Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Машина времени

887

Лебединский художественный музей не только искусство, но и история

Алексей Сикорский

Экскурсия по Лебединскому художественному музею напоминает путешествие во времени. Столько громких имен: ПОЛЕНОВ, МЯСОЕДОВ, ВОЛКОВ, СЕРОВ… Или КАПНИСТЫ, ПОЛУБОТКИ, АННЕНКОВЫ…

Описать всю экспозицию и пересказать истории, связанные с экспонатами, не представляется возможным. Вот научный сотрудник музея Ювеналий ГОЛОД знает все наизусть. Он и помог выбрать наиболее интересное.

Вперед по кругу

Экскурсии движутся по кругу: такова архитектура здания. Но построена экспозиция по хронологическому принципу, так что все получается вполне логично. Сначала живопись и декоративно-прикладное искусство XVIII в. — преимущественно из усадьбы Капнистов в Михайловке. Но еще раньше это имение принадлежало известному роду Полуботков. Здесь есть семейный портрет, который назывался «Портрет наказного гетмана Павла Полуботка». Правда, специалисты нашли сходство с отцом того самого Павла — Леонтием. И все же это представитель древнего рода, прочно связанного с Лебединщиной.

Еще фарфор из Германии, России, Франции. Антикварная мебель. Любому из двух резных шкафов красного дерева можно сказать без иронии: «Многоуважаемый шкаф». Один из них точно времен Павла I, другой, скорее всего, его ровесник.
Интересна часть экспозиции, связанная с именем Петра I. В Лебедине за полгода до Полтавской битвы была его главная квартира, по-современному — генштаб. И вот в музей попадает икона «Архангел Михаил», взятая в одном из храмов города. Архангел огромного роста, с мечом — предводитель воинства все-таки. А лицо какое-то знакомое — усики-“щеточки”, прическа, щеки. Явное сходство с Петром I. Кстати, икона уезжала на реставрацию в Киев, в Музей украинского искусства, который не хотел ее возвращать. А в 90-х годах сумской художник-реставратор Иван ВОЛЧЕК взялся за реставрацию и вполне справился.

Коллекция Лебединского художественного музея насчитывает две тыс. экспонатов. В экспозиции выставлено около 500

Далее — первая половина XIX в. Все экспонаты — из Михайловки, имения Полуботков-Капнистов, и из Боброво, принадлежавшего Анненковым. Портрет Веры Анненковой — одна из загадок. Известно, что она была чрезвычайно красива, образованна. Ее внучки состояли фрейлинами при дворе. Но вот кто написал портрет — неизвестно.

Зато есть работа Василия ПОЛЕНОВА «Водяная мельница», работы московского художника Сергея ВИНОГРАДОВА, который консультировал Павла Харитоненко, когда тот составлял свою коллекцию.
Далее — ближе к современности. Сергей ВАСИЛЬКОВСКИЙ — звезда первой величины в области пейзажной миниатюры. Два портрета работы Ивана СВЯТЕНКО. Василий Капнист — последний из Капнистов, живших в Михайловке, и Яков КУЧЕРОВ — местный земский деятель. Оба — мужчины с характером. Работы Юлии БРАЗОЛЬ-ЛЕОНТЬЕВОЙ, прекрасная живопись Евдокима ВОЛОШИНОВА, Никанора ОНАЦКОГО, который жил и преподавал в Лебедине.

Советский период представлен экспонатами, полученными из Харькова. Из художников послевоенного периода хочется особо выделить Александра БАСАНЦА, лебединца по происхождению. Каждое лето он бывает здесь, хотя живет и работает в Киеве.
Вот и замкнулся круг. Возвращаемся в методический кабинет, который тоже превращен в выставочный зал. Знакомые имена — Иван ГАПОЧЕНКО, Иван Волчек. Дмитрий ЛЕДНЕВ долгое время был директором музея (здесь более ста его работ) и портрет кисти Александра Басанца. Вот как все связано воедино.

Роль личности

В создание этой отнюдь не провинциальной коллекции огромный вклад внес Борис РУДНЕВ, первый директор музея. Родился в Харькове, получил техническое образование, и трудно было предположить, что большую часть жизни он посвятит спасению и сбережению художественных ценностей. Он стал посещать студию «Голубая лилия», открытую художником Евгением АГАФОНОВЫМ. А с 1910 г. работал ассистентом-фотографом в университетском музее изящных искусств. Отсюда — знакомства с творческой интеллигенцией, искусствоведами Стефаном ТАРАНУЩЕНКО, Дмитрием ГОРДЕЕВЫМ и др. Вероятно, Борис Руднев понял свое призвание и всю жизнь ему следовал.

В Лебедине Рудневы оказались в 1918 г., когда в Харькове разразился голод. С продовольствием здесь было полегче, но возможная судьба многих художественных ценностей Руднева взволновала. Все уничтожалось. Кстати, и усадьба Капнистов вскоре сгорела, но при участии Бориса Руднева большую часть ценностей спасли.
Вскоре в Лебедине открылся художественный музей, коллекция которого состояла в основном из произведений искусства, спасенных из помещичьих усадеб. Датой первого открытия музея считается 23 марта 1919 г., хотя Борис Руднев приступил к работе раньше, в период формирования коллекции.

Он постоянно заботился о пополнении музея. Но это оказалось непростым делом. Появились новые обязанности — преподавание в техникуме и на тракторных курсах. Руднев невероятно этим тяготился и однажды написал своему другу, искусствоведу Дмитрию Гордееву, что хочет начать какую-то другую, новую жизнь. Это было уже в 30-х годах. Но самое страшное было впереди. Во время оккупации Лебедина фашистами директор буквально жил в музее. И музей работал!

