Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Полный бак

437

Откуда берётся топливо, продаваемое в Сумах и области, кому принадлежат заправки, что у нас с ценами и качеством бензина

Александра Веснич

Рынок топлива непотопляем. В кризис, во время экономического подъёма, зимой и летом спрос на бензин, дизтопливо и газ есть всегда. Автопарк сумских предприятий если и сокращается, то только временно и в виде крайней меры. Поэтому с ценами на бензин особо не церемонятся. Крупные и средние поставщики, владельцы СТО предпочитают в критических ситуациях перестраховываться: заглядывая на месяц вперёд, закладывают в цену топлива все свои риски.

Сумчане привыкли ворчать: «Цены на бензин взлетают выше крыши! Литр бензина уже почти как доллар!» Перевозчики, работающие на городских маршрутах, закатывают глаза и эмоционально восклицают: «В Сумах бензин самый дорогой в Украине!» К тому же качество топлива оставляет желать лучшего. Насколько это отвечает действительности, почему так происходит, что влияет на ценообразование — обо всём этом мы постарались разузнать в рамках обзора рынка топлива региона.

От скважины до пистолета

Хотя Сумщина — один из украинских нефтяных регионов, сумским автолюбителям это не помогает. В Ахтырском районе добывают газоконденсат и нефть, но всеми сделками и поставками на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) занимается Киев — НГПУ «Атырканефтегаз» — подразделение АО «Укрнафта» (контрольный пакет акций у государства). Долгое время местные власти не могут добиться даже денежной компенсации за загрязнение окружающей среды из-за добычи нефти, не то чтобы государство поделилось прибылью.

В Украине производят топливо шесть ПНЗ. Четыре из них находятся под контролем российских компаний: Лисичанский НПЗ (Луганская обл., «Тюменская нефтяная компания», ТНК), Кременчугский (Полтавская обл., АО «Укртатнафта»), Одесский (ПАО «ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ»), Херсонский (Группа «Альянс» (Россия). Ещё два: Надворнянский (Ивано-Франковская обл.) и Дрогобычский (Львовская обл.) НПЗ — группа «Приват». В Сумской области представлена продукция практически всех НПЗ, а также бензин из-за рубежа. Больше всего бензина поставляют с ближайших заводов — Лисичанского и Кременчугского, а также с белорусского Мозырского НПЗ. Контракты с НПЗ заключают крупные оптовые операторы, которые владеют собственными нефтебазами и транспортируют в основном по железной дороге партии топлива.

В области в основном представлены заправки-представители крупных компаний, которые работают по «джоберским» схемам — представляют именитые бренды. При этом, если вы пользуетесь услугами заправки «Тюменской нефтяной компании» (ТНК), это совсем не значит, что вам везут бензин из Тюмени, — как правило это лисичанский бензин. Есть также мелкие компании, владеющие несколькими заправками или арендующие одну-две заправки. По информации эксперта энергетической отрасли, аналитика компании UPECO Александра СИРЕНКО, в Сумской области широко представлены два крупных бренда АЗС — «Укрнафта» (10 ед.) и «Альфа-нафта» (37 ед.). В конце 2008 года «Приват», контролирующий «Укрнафту» приобрел 500 заправок ANP («Альфа-нафта») в Украине, в том силе 37 — в  Сумской области, став крупнейшим игроком в регионе).

По информации областного отделения Антимонопольного комитета Украины, в области работают 98 автозаправочных станций, принадлежащих 21-му субъекту хозяйствования. В г. Сумах их 19 и принадлежат они следующим фирмам: АNP — 8 шт. (ООО «Лорант», ООО «Эквила»); «Гефест» — 3 шт. (ООО «Параллель-ЛТД»); «Укртатнафта» — 3 шт. (ЗАО «Псел», ООО «Сумы-Ойл»); «Лукойл» — 2 шт.; ООО «Укринтернафта» — 2шт; «Авиас» — 1 шт. (ООО «Линея-С»).

