Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Неизвестные Сумы

551

1806 год. Развал храма. 1818 год. Как выкупали из неволи Михаила Щепкина. 1942 год. Сумская «индустриализация»

Александр Гринка

В очередной подборке материалов под рубрикой «Неизвестные и забытые Сумы» поговорим о событиях двухсотлетней давности, а также напомним о том, как жил наш город в период оккупации немецкими войсками.

Как рухнул храм Николая Чудотворца на праздник Пасхи

В первый день празднования Христового воскресения, спустя чуть более часа после окончания литургии, в храме Святого Николая Чудотворца, что в Сумах, произошло событие, потрясшее все население города.

Как только церковь покинул последний человек, сторож, каменный храм неожиданно полностью рухнул. «Чудодейственная сила поддерживала массивные стены храма весь период, пока правилась литургия, — пишет в „Историко-статистической описи г.Сумы“ архиепископ Филарет ГУМИЛЕВСКИЙ. — Церковь разрушилась, возможно, потому, что архитектор „вынес“ колонны, поддерживающие склепы храма, а возможно, и потому, что

под церковью проходил потайной ход казацких времен.

Он начинался от одного из домов возле Воскресенской церкви, под Пслом, по направлению в село Токари».

Через некоторое время на том самом месте была построена новая церковь — Николаевская, которую в свое время разрушили большевики. Сейчас на этом месте возле центрального универмага на Красной площади — сквер.

Юноковский театр и попытка выкупа из неволи крепостного актера

По утверждению довольно известного в 40-х гг. ХХ в. сумского историка Александра ЗАЙЦЕВА, именно на Сумщине, а точнее, в Юноковке, в 1810 г. состоялся серьезный прорыв в осознании Михаилом ЩЕПКИНЫМ сценического искусства. Тогда, 22-летним парнем, уже актером Курской труппы БАРСОВЫХ, он случайно попал в юноковский театр князя Михаила ГОЛИЦЫНА. Там шла постановка комедии СУМАРОКОВА «Приданое обманом» с участием аматоров и гостей Голицына. Одну из главных ролей — Солидара — исполнял курский князь МЕЩЕРСКИЙ.

«Естественная игра князя очень поразила молодого актера, — вспоминал большой приятель Михаила Щепкина Сергей АКСАНОВ, — и оказала решающее влияние на его представление о сценичном искусстве». Потом и сам Михаил Щепкин, а позже и его сын Николай, со слов отца, с восторгом описывали юноковское событие.

Что же касается самого юноковского театра, то он после смерти Голицына просуществовал недолго.

Одного из сыновей князя — Валериана, как декабриста, выслали в Сибирь, а второй же, совсем непохожий на своего брата, проиграл в карты имение и сотни крепостных.

Голицынские апартаменты были распроданы с помощью какого-то управляющего по фамилиеи ГОРБАНЕЦ. Уже значительно позже на поставленных Горбанцем больших деревянных воротах на въезде в Юноковку кто-то сделал смелую по тем временам фольклорную надпись на украинском языке:
«Князь Голіцин
Людей своїх прохвиців.
За яломок груш
Продав сто душ.
Поїхав у Москву
Розганять тоску.
Знайшов Горбаня
………. подлеця.
А той Горбанець,
………і подлець,
Ковороти-застави побілив,
А людей навіки поголив».
На протяжении последующих многих лет среди юноковцев ходили легенды о том, как гнали на Киевщину проигранных князем крепостных и как матери ночью пугали детей горбанцем.

Во время службы Михаила Щепкина в Полтавском театре в 1818 г., когда труппа выезжала в Ромны на гастроли, в жизни актера произошло еще одно важное событие. По инициативе малороссийского генерал-губернатора князя РЕПНИНА было решено выкупить из неволи крепостного актера. Для этой цели организовали постановку с оплатой за специальной подпиской. Брат князя, будущий декабрист ВОЛКОНСКИЙ, обошел во время Ильинской ярмарки с подписным листом всех приезжих и роменских торговцев, покупателей. Но

собранных денег оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить ненасытного графа ВОЛЬКЕНШТЕЙНА, который требовал за своего гениального крепостного 10 тыс. рублей ассигнациями.