Он не дал взорвать музей при отступлении советских войск, он же не дал его разграбить оккупантам, широко открыв двери для посетителей — общественное мнение и в той ситуации играло какую-то роль. Правда, самые ценные экспонаты пришлось спрятать и заменить их чем попроще. А немцы заходили и удивлялись, что в такой глуши такие шедевры. Пропало совсем немного. Одну фарфоровую пепельницу конфисковал высокопоставленный немец. И «цивилизованно» оставил расписку.
Часть картин Юлии Бразоль-Леонтьевой, например, попала в офицерское казино — понравились экзотические сюжеты. Но в существовании казино была и положительная сторона. Оно находилось рядом с музеем и охранялось автоматчиками. Это отпугивало и «своих» мародеров.

Историю не всегда вершат массы. Иногда за это берутся отдельные личности, способные повернуть ее в любую сторону

Впрочем, «свои» и дом Руднева пытались поджечь, чтобы он не дежурил в музее. А он не уходил, спасал коллекцию от немцев, местных воров, артобстрелов. Но войну не пережил — умер 11 декабря 1944 г. в возрасте 65 лет. Первый директор ушел — музей остался.

Из жизни музея

Лебединский художественный музей дважды переезжал. Его первый адрес — дом купца-миллионера КОНОНЕНКО. Видимо, к 1918 г. миллионер куда-то делся. Музей занимал здание до 1932 г. Потом его перевели в помещение бывшей городской управы, но здание понадобилось для организации фельдшерско-акушерских курсов. Последний переезд случился перед самой войной, в 1939 г.
Это бывший дом доктора Константина ЗИЛЬБЕРНИКА, основателя Лебединской больницы. Кстати, в музее имеется его портрет.

Сотрудники музея считают, что переезды не лучшим образом сказываются на состоянии коллекции. Некоторые экспонаты ушли в Сумской художественный музей, значит, и у нас есть плоды труда Бориса Руднева.
Здание Лебединского музея в плачевном состоянии, средств на ремонт нет, экспозиционных площадей катастрофически не хватает. Времена, безусловно, сейчас тяжелые, но и первому директору музея было не легче.

Справка

Лебединский краеведческий музей, при всех его трудностях, является культурным центром городка. Сотрудники музея находят время и место для творческих выставок современников. Например, работы молодого роменского живописца, члена Национального союза художников Украины Сергея ПИВТОРАКА заинтересовали не только лебединцев, но и областных и столичных гостей: художников, журналистов, искусствоведов.

Хозяева и меценаты

КАПНИСТЫ — графы, крупные землевладельцы. Последний владелец Михайловки — Василий Алексеевич — приходится внуком известному русскому литератору Василию Васильевичу Капнисту. Всю жизнь приумножал семейную коллекцию произведений искусства. Был предводителем дворянства Харьковской губернии. В Лебединском художественном музее имеется его портрет работы харьковского художника Ивана СВЯТЕНКО. Тот же художник изобразил Якова КУЧЕРОВА, имеющего большие заслуги перед Лебедином. Будучи председателем Лебединского земства, он приложил много усилий для подведения к Лебедину железнодорожной ветки, что несомненно было большим благом для города.
ПОЛУБОТКИ — старый казацкий род. Самый знаменитый из них — Полуботок, погибший в Петропавловской крепости. За его изображение ошибочно принимали портрет его отца Леонтия, но курьез разрешился.

Харьковские художники

Евгений АГАФОНОВ — харьковский живописец, график, сценограф, выставлявшийся на выставках объединения «Бубновый валет» в Москве и Санкт-Петербурге. В Петербургской академии искусств его преподавателями были Илья РЕПИН, Франс РУБО, Павел КОВАЛЕВСКИЙ. Звание художника получил экстерном за картину «Ломовики». Был хорошо знаком с Давидом БУРЛЮКОМ, участвовал вместе с ним во многих выставках. После окончания академии вернулся в Харьков, в 1907 г. основал студию «Голубая лилия», при которой возникла авангардистская группа художников. В Лебединском художественном музее выставлен портрет его основателя и первого директора Бориса РУДНЕВА работы Евгения Агафонова.

Евдоким ВОЛОШИНОВ — тоже харьковский художник, новатор натюрморта на пленэре. Одним из первых увлекся фотографией. По отзывам его современников, автор интереснейших фотографических портретов, пейзажей и натюрмортов.
Из его картин в Лебединском музее сейчас можно увидеть «Яблоки в соломе» и «Жизнь во ржи». Волошинов преподавал основы живописи и рисунка Юлии БРАЗОЛЬ-ЛЕОНТЬЕВОЙ в институте благородных девиц.

Прекрасная Юлия

Юлия Бразоль-Леонтьева — скульптор и живописец. Родилась на Лебединщине. Окончила институт благородных девиц в Харькове. Специально изобразительному искусству не обучалась, но программа института предусматривала кое-какие азы. Кроме Евдокима Волошинова, училась у Ивана АЙВАЗОВСКОГО, изучала основы скульптуры у АНТОКОЛЬСКОГО.

Проводила постоянные выставки в Первом дамском художественном кружке, а позже — в Санкт-Петербургском товариществе художников. Объездила весь мир. Кроме Петербурга жила в Германии и Италии. С Айвазовским встретилась в Феодосии. Учиться никогда не переставала. В августе 1918 г. состоялась ее персональная выставка в Лебедине, в помещении мужской гимназии.