Музыкальные инструменты Слобожанщины: история и современность
Наши первобытные предки извлекали звуки из рогов животных. А уже в византийских хрониках VI в. говорится о славянах-гуслярах, которые «вместо оружия носили с собой гусли». Слобожанщина в музыкальном плане тоже не пасет задних — благодаря близости к России и тому, что наши земли заселялись переселенцами из Правобережной Украины, на Сумщине представлены народные музыкальные инструменты разных культур.
Поселения славян были на нашей территории задолго до заселения Слабожанщины в XVII в., и музыка звучала на Сумщине еще до времен Киевской Руси. Давнерусский гудок, гусли, удлиненные флейты, сопилка, бубон — все инструменты того времени вошли в музыкальные культуры российского, украинского и белорусского народов.
В то же время народные инструменты, на которых играли скоморохи, долгое время считались запрещенными. Многие верили, что люди, которые привечают скоморохов, помогают дьяволу. Поэтому в 1654 г. патриарх НИКОН решил разом освободить Москву от скверны. Погрузив на пять подвод домбры, гусли, рожки, свирели, бубны и прочие народные инструменты, их отвезли за город и сожгли.
Музыкальные сумчане
Несмотря на гонения на территории нынешней России, на Слобожанщине национальные инструменты не пользовались столь дурной славой. Уже в XVI в. в Харькове, Прилуках, Чернигове музыканты начали объединяться в цеха, а в 1627 г. появились «капелии», при которых работали школы, где готовили музыкантов — литавристов и сурмачей. Их выпускники участвовали в ратных оркестрах, так что каждый полк казацкого войска имел свою полковую музыку. К тому моменту, когда на Сумщину пришли первые поселенцы, национальные музыкальные инструменты получили большую популярность по всей Украине. Первые сумчане уже играли на гудке, бугае, лире и, конечно, бандуре, а вот цимбалы, волынки, трембиты и козобасы у нас не прижились.
Гудок — предок современной скрипки — был любимым инструментом древних скоморохов и часто использовался на свадьбах. На нем играли лукоподобным смычком, сидя — положив на колени, а стоя — уперев в грудную клетку. Также на свадьбах в качестве басового инструмента использовался бугай, названный так из-за сходства звука с ревом бугая. По виду он похож на высокий барабан с закрепленным в верхней плоскости пучком конских волос. Музыкант смоченными в квасе руками дергает за волосы, и в зависимости от того, где останавливается рука, изменяется высота звучания.
Не менее популярной была лира, один из старейших музыкальных инструментов. На ней с незапамятных времен играли в Египте, Греции и Ближнем Востоке. Вдоль деки лиры натянуты три струны, намотанные на колки, помещенные в грифе. На противоположном конце инструмента находится рукоятка, которой приводится в движение колесо, а последнее, задевая за струны, настроенные в унисон, приводит их в колебание.
Главный инструмент
И все же наибольшей популярностью среди жителей Слобожанщины пользовалась бандура или, как ее до этого называли, кобза. По свидетельствамм историков, изначально она имела три струны, но за многие века была сильно модернизирована. Сейчас стандартная бандура состоит из деревянного корпуса грушевидной или овальной формы, над которым натягиваются струны — от 7 до 30. Хотя у известного полтавского кобзаря Федора ГРИЦЕНКО их было 45. Вверху на левой стороне инструмента натягиваются длинные басовые струны — бунты, а справа находятся короткие струны — приструнки. Играют на бандуре сидя, держа ее слегка наклонно и пальцами перебирая струны. Правой рукой на приструнках исполняется мелодия, а левой, на бунтах, — сопровождение к ней.
На Сумщине родились многие известные бандуристы, внесшие огромный вклад в популяризацию этого инструмента. Григорий КОЖУШКО из В. Писаревки выступал в Петрограде и Москве. В том же селе родился и известный кобзарь Егор МОВЧАН, которому за его творчество односельчане поставили памятник. Ослепнув еще в детстве, он овладел игрой на бандуре и написал множество социальных и юмористических произведений. Еще один выдающийся сумской бандурист — уроженец с. Поповка Конотопского района Павел СУПРУН — также был слеп с детства, т.к. в годы войны в семилетнем возрасте он подорвался на немецкой мине. Главным современным сумским кобзарем считают бандуриста Николая МОШИКА.
Национальный колорит
Сейчас аутентичные украинские инструменты не особо популярны в Слобожанщине. Изредка в районах для создания национального колорита на праздниках выступают ансамбли, использующие инструменты вроде бугая. Скудно представлены национальные инструменты и в местных музеях. В сумском краеведческом музее имеются лишь старосветская бандура, скрипка и лира. На Западной Украине национальные инструменты почитаются намного больше. Там появились современные группы и исполнители, использующие аутентичное звучание. Благодаря интересу к музыкальной истории страны, в этих регионах на смену «шароварщине» приходит новое украинское искусство, базирующееся на национальных мотивах. Нам же пока приходится довольствоваться народными хорами и танцами в «вышиванках»…
Взлеты и падения
Самым знаменитым бандуристом Слобожанщины считают Василия ЕМЦА, родившегося в с. Жаборивцы (теперь пгт. Шаровка Богодуховского р-на Харьковской обл.) в 1892 г. Он слыл кобзарем-виртуозом. В его семье любили бандуру. Отец, работавший электриком, сконструировал фонограф и записывал песни местных бандуристов. Мальчик учился в Ахтырской гимназии и занимался на бандуре. В 1911 г. состоялось его первое выступление. Жизнь забрасывала Василия в разные страны и города, но везде он находил поклонников бандуры. Живя на Кубани, в 1913 г. организовал первую школу кобзарства. «Среди кубанско-черноморского казачества бандура распространилась так, что уже вскоре возникли целые кружки новейших казаков-бандуристов», — писал он в мемуарах. В 1918 г. в Киеве он организовал первую кобзарскую капеллу. Эмигрировав после 1920 г. за границу, Емец не бросил любимое дело. Он — автор десятка статей о бандуре и истории кобзарства на украинском, чешском, французском и английском языках.
К бандуре настоящая популярность пришла в 30-х гг. ХХ ст. Так, в 1933 г. в Чернигове появилась фабрика музыкальных инструментов, которая за время своего существования выпустила более 30 тыс. бандур. Пик производства пришелся на 60-е гг., когда черниговцы наладили экспорт инструментов в США, Канаду и Австралию. С приходом украинской независимости производство бандур прекратилось. Количество работников с 1600 уменьшилось до 68. Запасы древесины пошли на изготовление гробов по заказу итальянской фирмы.
Бандуры же то ли из-за появившегося спроса, то ли оттого, что их перестали производить, с каждым годом стоят все дороже. По словам кобзарей, в 1999 г. концертный инструмент можно было купить за $800, а теперь он стоит более $2 тыс.