Недостающую сумму заплатил князь Репнин. Но и это не позволило Михаилу Щепкину получить сразу свободу, он лишь перешел крепостным к князю Репнину. И только через три года, 18 ноября 1821 г., актер был освобожден.

Жизнь оккупационных Сум

О некоторых моментах оккупационного периода Сум можно узнать из газеты городской управы «Сумской вестник». Она выходила в 1941–1943 гг. тиражом в 5–30 тыс. экземпляров (стоимостью от 30 коп. до 1 карбованца) на украинском языке. Лишь около месяца в 1943 г. газета издавалась на русском языке.

В те военные времена в Сумах было три театра: Сумской украинский драматический театр, Сумской городской театр и кукольный театр; два кинотеатра (в том числе и с переводом фильма на украинский язык); бесплатная читальня (библиотека). Время от времени организовывались выставки местных художников и архитекторов.

Проводилась учеба в женской и мужской гимназиях. Сумской отдел образования и пропаганды открыл детский приют, где на воспитании находились 35 мальчиков и девочек. Ежедневно им завозили молоко с Сумского маслозавода, продукты с базы горпотребсоюза. Каждый воспитанник получал ежедневно 300 г хлеба.
Кроме того,

городская управа содержала богадельню на 100 человек, детский приют на 75 человек и детские ясли на 50 человек.

В городском театре устраивались благотворительные спектакли, вырученные деньги от которых направлялись на приобретение теплой одежды немощным и бездомным.
В г.Сумы в то время желающие могли записаться в государственную школу украинской национальной вышивки и в мастерскую художественной резьбы.

В 1942 г. в городе открыли большую сеть буфетов. Тогда же на Сумском засолзаводе развернули производство новой продукции — повидла и патоки из сахарной свеклы.

Работали в три смены, за сутки перерабатывали 10 т сырья. Была задействована аппаратура по проекту технолога и директора завода АРТЕМЕНКО. В то же время, как сообщалось, широко развернулась подготовка к засолке огурцов, помидор, яблок нового урожая. В бондарном цеху изготавливали бочкотару, проводилось замораживание льда. Вообще, в 1942 г.

газета пестрила публикациями об открытии того или иного производственного участка.

По информации заведующего городским отделением охраны здоровья господина ЭККА, медицинская сеть тогда насчитывала одну больницу, две амбулатории, санитарный сектор с дезинфекционным и малярийным отделениями, лабораторией. Фармацевтический сектор имел несколько аптечных склепов, три аптеки и скорую помощь. При больнице работал рентгенкабинет.

В Сумском районе функционировало 14 фельдшерских пунктов и 4 больницы.

Отдельно для военнопленных красноармейцев открыли госпиталь.

Однажды сумчане очень удивились, когда в воскресное утро колокола Ильинской церкви созывали парафиян к обедне. Тогда в Сумах уже забыли, когда в последний раз слышали колокольный звон. Хотя в свое время город имел довольно величественные колокола в Троицком соборе и большой колокол в Спасо-Преображенском соборе. Их уничтожили большевики.

В апреле 1942 г. в «Сумском вестнике» за подписью генерал-майора и полевого коменданта вышло сообщение такого содержания: «Визнаючи, що місцеве населення дійсно неодноразово довело щире бажання працювати разом з німецьким командуванням, час заборони руху вулицями зі збільшенням сонячного дня буде скорочено… За розпорядженням комендатури, шибениця, що стоїть на Українській площі, буде розібрано з певністю того, що в честь і гордість мешканців м. Суми ніколи знову не буде збудована».

[q]Редакция благодарит за содействие в подготовке материала сотрудников Сумского областного архива. [/q]