Великая Поднебесная
26 дней в Китае. Путешествие по Срединному царству: от Пекина — до Зондиана, от Куньминя — до Шанхая
От редакции. Осенью минувшего года трое сумчан около месяца путешествовали по Китаю: Пекин, Пинъяо, Лоян, Сиань, Чэнду, Лешань, Куньминь, Дали, Лицзянь, Шангрил-Ла, Лугу, Шанхай. С этого номера мы начинаем публикацию их дорожных наблюдений.
Читателей ждут семь увлекательных историй о Запретном дворце Гагуне и Храме Неба в Пекине, Великой Китайской стене, пекинской утке и пекинской опере, старых городах, затерянных в предгорьях Тибета, Терракотовой армии и монастыре Шаолинь, пещерах 100 тысячи Будд, самой большой в мире статуе сидящего Будды, даоских горах и философах Лао-цзы и Конфуции, о городе вечной весны Куньмине, бамбуковой водке и закуске из змей и скорпионов, о суперсовременном мегаполисе Шанхае и многом-многом другом. Китай — это действительно великая страна. Постичь ее за месяц — невозможно. И все же давайте попытаемся.
Почему Китай?
Много ли еще стран на планете могут преподнести путешественнику потрясающий микс: великие история, философия, живопись, литература, религия и в то же время такая впечатляющая современность? Гигантский экономический скачок совершил Китай за последние 20 лет. Одной этой причины достаточно для повышенного интереса к стране. Почему у китайцев получилось, а у нас — нет? Какую роль играет Коммунистическая партия Китая и как уживаются (успешно и мирно!) две разные идеологии: коммунистическая и либеральная?
Вряд ли нам удалось получить ответ эти вопросы. Но мы расскажем, что видели, чему удивлялись, что пережили искренне и с уважением к Китаю и китайцам. Возможно, сумчанам, бывавшим в Поднебесной неоднократно, эти выводы покажутся спорными, но мы — путешественники и наблюдатели и допускаем, что некоторые впечатления не совсем точны.
Трудности перемещений
Попасть в Китай можно и поездом: две недели заоконных пейзажей по маршруту Москва-Пекин. Поэтому лучше самолетом. Билеты Киев-Пекин и Шанхай-Киев обошлись в общей сложности $885, еще $85 — за услуги туристического агентства и визу. Визу можно получить дешевле ($50), но поездки в Киев, очередь у посольства и ночевки под его дверью не стоят того. Одноразовая туристическая виза дает право пребывания в стране в течение 30 дней на протяжении любого из трех указанных месяцев.
Живя скромно, за месяц в Китае можно уложиться в $1000, включая переезды. В целом, путешествие нужно рассчитывать, исходя из $40 в сутки. В эту сумму входит еда, жилье, билеты на транспорт, сувениры, покупки и т.д. А если быть еще скромнее, можно вписаться и в $20. Но тогда придется перемещаться автостопом, питаться китайской едой и ночевать в палатке, а это чревато общением с полицией. Мы избрали привычный вариант путешествия под девизом: «Увидеть как можно больше, потратить как можно меньше!».
Время путешествия — середина октября — середина ноября — выбрано не случайно. Во-первых, горячий туристический сезон уже закончен, хотя путешественников много. Это преимущественно китайцы, т. к. в стране существует хорошо финансируемая государственная программа по развитию внутреннего туризма. Правительство великолепно регулирует этот сектор рынка, умело привлекая частный бизнес. Для туристов сделано все — и даже немножко слишком.
Достопримечательности превращены в аттракционы, где от аутентичности остались лишь красивые легенды в путеводителях. Например, стены древнего храма Будды в Сиане обиты обычным пластиком! Сама Великая Китайская стена поражает качеством современного цемента и камня. Впрочем, большинство людей такие детали не интересуют: важен факт присутствия в легендарном месте, обязательно запечатленный на фото или видео. В общем, путь, избранный в массовом туризме правительством Китая, дает великолепный культурологический, экономический и политический результаты. На этом фоне усилия наших властей — хаотичное бесцельное движение.