Ценообразование

На стоимость горючего на Сумщине, как и по всей стране, влияют в первую очередь традиционные рыночные факторы: стоимость барреля нефти на европейских торговых площадках, курс доллара, себестоимость производства горючего, затраты на транспортировку, сопроводительные расходы: заработная плата и т.д. Местные факторы — это конкурентная среда, покупательская способность и уровень доходов населения.

С 2005 г. в Украине, когда правительство Тимошенко сняло ввозные пошлины на импорт нефтепродуктов, наполнение рынка стало расти, и уже к концу 2008 года количество импортного топлива достигло 50% в объёмах реализуемого горючего. Определяющими факторами стали цена импортируемого горючего и курс доллара, которым за него рассчитываются. Причём импортное топливо, как правило, дороже, а украинские производители часто «подтягивают» цены до среднего уровня.

«С середины октября мы наблюдали рост цен на заправках, т.к. на европейском рынке произошёл скачок цен. Хотя, пока дорогое топливо поступит в Украину, должно пройти время. Но если у владельцев заправок появляется повод для повышения, они закладывают в стоимость литра бензина все свои риски. Причём нет разницы: дорогое ли это топливо из Литвы, или привезённое в область за 300 км белорусское горючее», — комментирует Александр Сиренко.

По мнению эксперта, рынок нефтепродуктов в последнее время «отошёл от политики». Нефтетрейдеры работают на себя и на свою прибыль. Правительство может вмешиваться, разве что вводя или отменяя пошлины. Например, с 1 ноября увеличивается акциз на дизтопливо.

В этом с Александром Сиренко согласны и представители профильных ведомств Сумской облгосадминистрации (ОГА). Заместитель начальника областного управления экономики Алексей ОКСАНТЮК отмечает, что за последний год-полтора скачка цен не было, они росли постепенно: «Цена на топливо колебалась вместе с курсом доллара, мировой ценой на баррель. В любом случае, у местных властей нет полномочий, чтобы регулировать цены на бензин. Мы только проводим мониторинг».

По словам начальника отдела энергетических ресурсов управления промышленности ОГА Валерия ЧЕРНЫША, ни один директор заправочного комплекса не расскажет добровольно, откуда у него горючее, по какой цене и какая наценка. Чтобы сделать какие-то выводы о необоснованном повышении цен, нужно проводить глубокую документальную проверку.

Областное отделение Антимонопольного комитета Украины регулярно этим занимается. В комитете считают, что региональные рынки розничной торговли бензином, дизтопливом, сжиженным и сжатым природным газом в пределах области находятся в состоянии искусственной монополии. «Только фискальными методами решить проблему стабилизации цен невозможно. Государственная политика в сфере развития экономической конкуренции находится в компетенции местных органов власти. Наше отделение неоднократно обращалось к последним о принятии радикальных мер по демонополизации региональных рынков розничной торговли бензинами, дизтопливом, газом путём создания условий для вступления на рынки новых субъектов хозяйствования», — сообщают АМКУ в ответе на наш информационный запрос. По всей видимости, местные власти в демонополизации не заинтересованы. По г. Сумы, правда, проводилось несколько конкурсов аренды земли под строительство заправок. Здесь, опять же, нет и выводов АМКУ о недобросовестной конкуренции.

Чем сердце успокоится

Рынок нефтепродуктов все же иногда реагирует на «просевший» доллар, и цены на бензин в рознице имеют тенденции к значительному снижению. Отраслевые СМИ пишут, что страны ОПЕК строят оптимистичные прогнозы своего рынка и не снижают добычу нефти с отметки 24,85 млн. баррелей в сутки. Последний раз официальный уровень нефтедобычи был сокращен в 2008 г. на рекордные 4,2 млн. баррелей. Нынешние цены якобы устраивают и потребителей, и производителей.

