Платите на здоровье: Украина планирует ввести обязательное медицинское страхование
Дефицит финансирования – ключевая проблема украинской медицины. На прошлой неделе в Верховной Раде обсуждали, где найти деньги на здравоохранение. В комитетских слушаниях принимали участие отечественные и зарубежные специалисты.
Киев, 10 октября – АиФ Украина.
Медицина требует средств
Описывая ситуацию, глава профильного парламентского комитета Татьяна Бахтеева напомнила, что смертность в Украине в основном приходится на два типа заболеваний: сердечно-сосудистые и онкологию, лечение которых требует значительных финансовых затрат. В цивилизованных странах, где лечение оплачивается не только за счет бюджетных средств, а и за счет средств фондов медицинского страхования, их давно уже эффективно предупреждают и лечат. А Украине не хватает средств. Причем вопрос не только в оборудовании и оплате труда медиков. Имеющиеся бюджетные ресурсы не могут покрыть 100% стоимость необходимых для лечения изделий медицинского назначения, расходных материалов и лекарств. Как следствие – эта часть расходов переносится на семью больного.
– Благодаря усилиям правительства и парламента, последние три года наблюдаются серьезные позитивные изменения, – рассказала Татьяна Бахтеева. – Только за последний год объем финансирования медицины увеличился на 20%, т. е. на 9 млрд грн. По бюджетным прогнозам, в 2012 году объем финансирования здравоохранения в структуре ВВП достигнет 3,7% – в 2002 году эта цифра составляла всего 2,9%.
Увы, этого все равно недостаточно. По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эта цифра должна быть не менее 5%. По данным ВОЗ, уровень государственных расходов на здравоохранение из расчета на одного жителя в Украине составляет 294 доллара США. В то же время, в среднем по Европейскому региону ВОЗ этот показатель достигает 1546 долларов США, в среднем по миру – 478 долларов США.
Бюджету такой уровень финансирования не по силам. В качестве дополнительного источника комитет предлагает обязательное медицинское страхование. Его оптимальная модель и обсуждалась на комитетских слушаниях.
Протоптанной тропой
Комитет отталкивается от опыта Молдовы и России. В обеих странах действует солидарный принцип. Граждане отчисляют 3-5% своей зарплаты в государственный страховой фонд. Деньги направляются на лечение больных, а в Молдове еще и на обеспечение их лекарственными препаратами, профилактику заболеваний и развитие медицины в целом. Причем за счет средств обязательного медицинского страхования все застрахованные получают одинаковый объем медицинской помощи, независимо от объема своих отчислений. В этом суть «принципа солидарности», на котором базируется система медстрахования в этих странах – «Богатый платит за бедного, здоровый – за больного». За неработающее население (дети, инвалиды, пенсионеры и т. д.) платит государство. Кроме того, они получают более качественное медобслуживание за счет повышения общего уровня здравоохранения.
Спорным остается вопрос контроля и управления страховым фондом. Опыт России, где средства накапливаются в госфонде, а распределяются через частные страховые компании, показывает, что такая модель неэффективна. Фонд не может контролировать деньги, а исполнители заинтересованы в том, чтобы человек болел часто и много.
В комитете Бахтеевой склоняются к тому, что собирать и распределять средства должен специальный госфонд. Окончательное решение – за парламентом. По плану реформ президента в Украине эта система должна заработать не позднее 2014 года.
Мнение
Борис ТОДУРОВ, директор Киевского городского центра сердца:
– В такой большой стране, как наша, невозможно восполнить существующие двадцатилетние потери по основным фондам без введения страховой медицины и уравнивания шансов госучреждений и частных клиник. Государство не сможет построить в каждой области кардиологический центр, а частные инвестиции это потянут. Только им нужна гарантия от государства, что каждая медицинская услуга, которую они окажут, будет оплачена страховой компанией, – вот и все.
Приведу пример Грузии. Там высокоспециализированные центры – кардиохирургические, нейро и т. д. – приватизированы. Это позволило государству снять с себя расходы на их содержание. Оно лишь оплачивает комплексную услугу: выполненную операцию, реабилитацию, диагностику. В результате грузинскому бюджету операция на сердце стоит 8 тыс. долл. – в это включено все. А проблема забыта, – сообщает сайт aif.ua