Новые ПДД: водителям на заметку
15 апреля вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения. И хотя кардинальных перемен, которые заставили бы водителей ночами зубрить правила, нет, обратить внимание на них все же стоит.
В первую очередь изменения коснутся внедрения европейских образцов дорожных знаков и разметки. Теперь на дороге появятся официальные полоски не только белого, но и синего, и даже желтого цвета. Такие линии были и раньше, но исключительно в целях эксперимента. Что касается новых придорожных табличек, появятся знаки “Культовое сооружение”, “Промышленная зона”, “Фото-, видеофиксация”, “Дорога с улучшенным покрытием” и др. Есть и термины, пишет Комсомольская правда в Украине, которые ранее водителям не встречались: “островок безопасности”, “газон”, “дневные ходовые огни”, “маневрирование”, “регулировщик”, “усовершенствованное покрытие”.
Кроме того, запрещается стоянка на газонах, а также закрепляется положение, согласно которому с 1 октября по 1 мая все транспортные средства за пределами населенных пунктов должны ездить с включенными ходовыми огнями или ближним светом фар, а на трассах появится разноцветная разметка. А вот норму, что в темное время суток водители (вышедшие из авто на трассе) и пешеходы должны быть одеты в светоотражающие жилеты Кабмин не утвердил. В ГАИ пояснили, что украинцы пока не будут так одеваться, даже если их и обязать законом.
По новым ПДД, дорожные знаки имеют преимущество перед разметкой. “Проще установить новые знаки, чем наносить новую разметку, поскольку нужно еще стирать старую. К тому же нанесение разметки – это прерогатива дорожных служб, которые не всегда оперативно работают”, – пояснил Коммерсантъ-Украина начальник Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Сергей Будник.
Будник также сообщил, что в МВД готовятся к повышению штрафа за отказ предоставить преимущество автомобилям скорой помощи, аварийно-спасательных служб, пожарных и милиции, которые движутся с включенными световыми и звуковыми сигналами. Сейчас наказание за эти нарушения существует в виде штрафа в размере 510-680 грн. либо общественных работ на срок от 30 до 40 часов. Однако 2 апреля в повестку заседаний Рады был включен правительственный законопроект, ужесточающий наказание до 680-850 грн. штрафа либо лишения права на управление транспортным средством от шести месяцев до года. Сергей Будник добавил, что на дорогах страны уже установлены 52 автоматических стационарных комплекса “Гарпун”, фиксирующих превышение скорости на расстоянии до 1500 м.
В ГАИ говорят, что в первый день новых ПДД штрафовать за их нарушения не будут. “Все мы люди, поэтому в течение месяца будем проводить плотную разъяснительную беседу, мы же призваны помогать водителям на дороге. Не исключено, что это затянется и на несколько месяцев, ведь вспомните 2008-й, когда ввели новые штрафы. Тогда около двух месяцев мы предупреждали мелких нарушителей, что штрафы увеличены, скоро будем составлять протоколы на круглые суммы. Скорее всего, что и с новыми правилами будет такая же ситуация”, – рассказали Сегодня дежурившие вчера инспекторы.
Стоит сказать, что большинство водителей не знают новые ПДД. “Меня пугает пункт, что могут оштрафовать за езду без света в сумерки, но, когда они начинаются, лишь сказано, что от заката до восхода солнца. Это что – надо с собой возить календарь, где сказано, что 15 апреля закат солнца во столько-то, а 15 декабря – во столько-то?”, – говорит киевский таксист Виталий. А его коллега Василий Гаев, работающий таксистом уже 44 года, увидев распечатки новых знаков, решил, что это розыгрыш. “Это, наверное, комиксы?”, – переспросил он. “Перевернутая машина насмешила. Это что – разрешена парковка вверх колесами или езда на крыше? Я о новых правилах ничего толком не слышал”, – говорит Виталий. Впрочем, некоторые водители уже правила подучили. “Езда со включенным светом поможет пешеходу увидеть вовремя машину и не создавать проблем ни себе, ни водителю”, – сказал водитель автокофейни.
Правозащитник Владимир Караваев призывает водителей обратить внимание на некоторые нюансы новой редакции ПДД. Например, на новый знак “Начало плотной застройки”, который будет устанавливаться только в зоне действия знака, обозначающего пределы населенного пункта белыми буквами на синем фоне: “Водители привыкли, что в таких случаях скорость движения может составлять 90 км/ч. Но при этом в зоне действия знака “Начало плотной застройки” водители обязаны будут соблюдать скоростной режим 60 км/ч”.
“В Украине практически нет мест, где знаки дублируются с левой стороны дороги, хотя это прямое требование Международной конвенции о дорожных знаках, – утверждает Владимир Караваев. – В правилах прописано, что знаки должны быть хорошо видны и ночью, и днем: не закрыты предметами, кустами, деревьями, видны на расстоянии не менее 100 м по направлению движения и находиться не выше 6 м над проезжей частью. И главное, если дорога имеет более чем одну полосу движения в одном направлении, знаки, которые установлены сбоку, должны дублироваться над проезжей частью или на противоположной стороне улицы, если ширина дороги во встречном направлении не шире чем две полосы. Сколько в Украине мест, где знаки установлены по всем правилам?.. Значит, если дорожные службы и ГАИ не приведут дороги в порядок, у водителей будет серьезное оружие, чтобы оспорить большинство протоколов”.
Еще одна “засада” может ждать водителей возле школ и остановок, где тормозят автобусы со значком “Дети”. Если на бусе работает желтый маячок, водитель обязан снизить скорость, а если нужно, остановиться. Можно предположить, что в ближайшее время десятки постов ГАИ по Украине сдвинутся поближе к учебным заведениям.
Кстати, новые правила, несмотря на противоречивые слухи, не меняют сумму штрафов. Езда с выключенными фарами (от заката до восхода солнца) вне населенного пункта грозит водителю штрафом 357-425 грн. А само нарушение будет инкриминироваться по статье админкодекса “Управление неисправным транспортом”. За парковку на газоне (в ПДД теперь есть ему определение – однородная территория с искусственно высаженной травой) гаишник может наказать штрафом в 255-340 грн. В ГАИ разъясняют, что это не увеличение штрафов, а добавление новых пунктов в уже существующие статьи админкодекса, – сообщает liga.net