Деньги из наглости, или Как Янукович в 2011 г. спас Минаева от тюрьмы
Скандалы, связанные с вывозом твердых бытовых отходов, полигоном для них, обещаний о строительстве завода для переработки мусора сопровождают, кажется, все городские власти г. Сумы в течение последних лет десяти. По крайней мере, Геннадий МИНАЕВ, став в 2006 г. городским головой, сразу же столкнулся и с кризисом вывоза мусора, и с забитым до отказа отходами и заблокированным жителями В. Сыроватки полигоном. И если с полигоном для ТБО всем миром вопрос решили (какой бардак и почему там царит сейчас – тема для отдельного уголовного дела), то порядка с вывозом мусора за восемь лет «эффективный менеджер и хозяйственник» Геннадий Минаев так и не навел.
Такое положение вещей вдвойне странно, потому как восемь лет – срок более чем достаточный для решения такой важной проблемы для города. Впрочем, вокруг этой темы давно ходит много странных разговоров: мол, прибыльное дело – этот вывоз мусора, вот никак и не могут поделить барыши. Однако доказательств этим разговорам не было никаких. Но вот грянул и победил Майдан, Минаев сбежал в отставку, и наверх полезли все старые дела, различными способами и ухищрениями некогда закрытые при помощи высоких покровителей.
Как «обуть» весь город
Одно из таких махинаций – дело о злоупотреблении служебным положением служебными лицми управления социально-экономического развития, управления жилой политики, коммунального хозяйства и благоустройства Сумского горсовета и Государственной инспекции по контролю за ценами в Сумской области при решении вопроса о повышении тарифов на услуги фирм, вывозящих ТБО в г. Сумы, – «А-Муссон» и «Гринко-Сумы».
На минувшей неделе народный депутат от Сум Олег МЕДУНИЦА направил в прокуратуру Сумской области запрос по поводу этого уголовного дела, возбужденного в 2010 г. Нардеп интересуется, правомерно ли было закрыто уголовное дело, а если нет, то на какой стадии расследования находится сейчас?
Как сообщили в пресс-службе ведомства, с недавних пор дело снова находится в производстве. По результатам оперативного совещания при прокуроре Сумской области Владимире ПЕТРОВЕ было принято решение об отмене постановления следователя от 02.08.2012 о закрытии уголовного дела по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами Сумского городского совета, которые в 2010 г. пытались ввести в действие необоснованные и завышенные тарифы на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. 12 мая соответствующие сведения были внесены в ЕРДР для организации досудебного расследования УМВД Украины в Сумской области. Процессуальное руководство в данному уголовному производству осуществляется прокуратурой области, о его результатах СМИ будут информированы дополнительно.
Новый прокурор и тарифы
Сумчане, которые наблюдают за нынешними мусорными городскими баталиями, могут найти много аналогий с нижеизложенными событиями 2010 г., а также вполне ясно представить, какими принципами руководствовались люди в городской власти во главе с Минаевым. Итак, отправимся в путешествие в недалекое прошлое по цифрам и датам.
3 июня 2010 г. исполком утверждает новые тарифы на сбор и вывоз мусора для компаний «А-Муссон» и «Гринко-Сумы», которые пришли на рынок как победители конкурса в 2009 г. После победы в конкурсе они руководствовались временными тарифами, а к началу лета 2010 г. рассчитали свои. Стоимость услуги «А-Муссона» увеличивалась с 4,93 до 6,35 грн./мес. с человека для многоэтажек и с 4,73 до 6,59 грн. – для населения частного сектора. Для «Гринко-Сумы» тариф увеличивался с 4,83 до 6,39 грн. мес/чел. для жителей многоэтажек, с 4,82 до 6,63 грн. – для частного сектора. «Подорожание» составляло 29-39,5%, или 1,42-1,86 грн. в мес./чел. Решение должно было вступить в силу со дня подписания компаниями дополнительных соглашений. Однако прокуратура Сум опротестовала решение до подписания этих соглашений, так что в силу оно так и не вступило. В чем же дело, ведь на первый взгляд все законно, честно и прозрачно?
Как оказалось, не совсем. Проведенная прокуратурой и милицией проверка установила, что компании “ГринКо-Сумы” и “А-Муссон” для повышения тарифов в расчеты безосновательно включили некоторые расходы (в частности, на горюче-смазочные материалы) и «забыли» о затратах на захоронение, вопреки требованию Постановления Кабмина №1010. Вопросы у прокуратуры были и к норме накопления ТБО. Прокуратура направила свой протест. Исполком на заседании 6 июля его удовлетворил.
