Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Татьяна Суркова. Путь открытий

465

Чтобы быть преподавателем, считает Татьяна СУРКОВА, нужен талант — без него ничего не получится

Виктория Данченко

Попав на самую первую выставку художественной школы, Татьяна Николаевна поняла, что это то, чем бы она хотела заниматься, — работать с детьми. К концу каждого отпуска Татьяна Николаевна начинает скучать по своим подопечным, по общению с ними, и, по ее наблюдениям, у нее даже начинает портиться характер. Глядя на детей, как они «вкусно», с удовольствием рисуют, преподаватель и сама вдохновляется на создание творческих работ.

Досье

Татьяна Суркова — преподаватель специальных дисциплин в художественной школе. Родилась в с. Гульча (Киргизия). Окончила Харьковское художественное училище и СГПУ им. А. С. Макаренко. С 1978 г. — преподаватель художественной школы. Участница художественных выставок и выставок декоративно-прикладного искусства. Мастер народного творчества Украины.

Любимое время года — зима
Близкие по духу художники — Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело
Любимые книги — «Евгений Онегин»
Афоризм — «Учитель — это ученик, который призван всю жизнь стоять у доски»
Любимые режиссеры — Кира Муратова, Андрей Тарковский
Способ отдыха — общение с внучкой Соней

[q]r: Татьяна Николаевна, у Вас было необычное детство. Поделитесь своими воспоминаниями. [/q]
Т.С.: Я родилась в Киргизии, юность провела в Казахстане. Отец мой был пограничником, поэтому мы часто переезжали, знакомились с новыми местами. Самое яркое впечатление осталось от необычной природы — голые степи, скалы. Отправляясь в горы, мы собирали подснежники. Еще помню, были такие цветы — мари-коренья, с маленькими фиолетовыми соцветиями, чем-то похожие на наши окультуренные пионы. Одно время наша семья жила на заставе, которая находилась между двух ущелий (Джунгарские ворота). Раз в три месяца там случались сильные ветры, бураны, которые сметали все на своем пути. Когда черное облако появлялось на горизонте, объявляли тревогу. Если ты попадал в эту стихию, которая несла с собой мелкие камни, то мог получить синяки и ушибы. Поэтому люди укрывались в домах, но для нас, детворы, это было радостное событие — ведь мы дня три не ходили в школу и погружались в удивительный мир книг. Когда же весной начинали таять снега и с гор текли реки, все дороги и степь размывало. Поэтому нас отвозили в школу на БТРах. А когда чуть-чуть подсыхало, начиналось настоящее буйство красок, расцветали поля желтых и красных маков, пели жаворонки.

[q]r: А потом Вы переехали в Алма-Ату? [/q]
Т.С.: Название этого города в переводе означает — отец яблок. Мне до сих пор снится Алма-Ата, я ощущаю ностальгию. Вспоминаю сочные яблоки — апорт, которых я нигде больше не видела. Когда стояла жара под сорок градусов, по всему городу распространялся их запах. Алма-Ата — город фонтанов: поющих, с подсветками. Зимой, конечно же, ходили на знаменитый каток- Медео. С детства мой любимый напиток — вода. Как-то живя на одной из застав, мы пользовались привезенной в бочках водой. Поэтому она для меня — жизнь. Мне кажется, что наша сумская вода — самая вкусная.

[q]r: Что Вы почувствовали, когда переехали в Сумы? [/q]
Т.С.: Небольшой, уютный городок. Но первое, что я подумала: « Где же горы?»

[q]r: Как Вам удается создавать на уроках такую удивительную атмосферу? [/q]
Т.С.: 30 лет пролетели как один день. Я была третьим преподавателем, пришедшим в школу. На первых порах у нас даже не было мольбертов. В нашей профессии нужно иметь терпение и, конечно же, любить детей. Когда мои ученики заканчивают школу, я им говорю, что они — герои, труженики, что они совершили своеобразный подвиг, ведь это кропотливый, ежедневный труд. У нас ведь тоже школа, а не студия, поэтому преподаватели должны обучать и проверять знания. В первый год обучения я прививаю детям положительные эмоции, чтобы они ходили на уроки с радостью. Потом постепенно становлюсь строже. Как говорил Репин: «Художник — это 99% труда и 1% таланта». В четвертом классе опять немного балую, чтобы о школе оставались хорошие впечатления. Только у нас принято детей называть уменьшительно-ласкательными именами — Женечка, Танечка.

За время работы в школе Татьяна Суркова не нажила ни богатства. Своим капиталом она считает своих учеников и их благодарность

[q]r: Меняются ли ученики с поколениями? [/q]
Т.С.: Да. Но запоминаются или самые талантливые, или «розбишаки». Одаренным детям я говорю: «Бог тебя поцеловал в макушку, и ты ответственен за свой талант». Либо человек разовьет свой дар, либо он останется в зародыше. Сейчас дети более продвинуты в техническом плане, даже мы у них консультируемся. Но чувства и душа не сформированы, так как они не любят читать, а ведь именно литература формирует образное мышление. Наше поколение считало, что труд — это удовольствие, что важен процесс, а не результат. Нынешнее поколение так не считает и хочет получать все сразу и сейчас.

[q]r: Что сейчас любят изображать дети и можно ли по рисункам определить характер человека? [/q]
Т.С.: У всех разные пристрастия. Девочки больше любят стили «готика» и «эмо». Мальчики предпочитают романтический стиль: моря, океаны, космические темы. Те дети, которые занимаются еще и музыкой, никогда не соврут в цвете. В них живет чувство гармонии. У меня есть тихая, молчаливая ученица, но по контрастной, смелой линии, четкости рисунка видно, что у нее твердый, сильный характер.

[q]r: Должен ли художник быть скромным? [/q]
Т.С.: Скромность — достоинство тех, у кого нет других достоинств. Не верю, когда художники говорят, что творят для себя. Процесс должен захватывать, но потом обязательно творческий человек должен искать собеседника, зрителя, чтобы быть понятым. Конечно, художнику нужны и дерзновение, и амбиции, а также терпение и вера в то, что делаешь.

[q]r: Вы еще занимаетесь и батиком, ведете студию во Дворце детей и юношества. [/q]
Т.С.: Когда я начала вести кружок, не было ни методики, ни программы, ни инструментов для занятий холодным батиком. У меня своя технология приготовления резерванта, даже изобрела свой инструмент на основе шприца. Одно время я увлекалась росписью писанок, сейчас интересна акварель.

[q]r: Что Вам еще интересно в жизни? [/q]
Т.С.: Сейчас хочется быть поближе к природе. Хочется умиротворения, чтобы собраться с мыслями, чувствами. У меня особое отношение к лошадям. В детстве мы бегали в конюшню, кормили лошадей хлебом, сахаром, заплетали им косы. А моему папе конь Картер спас жизнь — вывел его домой во время страшного бурана.