Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

История на резных ножках

136

Сто лет назад в г. Сумы средний класс имел пятикомнатные квартиры, которые обставлялись дубовой мебелью в стиле модерн

Людмила Порсова

Сумчанам, жившим сто лет назад, было намного проще выбирать мебель для своих квартир. И это несмотря на то, что в начале прошлого века не было такого богатства мебельного материала, как сегодня. Да и стиль в оформлении помещений доминировал преимущественно один — модерн. В квартирах сумчан, представителяющих средний класс, можно было встретить только мебель ручной работы с элементами растительного орнамента. Шкафы, буфеты, столы и стулья изобиловали плавными линиями и женскими силуэтами. В основном для изготовления мебели сумские мастера использовали дуб. Такая мебель стоила несколько десятков рублей.

Жилье среднего класса

В г. Сумы в 1914г. проживало около 50 тыс. человек. Среди них порядка 3 тыс. семей принадлежали к среднему классу. «Средний класс начала прошлого века — это граждане с ежегодным доходом от 1 до 5 тыс. рублей», — объясняет научный сотрудник отдела научно-фондовой работы Сумского областного краеведческого музея Наталья ДАЦКЕВИЧ. Представители среднего класса старались приобрести в центре города пятикомнатную квартиру. Самым престижным районом нашего города считалась ул. Соборная. Пятикомнатные апартаменты здесь стоили в начале прошлого века около 100 рублей. (Для сравнения: в это время корова стоила — 3–6 рублей, пара сапог — 4 рубля, бочка воблы — 2,6 рубля). Квартиры подешевле были на ул. Троицкой — здесь, например, жили преподаватели кадетского корпуса. В районе ул. Псельской в частных особняках жили самые богатые сумчане. В первые годы советской власти пятикомнатные квартиры были бездарно перепланированы в коммуналки.

Пятикомнатную квартиру нужно было обставить согласно последним требованиям моды, причем все пять комнат — гостиную, столовую, кабинет, детскую и спальную комнаты. Мебель изготавливали под заказ, все шкафы и комоды запирались замками. Иногда семья получала мебельный гарнитур в наследство по отцовской линии. А мать снабжала свою дочь приданым из белья.

В коллекции Сумского краеведческого музея есть уникальные образцы мебели начала прошлого века, изготовленные сумскими мастерами. Архивные документы свидетельствуют, что в это время в Сумах работали мастер-краснодеревщик Мельник и производитель мебели Брандорф. В городе также был склад древесины Кононенко.

В гостях на полумягком диване

Больше всего внимания в квартире уделялось гостиной, потому что здесь принимали гостей и посетителей. Наталья Дацкевич подчеркнула, что между гостями и посетителями существовала большая разница: только приглашенных гостей могли угостить чаем, в то время как не каждому посетителю оказывали прием. «Визитку, переданную хозяину через горничную, могли и не рассматривать», — пояснила Наталья Дацкевич.

Часовые механизмы в Российской империи не изготавливали. Для швейцарских часов у мебельного мастера заказывали деревянные чехлы под стиль мебели

Именно в гостиной, в месте приема и общения, было самое большое количество мебели, причем здесь была и мягкая, и полумягкая. Но главное условие, которое соблюдалось в каждой гостиной, — никаких твердых стульев. Эта мебель могла быть только в столовой.

Центром гостиной считался, безусловно, диван. В этом отношении сумчане и через сто лет не изменились. Диван начала прошлого века обязательно должен был иметь мягкую спинку. Как правило, на таком диване размещались два человека. В квартирах побольше и побогаче могло быть и два дивана, и даже больше. Если диван входил в состав гарнитура, то к нему прилагались два мягких кресла и шесть полумягких стульев. Причем в дворянских усадьбах количество мебели удваивалось. В коллекции Сумского краеведческого музея мягкая мебель не сохранила обивку начала прошлого века. Наталья Дацкевич пояснила, что, например, диван прежними его владельцами был перетянут в послевоенной время. Но на мебели музейной коллекции есть клеймо сумского мастера-краснодеревщика Мельника, чьи мастерские в то время располагались на ул. Засумской.

Следующими атрибутами гостиной были рояль, гитара и патефон. Если в сельской местности в начале прошлого века патефон был непременным атрибутом гулянья, то в городе он особо не прижился. Сумчане, как и все граждане Российской империи, использовали его для прослушивания пластинок. Патефон стоял на специальной тумбе, в которой было предусмотрено место и для грамзаписей.

В отличие от патефона, гитара нашла популярность в городах, поэтому без нее не обходился ни один прием в гостиной. А по богатству оформления рояля можно было судить о состоянии семьи. Причем ни одна дворянская усадьба не обходилась без этого инструмента, а в некоторых семьях их было несколько.

