выглядишь. Но чтобы на него посмотрели, нужно попасть на кастинг. А для этого — найти агента, который будет представлять актера на студиях. В Америке более 300 таких агентств, не считая менеджеров-одиночек. Голливудские киностудии получают тысячи писем-предложений от агентств и смотрят прежде всего на … конверт. Сначала просматривают предложения крупных агентств. На пробы приглашают по 10–15 человек, и не всегда выбирают самых талантливых. Часто предпочитают актеров с кассовыми именами.
В Голливуде есть выражение — «успех за одну ночь» — аналог нашего «проснуться знаменитым». И вот этой самой ночи люди ждут по 10–15 лет, играя маленькие роли в надежде на то, что однажды их заметят и пригласят на большую.
Театр
Вернулся актер и на театральную сцену — чтобы не утратить профессионализм. «Кто-то, я помню, очень хорошо сказал: профессия актера здесь требует жизнерадостности, упругости теннисного мячика и толстокожести носорога, — говорит он. — Моя американизация — не заваливать другого, ближнего, знакомого своими проблемами, жизнерадостность (может быть, даже показная), еще большая настойчивость».
Театров в США полно, но денег у них нет. Актеры тратят свои деньги, чтобы быть на виду, приглашать людей, продвигать спектакль. Хотя Лос-Анджелес не считается театральным городом. Нью-Йорк более театральный.
От первого лица
«Я снимался с Харрисоном ФОРДОМ, Гарри ОЛДМЕНОМ („Самолет президента“), Шоном ПЕННОМ („Разворот“), Ником НОЛТИ, Дженнифер ЛОПЕС, Джоном ТРАВОЛТОЙ („Рыба-меч“). Честно говоря, задушевных разговоров не было, в основном мы обсуждали рабочие моменты.
Наилучшее впечатление произвел на меня Джордж КЛУНИ — очень обаятельный, юморной и деятельный человек, энергия из него так и брызжет. А Траволта, наоборот, очень спокойный, почти расслабленный, но цену себе знает. Во время съемок он попросил ассистента принести ему попить. А когда тот пришел с подносом, глянул и очень тихо, даже мягко сказал: „Я не просил фруктовой!“ Вы бы видели, как метнулся провинившийся ассистент!
Лос-Анджелес — Мекка, в которую из всей Америки съезжаются желающие попытать счастья. Женщинам труднее: ролей для них пишут мало, а желающих сняться много. Например, я не считаю Джулию РОБЕРТС такой уж красоткой. Трудно сказать, почему тот или иной актер выходит на большой экран и становится знаменитым.
У меня на съемках есть своя комната, на которой написано: „Илья Волок“ (так пишут мою фамилию американцы). Там все необходимое: шкафчик для одежды, телевизор, который можно посмотреть в перерыве, туалет, душ, кондиционер. Если же съемки проходят на натуре, отдыхать можно в вагончиках. Но мое любимое место на съемочной площадке — возле стола с едой».
Соотечественники
Илья не упускает возможности поработать с земляками. Больше всего любит сериал Родиона НАХАПЕТОВА «Русские в городе Ангелов», где сыграл незадачливого нового русского, богатого нефтяника из Тюмени, которого едва не отравили жена с любовником. Дружит с Сашей КУЗНЕЦОВЫМ (актер, сыгравший главную роль в картине «Джек Восьмеркин — американец»), который снимается и в России, и в США.
Илья в российских фильмах не снимается: «Я боюсь: вдруг уеду и пропущу какую-то роль здесь. А по деньгам, как вы понимаете, это несравнимые вещи. Сейчас тут снимается мой бывший однокурсник Володя МАШКОВ, мы с ним как-то виделись на вечеринке. Раньше встречал Наташу АНДРЕЙЧЕНКО, пару лет назад она хотела сделать на каком-то из российских каналов программу о Голливуде и даже брала у меня интервью. Но после развода с ШЕЛЛОМ гораздо реже приезжает в Америку».
Американская экономика
«В творческой профессии никогда не знаешь, когда в следующий раз будет возможность заработать. Поэтому я купил сначала одну квартиру в Лос-Анджелесе, потом еще одну. Это оказалось очень выгодным вложением денег. Во-первых, в Голливуде недвижимость в последнее время выросла в цене, а во-вторых, эти квартиры я сдаю в аренду.
В Америке, в отличие от СНГ, очень совершенный и жесткий закон об авторском праве. Я исправно получаю гонорары за все свои роли, даже самые маленькие, от всех видов проката — показов по телевидению, выпуска кассет. Это очень приличные деньги. За их выплатой внимательно следит актерский профсоюз, в который я вступил, как только начал сниматься. Правда, продюсеры иногда пытаются жульничать, но с актерским профсоюзом шутки плохи. Вообще, очень мощная организация — они и пенсии актерам выплачивают. В результате мой годовой доход раза в два больше, чем у любого представителя среднего класса».
Семья
С Каей Илья давно расстался. Иногда посещают мысли о семейном счастье. В Америке вообще иное отношение к браку: женщины в 35–40 лет рожают первых детей.
Маму Илья забрал почти сразу же, как уехал в США. У нее своя квартира в Лос-Анджелесе. Отец остался в Киеве.
Илья более десяти лет не был в родном городе. «Первое время сильно тянуло домой, и я приезжал повидаться с друзьями, — говорит он. — А потом все как-то некогда было».
Илья Волох родился в Киеве в 1965 г. Отец — потомок Симона Петлюры — был советским служащим, мать — доцент вуза. Дед по материнской линии — эмигрант, которому вздумалось вернуться из Франции в Украину, — не вернулся из ГУЛАГа.