Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Парад скульптур

166

Художник Леонтий Костур показал процес создания керамических фигур

Алексей Сикорский

Биография Леонтия Костура вся состоит из зигзагов и ухабов. Родился он в 1947 г. в Шаргородском районе Винницкой области. Художественное творчество всегда считал своим предназначением и старался ему следовать. Начинал учебу в нескольких вузах — не закончил ни одного.

Глина долговечнее бумаги

О себе Костур иронично сообщает: «Неуч!» В течение всей жизни сменил много городов, объездил почти весь СССР. Осел в Сумах, выстроил дом и занимается тем, для чего родился, — живописью и скульптурой малых форм. Дом постепенно превратился в музей, куда хозяин охотно приглашает посетителей. Об этом уже были публикации в украинских СМИ. Но 18 июня нам удалось увидеть не только то, что скульптор делает, но и как. Его любимый материал — глина. Точнее, обожженная глина, керамика. Исходного материала в природе полно, но он напоминает обычную грязь, если не знать, как с ним обращаться. Еще немного таланта надо. Напомним, что керамика долговечнее железа, тем более — бумаги, даже с подписями и печатями. Недаром древнейшие культуры изучают именно по сохранившимся артефактам из обожженной глины.

Не спать во время любви!

Печь для обжига Леонтий Костур построил на своем участке, позади дома. Глину привозит сам, сухие дрова собирает в городском парке. Кстати, этим он очищает окружающую среду, но ему говорят, что за дрова городу должен.

В печи на заднем дворе закончен обжиг новой партии скульптур. На эту процедуру уходит около суток. Подготовка печи, закладка сырых изделий, а после — 18 часов непрерывно, через каждые 5 мин. подкладывать заготовленные дрова. Вот такая творческая работа. На вопрос: «А спать когда?» — Леонтий Костур ответил, что во время любви не спят, а это — как любовь. Пока работы в печи, мастер и сам не может точно знать, что у него получилось. Вынимает по одной, тут же дает названия, объясняет непонятное: “Это полет на ведьме, это встретились два шаргородских еврея, а вот хотел изобразить нашего Лушпу, а получился Малевич в своем «черном квадрате». Выходит, руки иногда лучше знают, чего хочет художник… Работы выстраиваются на грядке — целый парад скульптур. Кажется, мастеру этот процесс интересен не меньше, чем гостям. Домашний музей будет пополнен.

О грустных вещах разговор спокойный. Леонтий Костур — своеобразный рекордсмен. В прошлом году на конкурсе проектов памятника жертвам голодомора он из восемнадцати соискателей занял последнее место. Продаются скульптуры не очень, к тому же участок, где стоит дом, хотят передать в муниципальную собственность и что-то многоэтажное там построить. Но это уже совсем другая жизнь, ненастоящая.