Поскольку в гостиной не обедали, а только пили чай или играли в карты, стол в этой комнате не был большим. Эта традиция осталась и в квартирах современных горожан — возле мягкого дивана непременно стоит журнальный или чайный столик. В гостиной начала XX в. хозяева могли также поставить комод, этажерку, специальную тумбочку для вазы. Ни одна гостиная не обходилась без книжного шкафа, наполненного художественной и популярной литературой. Для удобства гостей здесь также стояло трюмо с зеркалом в полный рост.

Наталья Дацкевич вспоминает, как в 1980–1990-х гг. музей мог позволить себе купить у сумчан образцы мебели начала прошлого века. Сегодня такие закупки не всегда по карману музею, а в домах и квартирах сумчан осталось не так уж и много старинной мебели. «Сейчас мебель в квартирах сумчан можно назвать одноразовой — не каждый шкаф переживет серьезный переезд. В прошлом веке мебель была тяжелой и потому не очень удобной для транспортировки. Зато дубовые изделия долго хранились и передавались от поколения к поколению в наследство и имели гарантию от вредных насекомых», — рассказывает Наталья Дацкевич.

Обед на твердых стульях

В столовой, где семья обедала, могло быть три вида мебели — буфет-горка, парадный буфет и закрытый буфет. Буфет-горка напоминал приставку на комоде. В парадном буфете помещалась вся столовая посуда, и в нем обязательно присутствовала стеклянная витрина. В закрытом буфете посуда хранилась на полках с дверцами.
Во всех буфетах на открытой полке выставляли самые красивые столовые блюда. У каждого буфета обязательно выдвигалась в передней части разделочная доска, которую использовали только для нарезки хлеба. Остальные продукты в кухне резала кухарка, а горячий хлеб каждый день нарезали в столовой.

Обеденный стол был рассчитан на 6–12 человек, и, как правило, он раскладывался. Деревянные твердые стулья в семьях побогаче были обиты кожей. Рядом с обеденным столом размещали столик для самовара, вокруг которого собирались для чаепития четыре раза в день. В еще одной этажерке хранили чистые скатерти и обеденные салфетки. «Иногда в столовой можно было увидеть на стене этажерку для посуды», — отмечает Наталья Дацкевич.

Ни одна городская квартира не обходилась без иконы, которую непременно размещали в столовой, иногда еще один образ висел в спальной комнате.

Важные мелочи жизни

В спальную комнату могли входить только хозяева и горничная. В этой комнате, кроме двухместной кровати или двух одноместных обязательно были два платяных шкафа. Один служил хозяину семейства, в другом хранилась одежда хозяйки. Постельное белье держали в отдельном шкафу. На комоде с зеркалом женщина размещала личные вещи и предметы гигиены. «В каждой спальной комнате горожане обязательно вешали на стену деревянную аптечку», — отмечает Наталья Дацкевич.
В спальной комнате могло быть кресло или несколько твердых стульев. За небольшим столиком (размер 1м/0,5м) хозяйка занималась рукоделием, которое хранилось в деревянной шкатулке. У окна, как правило, стояла швейная машина.

Особенность гостиной прошлого века: на всей мебели вязаные салфетки, изготовленные хозяйкой. А на ажурных кружевах — фарфоровые статуэтки и вазы

Маленькие дети спали вместе с родителями в спальной комнате. Для детей постарше оборудовали отдельную детскую комнату. В кабинете — рабочей комнате хозяина дома — стоял письменный стол и секретер. Меломаны размещали здесь рояль или клавесин.
Несмотря на то что в начале ХХ века прихожая не считалась отдельной комнатой, знакомство с квартирой начиналось именно отсюда. Хотя кроме небольшого столика размером 50см/30см и приспособлений для снятия галош здесь ничего не было. Возле столика гости оставляли трости и зонты, на столике — перчатки, сумки, а торговцы оставляли заказы. Удивит горожанина XXI в. шкаф, в котором хранились документы, на стене прихожей . Наталья Дацкевич объясняет, что в этом шкафу (шириной не более 50 см) находились квитанции об уплате налогов и страховых взносов за дом — на случай проверки условий содержания жилья или визита налоговика.

Казацкий беспредел

В Сумском краеведческом музее большой популярность пользуются два экспоната — деревянные резные стулья казацкой старшины XVI-XVII вв.

Несмотря на большое желание посетителей музея посидеть на них, музейные работники не нарушают инструкций. Однако Наталья Дацкевич призналась, что сидеть на казацких трофеях весьма неудобно. Спину нужно держать абсолютно ровно, кроме того, стулья очень тяжелые и передвигаются с трудом. «Думаю, это декоративная часть мебели казацкой старшины. Скорее всего, именно эти стулья были привезены из похода.

Очень часто мебель этого периода была разного стиля и попадала в семьи старшин в качестве трофеев», — пояснила Наталья Дацкевич