И уже 9 июля 2010 г. прокуратурой Сумской области возбуждается уголовное дело, а 12 июля мэр города Геннадий Минаев вызван в областную прокуратуру для дачи объяснений. Он приехал в 17:22, а вышел в 18:42. Под прокуратурой его ожидала группа журналистов, которым он заявил, что происходящее связано с политическими процессами: «Как именно, точно сказать не могу. Могу сказать одно: за четыре года работы мэром законов не нарушал, взяток не брал, наркотиков с собой не вожу, о педофилии знаю понаслышке, оружия у меня нет, и ничего противозаконного не совершал и совершать не собираюсь». Накануне местных выборов, которые должны были состояться в октябре 2010 г., ситуация для общественности так в общем-то и выглядела: демократического независимого мэра «зажимают» регионалы, склоняя к политическому союзу. В своей пламенной речи «борец за свободу» Минаев также вскользь упомянул тарифную политику, хотя при сопоставлении дат выходит, что вызывали мэра в прокуратуру, видимо, все же из-за мусора.
Еще одно важное событие, необходимое для понимания процессов: 16 июня 2010 г. прокурором Сумской области был назначен Сергей ЛЕНСКИЙ. И как-то сразу городская власть стала нервничать. О противостоянии прокурора и мэра не говорил только ленивый. Правда, причины называли разные. Но тогда победа в информационном поле осталась за Минаевым, который талантливо изобразил себя жертвой политических репрессий.
Норма для нормы
А дело было, оказывается, совсем в ином – банальном обмане. Расследуя «дело о тарифах», следователи установили, что основанием для пересмотра тарифов, установленных в феврале 2010 ., стало увеличение норм накопления бытовых отходов в 2009 г.
Вот тут-то и начинается самое интересное. Когда 8 апреля 2009 г. мэрия определила компании “ГринКо-Сумы” (Киев) и “А-Муссон” (Сумы) победителями конкурса по отбору предприятий для сбора и перевозки мусора, в Сумах действовало решение о норме накопления в размере 1,65 куб. м в год/чел. (решение исполкома №445 от 29.08.06). На основании этой нормы победители мусорного конкурса и получили «временные» тарифы: 30,33 грн. за куб. м, или 3,79 грн. на 1 чел./ме. для населения частного сектора; 35,10 грн. за куб. м, или 4,83 грн./мес. с человека для жителей многоэтажек.
Очень важная деталь: согласно нормативным документам, уточнение и пересмотр норм накопления можно проводить один раз в пять лет. Но городская власть решила пересмотреть нормы накопления, игнорируя данные документы. Работу по заказу городских властей выполнили специалисты «Украинского научно-исследовательского института по разработке и внедрению коммунальных программ и проектов» (г. Харьков).
И вот тут – совсем уже наступает полная и окончательная победа жадности над законом. Как говорил незабвенный «дирижер» Чечетов: «Оцените красоту игры!» Для проведения эксперимента сотрудники института использовали данные, предоставленные заказчиком. Эти документы подписал начальник городского управления ЖКХ Ярослав КУЦ. Именно он подавал данные о численности населения в обследованной зоне и количестве вывезенных на полигон в 2007-2009 гг. ТБО.
Во время расследования эти данные в прокуратуре решили перепроверить, повторив эксперимент. Оказалось, что на согласованные площадки мусор выносят также и коммерческие предприятия, расположенные рядом; при этом количество жителей в обследуемом районе было уменьшено на 54 362 человека. Согласно выводам специалистов, это повлияло на правильность определения норм. В ходе досудебного следствия установлено, что реальные нормы накопления ТБО значительно меньше установленных институтом и утвержденных решением исполкома 1 декабря 2009 г.
Итогом этой несложной фальсификации стало решение исполкома №704 от 1 декабря 2009 г., которым увеличены нормы накопления ТБО для жителей г. Сумы с 1,56 куб. м/год с человека (установлена решением исполкома от 17.09.2002) до 2,574 куб. м/год для жителей многоэтажек и до 2,6697 куб. м/год для жителей частного сектора. Как говорится, сделали нас на ровном месте – и никакого мошенничества!
Дело №
Однако такая откровенная наглость в манипулировании цифрами не могла оставить равнодушным прокуратура. Следствие пришло к выводу, что начальник управления УЖКХ Ярослав Куц был заинтересован в получении компаниями-перевозчиками мусора большей прибыли, так как – внимание, уважаемые читатели! – учредителем одной из компаний по вывозу ТБО была его сожительница. Т.е. коррупция в незамутненном виде. В ходе следствия были также получены неоспоримые доказательства того, что мэру г. Сумы Геннадию Минаеву и начальнику городского УЖКХ Ярославу Куцу было отлично известно, что компании не перевозят того количества ТБО, который следует из предоставленных расчетов. В телефонных разговорах (зафиксированных в ходе расследования согласно законодательству) чиновники открыто обсуждали, как преподнести общественности необходимость увеличения этих затрат (другими словами, обмануть людей). А чтобы и «специалисты» не сомневались в правильности расчетов после получения данных с полигона, Минаев и Куц решают применять больший коэффициент «сжатия» мусора в мусоровозах.
