Воспоминания
В 1917 г. после захвата большевиками Петрограда в Сумы к родственникам приехала семья российского генерала Михаила БЕЛЯЕВА. Его брат Иван заканчивал Сумской кадетский корпус. Много лет спустя, в Парагвае, Иван Беляев написал книгу «Записки русского изгнанника», в которой упоминает г. Сумы.
Утром, по приезде, мы остались сидеть на вокзале, а папа поехал в город, который находился не так уж близко от железной дороги. Когда он вернулся, мы на двух извозчиках отправились в гостиницу «Марсель» и там расположились в довольно неаппетитном номере. …Эта гостиница мне впоследствии всегда вспоминалась при чтении «Похождений Чичикова» и других повестей о русской провинции, настолько она во всем соответствовала неславному стандарту русских уездных пристанищ. Пробыли мы тут двое суток, а обедать один раз ходили поблизости в ресторан «Гранд-отеля». Тут я опять познакомился с новым кулинарным термином «свиная отбивная» — котлета с косточкой.
Пока мы уныло сидели в «Марселе» и созерцали в окно неприветливую ноябрьскую погоду, мама сделала визит к Анне Федоровне (Голенищевой-Кутузовой, жене сумского прокурора.-r) и с ней вместе мы отправились неподалеку в боковую Перекопскую улицу, где на квартире доктора Сахарова были приготовлены две меблированные комнаты. Квартира была на втором этаже, наши комнаты окнами выходили во двор, виднелось несколько голых деревьев и какие-то задворки. По двору ходили четыре утки с красавцем селезнем во главе.
Очень скоро мы всей семьей сделали визит Голенищевым-Кутузовым, и нас пригласили на обед в ближайшее воскресенье. Они жили на главной улице на первом этаже большого здания с надписью «Окружной суд». Горничная носила накидку, и это казалось признаком, как бы теперь сказали, «высокого стандарта».
Сам Дмитрий Федорович (Голенищев-Кутузов.-r) был высокий старик с седой бородкой, не то чтобы очень важный, но вести себя у них надо было безукоризненно, и это немного тяготило поначалу. Впрочем, тетя Аня нас так приветливо и ласково встретила, что все обошлось совсем хорошо, и мы себя стали чувствовать непринужденно. В первый же приход она нас усадила за карты и научила играть в «короли», чем мы очень увлеклись и не заметили, как прошло время.
Меня удивило, что в воскресенье перед обедом Дмитрий Федорович пришел к нам с визитом, посидел немного и ушел. Мама объяснила, что он, как вполне благовоспитанный джентльмен, вернул визит! А мне это показалось очень диким: зачем приходить, когда мы в тот же день пойдем к ним обедать?