Во-вторых, окончилась праздничная неделя и очередной съезд Компартии Китая, народу в Пекине стало меньше. В-третьих, через год в Китае пройдут Олимпийские игры, после которых путешествие будет наверняка не таким дешевым.
Проживание и перемещение
Путешествие совершено в автономном режиме, без туристических агентств и других платных консультантов. Получили визы, рассчитали маршрут и затраты, купили билеты на самолет, сложили рюкзаки — и в путь. Для такого путешествия нужно иметь большую карту Китая (можно купить в Киеве на Петровке, 70 грн.). Хорошие помощники в путешествии — путеводители Lonely planet (на английском, около $50), «Нэшенл Джеогрефик» и «Вокруг света» (оба на русском, 50–70 грн.). Но самой ценной информацией поделятся опытные путешественники. К сожалению, среди них мало украинцев. Для многих австралийцев, датчан, американцев, не говоря уже о китайцах, мы были первыми украинцами, которых они видели живьем. Об Украине не знают практически ничего. Приходишь к выводу, что в мире мы действительно ничем не знамениты и потому непопулярны. Кто интересуется футболом, тот знает Андрея ШЕВЧЕНКО, кто увлекается боксом — братьев КЛИЧКО. Но таких мало, да и знание фамилий спортсменов не предполагает знаний о стране. Наверное, Украине есть что показать миру и чем гордиться, но миру об этом неизвестно.
Для большинства китайцев Украина (Укалан, кит.) — терра инкогнито, абсолютно неизвестная страна. В телефонном реестре для международных звонков с нас взяли 4 юаня за минуту, как и со всех стран Евросоюза, а звонки в Россию стоят 2 юаня. Это один из тех случаев, когда переплачиваешь деньги с чувством собственного достоинства!
Автостоп в Китае — не для слабонервных: можно оказаться и в полиции. Китайские водители думают: если ты на дороге тормозишь машину, значит, у тебя беда — и везут прямо в участок. Ну не понимают они, что может заставить человека носиться по дорогам чужой страны с рюкзаком за спиной! Зная это, мы ездили поездами, автобусами, а из Куньминя в Шанхай в целях экономии времени — на самолете (дешево). Поездом — те же деньги, но 46 часов пути вместо трех. В городах пользовались общественным транспортом, изредка — такси, которые там дешевы.
Эти замечательные китайцы
История, культура, экономика — все это плоды человеческой жизнедеятельности. Люди — основная ценность, главная составляющая успеха Поднебесной. Удивительно трудолюбивые, выносливые, неприхотливые, одинаково добросовестно выполняющие любую работу — от мытья урн до огранки драгоценных камней. Еще Бертран РАСЕЛ в 20-х гг. говорил: «Удивлен, насколько в среднем каждый китаец образованнее и культурнее европейца». Трудно судить, насколько актуален сейчас вывод философа, но что касается толерантности, сдержанности, воспитанности, организации социума — китайцы ушли далеко вперед от украинцев. А может быть, и всех европейцев.
Чистота в китайских городах поражает. За месяц пребывания в Китае нас ни разу не толкнули — это при таком количестве людей! Столкновение с агрессивной украинской реальностью после спокойной, уравновешенной китайской просто шокирует. Китайцы немного говорят, зато очень много, быстро и ответственно работают. Так как распитие алкоголя — не самый популярный вид досуга, наутро у китайцев не болит голова, они неприхотливы в еде — в общем, они идеальные работники. В Украине нам приходилось видеть мало случаев такого радостного и качественного труда, как у рядового китайца. И трудно понять, на чем покоится украинское презрение к «китаезам».