Однако благодаря прокуратуре, тарифы так и не были увеличены. Если бы они все же вступили в силу, сумчане за мусор переплачивали бы ни много ни мало 4,5 млн грн./год. Куда бы уходила часть этой переплаты, нам остается только догадываться. Компания «ГринКо-Сумы» по новым тарифам ежемесячно получала бы 736,447 тыс. грн., что на 181,655 тыс. грн. больш, чем по прежним тарифам. За год сумма «превышения» составила бы 2 179 863,48 грн. Аналогичные расчеты сделаны и для «А-Муссона». В месяц предприятие должно было получить 857,807 тыс. грн., т.е. на 200,32 тыс. грн. больше. За год жители бы переплатили 2 403 913,92 грн. По двум компаниям – 4 583 777,4 грн.
Вот такая криминальная арифметика, итогом которой, когда все доказательства были собраны, стало решение следователя в сентябре 2011 г. привлечь в качестве обвиняемого городского голову г. Сумы Геннадия Минаева. Но в тюрьму Минаев тогда не попал.
Янукович спасает Минаева
В ноябре 2011 г. на Сумщину с рабочим визитом приезжает президент Украины Виктор ЯНУКОВИЧ. Геннадий Минаев вместе с главой Сумской ОГА и одновременно главой областной организации Партии регионов Юрием ЧМЫРЕМ встречают Януковича в сумском аэропорту и садятся в его машину. По дороге к «Насосэнергомашу», очевидно, Минаев и Чмырь (как известно, близкого соратника старшего сына Януковича) смогли каким-то образом убедить Виктора Януковича в целесообразности увольнения прокурора области Ленского и, соответственно, закрытии данного уголовного дела.
А то, что вопрос стоял более чем жестко, свидетельствуют и слова самого Минаева: «Отвечу коротко: или он меня посадит, или он уедет. Вариантов – два: или-или. Действительно, мосты сожжены. Они не только сожжены, они просто взорваны. Причем с обеих сторон. С моей стороны – в публичной сфере, с его – больше в процессуальной. Но так дальше продолжаться не может», – ответил мэр на вопрос по поводу того, какими в будущем он видит взаимоотношения с Сергеем Ленским.
После данной пресс-конференции стало известно, что Сергея ЛЕНСКОГО переводят в Киев. Просто королевский подарок сделал генпрокурор Виктор ПШОНКА 7 декабря 2011 г. Геннадию Минаеву.
Так Виктор Янукович, Михаил ДОБКИН и Юрий Чмырь спасли Геннадия Минаева от неминуемой тюрьмы в 2011 г. За это он им и Партии регионов платил воистину щенячьей верностью. Вопрос в другом: кто будет спасать Минаева в 2014 г., если уголовное дело признают закрытым незаконно и снова запустят в активное производство?
По теме
А вот еще одна из поучительных историй из жизни компаний, которые хотели делать бизнес в Сумах, но столкнулись с «самой открытой и профессиональной городской властью».
Владимир ЧЕРТКОВ, экс-руководитель компании «Сумыкоммунтранс», которая ушла с мусорного рынка в 2009 г.:
– Городская власть три раза объявляла конкурс, чтобы уничтожить нашу компанию. Не рассматривали тарифы. Не мог даже зарплату выплатить. А когда утвердили тарифы, через два месяца конкурс провели, и там уже были новые победители – компании «А-Муссон» и «ГринКо-Сумы» (напомним, что следствием установлено, что в одной из этих компаний соучредительницей была сожительница начальника УЖКХ г. Сумы Ярослава Куца).
У прокуратуры потом возникали вопросы по поводу тарифов и норм накопления. Выходило так, что 10-тонные машины «могли» перевозить по 18 тонн мусора. Вот прокуратура и заинтересовалась нормами накопления. По законодательству их можно пересматривать через пять лет. И, как правило, норма увеличивается на 3%. Бум упаковок мы уже пережили где-то в 2004 г., когда стеклотару меняли на пакеты и т.д. Платежеспособность населения падает, так что и мусора больше не становится.
Считаю, что сейчас происходит «перетягивание каната». И реальный тариф на вывоз – около 6 грн. в месяц, а не 9-10 грн., как заявляют новые перевозчики.
Думаю, что порядок был бы тогда, когда вывозом занималось бы одно предприятие, и желательно коммунальное, чтобы у власти были рычаги влияния. Чем больше предприятий будут вывозить мусор, тем меньше порядка и налогов.
Геннадий МИНАЕВ на последнем аппаратном совещании мэра 25 февраля 2014 г. рассказал, как его хотели арестовать:
– Кстати, арестовывать меня хотели прокурором Ленским именно по «мусорной» тематике. На пустом месте… Я благодарен Мише Добкину за то, что меня тогда не арестовали. Именно он звонил президенту, что не нужно этого делать… Как говорил один из заместителей прокурора, если бы тогда арестовали, то забыли бы фамилию Минаев. А Миша Добкин пошел и поручился. И сказал: он на своем месте – пусть работает.