В итоге средняя стоимость по Украине самой популярной марки бензина А-95 на третье ноября составила 7,62 грн. за литр. При этом в Днепропетровской, Луганской, Харьковской, Черниговской и нашей области цена не достигала 7,55 грн. за литр. Дальнейшего снижения цен от крупных операторов стоит ожидать в случае укрепления национальной валюты. «При возврате стоимости американской валюты к значению в 8,0 грн. за $1, а на европейском рынке цена барреля нефти зафиксируется на уровне $65–70, расчетная цена литра бензина А-95 в Украине не должна превысить 7,30 грн. за литр», — писал недавно для портала http://delo.ua Александр Сиренко.

Надеемся, самые оптимистичные прогнозы воплотятся в жизнь, цены на бензин зафиксируются или упадут, а местные власти сделают всё возможное, чтобы сумские монополисты и спекулянты не добавили ложку дёгтя в эту нефтяную бочку мёда.

Заправка — дом родной

Для сумского предпринимателя Валерия ЦЫГАНЕНКО заправка автомобиля — это один из самых важных рабочих моментов, ведь он на микроавтобусе Ford Transit и родном «Жигуле» исколесил всю область и практически всю Украину. Валерий Михайлович перевозит грузы, официальные делегации, экскурсионные группы, свадьбы, может отвезти компанию на музыкальный фестиваль или просто по грибы — в общем, универсальный водитель. Вот уже два года подряд он работает и в Новый год — катает группу развесёлых самодеятельных артистов, которые сами шьют костюмы и пишут сценарии, чтобы поздравлять друзей.

До 2006 г. у Валерия Цыганенко был свой городской маршрут, по которому он перевозил пассажиров — работал с напарником посменно. Во время помаранчевой революции его Ford сделал несколько десятков рейсов в Киев на Майдан и обратно, перевозя революционеров. «Местное партийное руководство чуть ли не в ноги кланялось: мол, помоги за правое дело. А потом, как пришли к власти после выборов в 2006 г., провели новый конкурс на маршруты и таких, как я, беззащитных частников, мелких предпринимателей, выбросили из бизнеса. С теми, у кого по нескольку десятков маршруток, — маршруточными олигархами, — видно, легче работать», — сетует Валерий Цыганенко.

Однако Валерий Михайлович остался с любимым делом. Благодаря хорошей репутации заказов хватает, хоть в кризис их количество значительно упало. Чтобы бизнес не был убыточным, к заправке автомобиля приходится подходить очень серьёзно. Во-первых, для борьбы с некачественным топливом он построил свою систему: «Помните, как в фильме „Джентльмены удачи“, один герой признался, что разбавлял бензин ослиной мочой? Не знаю, чьей мочой у нас его разбавляют — своей или тёщиной, может, водой, но качественным топливо на заправках бывает очень редко. Причём, по моему опыту, на заправках определённых марок это вообще производственная политика. Раньше у меня зимой трубки перемерзали, мусором забивался карбюратор в „Жигулях“. Теперь у меня топливо проходит свою проверку».

Валерий Цыганенко живёт в частном доме. Он приобрёл большие баки для дизтоплива и бензина. Купив горючее, он наполняет эти ёмкости, и там оно отстаивается от нескольких дней до нескольких недель: «На дно оседает столько гадости, что тяжело себе представить. Образовывается такая жижа, как холодец. Я хороший бензин сливаю, и примеси не попадают в автомобиль. На заправке заправляюсь теперь разве что на выезде, когда далеко от дома. Хотя получается, что за все эти примеси всё равно плачу — им-то выгодно себе объём нагнать».

Валерий Цыганенко подтверждает мнение большинства сумских автолюбителей о том, что бензин в нашей области один из самых дорогих в Украине: «Отчасти это наследие Щербаня, что у нас бензин такой дорогой. И российский, который к нам завозят, всегда недешёвый, но он и качественней. Чтобы ощутить разницу в ценах, достаточно выехать в районы: Тростянец, Охтырка, Лебедин — там дешевле. В Харькове и Харьковской области цены также на порядок ниже. Правда, горючее там так разбавляют, что нам и не снилось, — это край такой предпринимательский», — считает Валерий Михайлович. Справедливости ради он отмечает, что, например, в Крыму, Киеве бензин намного дороже, так что Сумы в бензиновой «серединке».