Это великий народ, внесший в копилку мировой цивилизации столько изобретений, достижений науки, техники, медицины, прекрасных произведений искусства и литературы, переживший глубокие социальные потрясения (не меньшие, а то и большие, чем Украина) и тем не менее снова нашедший в себе силы стать мировым лидером. И самое главное достижение Китая — их снова много. Хотя проблем хватает: Тайвань, Гонконг, Макао, Урумчинский АО, Тибет. Китай коммунистический движется вперед. Их коммунисты оказались умнее и практичнее советских.
Наш вывод парадоксален: проблема не в том, что их много, а в том, что нас мало.
(Продолжение в сл. номере)
В 1965 г. китайцев было 500 млн., сегодня — 1 млрд. 300 тыс. 90% населения — люди титульной нации хань. Сегодня каждый четвертый житель планеты Земля — китаец. Это важно, чтобы понять, почему Китай до сих пор един и непобедим.
Язык до Шанхая доведет
Для того чтобы путешествовать и не ощущать себя идиотом, достаточно базовых школьных знаний английского языка и более-менее обширного словарного запаса.
Много молодых китайцев знают иностранный язык примерно на этом же уровне, поэтому не пропадете. Впрочем, путешествовать можно и без английского: как известно, человек воспринимает около 70% информации не вербально. Но это уже — полный экстрим, который обойдется, прежде всего, в деньги, т.к. о многих жизненно необходимых нюансах вы просто не сможете узнать. В любом случае в «правильных» путеводителях названия всегда дублируются китайскими иероглифами, и, чтобы попасть в нужное место, достаточно показать нужное слово водителю автобуса или таксисту. Последние, впрочем, готовы везти вас куда угодно, даже если ничего не поняли, поэтому необходимо заранее убедиться, что вы поняты верно, и сопроводить, если у вас хорошее настроение, текст жестами, например, как в кинофильме «Бриллиантовая рука»: «Паровоз, Чэнду, гоу-гоу! Ту-ту!!!». Иногда помогает, а если нет, то хотя бы весело.
Что же касается китайского языка, то слухи о его сложности не преувеличены. Не вдаваясь в детали (кто интересуется, может глубже изучить этот вопрос непосредственно в Сумах: недавно у нас открылись курсы перевода). Даже простые слова (ни хао — «привет», сесе, щеще, шеше — «спасибо») в разных регионах произносятся по-разному и вначале вызывали сложности. В принципе, достаточно услышать фразу «Во бу-хуй шо хань-юй», т.е., «Я не говорю по-китайски», чтобы понять, что для нашего уха все не так просто. Впрочем, по нашему виду и так было понятно, что мы не китайцы…
Отдельная песня — иероглифы. Интересное наблюдение: как только начинаешь идентифицировать, различать лица китайцев, убеждаясь, однако, в том, что все они очень разные, сразу же начинаешь идентифицировать и иероглифы. Мы назвали этот процесс визуальной адаптацией.
Надо сказать, что по сравнению с путешествием в Индию поездка в Китай была легче многократно и, скажем так, цивилизованнее: чисто, аккуратно, доступно, вкусно, дешево. Учитывая ограниченный бюджет, мы останавливались в хостелах (в Китае очень развита эта система, $3–8 в сутки с человека) и дешевых гэст хаусах (цена такая же). Хостелы — система молодежных общежитий, комнаты для 3, 4, 6, 7 или 8 постояльцев. Есть комнаты и на 10 человек. Практически в каждом хостеле можно бесплатно взять карту города, получить информацию о маршрутах, на рецепшене милые девушки за $5–6 комиссионных помогут заказать билет на поезд или автобус, избавив от необходимости простаивать в огромных очередях на вокзалах. В хостелах есть недорогие кафе (еда адаптирована к европейской, порции большие), здесь же можно бесплатно оставить на время рюкзаки; как правило, бесплатный Интернет. В общем, удобно и недорого, а главное, хостелы — это место встречи путешественников со всего мира, и вот здесь знание английского очень пригодится. Русскоговорящих мы встретили лишь в Пекине и Куньмине.