Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Компания Макса Полякова запустит первую американо-украинскую частную ракету

754

25 апреля американская аэрокосмическая компания FireFly Aerospace, владельцем которой является украинский бизнесмен Макс Поляков, провела финальные испытания своей первой ракеты-носителя Alpha.

Тесты двигателя 2-й ступени Lightning-1 прошли на полигоне компании в Техасе и, как и прогнозировалось, завершились успешно. Месяцем раньше FireFly Макса Полякова также успешно испытала Reaver 1 — двигатель 1-й ступени.

FireFly Alpha полетит в декабре

Из большого интервью для портала liga.net стало известно, что запуск FireFly Alpha намечен на декабрь текущего года и уже практически не остается сомнений в том, что состоится он в срок. Необходимо только транспортировать ракету и все необходимое оборудование из Техаса в Калифорнию, на базу ВВС США Ванденберг, с космодрома которой Alpha выведет на орбиту спутники компании AirBus. Недавно AirBus и FireFly заключили меморандум о взаимопонимании для разработки новых решений в области космических запусков. Забронировала на Alpha место для своих сателлитов и британская компания SSTL, заключив с компанией Макса Полякова договор на 6 запусков в течение 2 лет.

Первый прототип Alpha был спроектирован нынешним CEO FireFly Томом Маркусиком еще в 2014 году. Богатый инженерный опыт, полученный Маркусиком в армии, а затем в NASA и ряде компаний «Нового» космоса, в том числе, SpaceX, позволили ему начать строительство легкой ракеты-носителя, которая смогла бы стать конкурентной на рынке космических грузоперевозок.

Родоначальником идеи Нового Космоса является Илон Маск. Именно благодаря ему частные компании получили возможность строить и запускать свои ракеты, что дало мощный толчок к развитию мировой космической индустрии. Сегодня Falcon 9 SpaceX – самая дешевая ракета из расчета стоимости доставки 1 кг груза на орбиты (менее 3 тысяч долларов), а пилотируемый корабль Crew Dragon не имеет аналогов в мире.

Однако тенденции последних лет выявили острую нехватку ракет-носителей малой грузоподъемности для миниспутников весом от 0.5 до 1000 кг. Количество частных компаний, которые могут себе позволить такие спутники на орбите, растет день ото дня, но доставлять их на больших ракетах невыгодно. Приходится либо долго ждать очереди, в надежде, что на ракете найдется место для вашей «малютки», либо доплачивать за неиспользованное пространство. Соответственно, шансы отправить спутник весом в 200 кг на ракете с полезной грузоподъемностью 5-8 тонн и стоимостью запуска $40-60 млн. сводятся к нулю. А именно таких ракет на рынке сегодня подавляющее большинство.

Ракета FireFly Alpha сможет выводить на низкую околоземную орбиту (до 200 км) 1000 кг грузов, а на солнечно-синхронную (до 500 км) – 630 кг. При этом ее запуск будет стоит около $8 млн. Но как обещает Макс Поляков, эта цифра не окончательная и будет уменьшаться.

FireFly Alpha займет нишу ракет-носителей для малых спутников

Изначально Том Маркусик планировал построить ракету грузоподъемностью до 400 кг на НОО, работающую на не самом дешевом топливе – метане, но после того, как проект выкупил Макс Поляков и провел оценку его перспектив, модификация носителя была кардинально изменена. Чутье подсказало бизнесмену, что рынку нужна ракета на более экономичном топливе и с большей грузоподъемностью. В итоге Alpha получила топливные баки и обтекатель из современного композитного материала, армированного углеродным волокном, а также новые жидкостные двигатели, работающие на керосине и жидком кислороде. Это позволило увеличить грузоподъемность ракеты в два с половиной раза.

Alpha — не единственный продукт FireFly Aerospace. В украинском R&D центре компании в Днепре и в техасском конструкторском бюро ведутся работы над ракетой среднего класса Beta, разрабатывается пилотируемый космический корабль Gamma, а также спутник удаленного мониторинга Земли и луноход.

Компания Макса Полякова примет участие в программе NASA Артемида

В 2018 году компания Макса Полякова приняла участие в конкурсном отборе на участие в программе NASA по исследованию Луны и доставке грузов на ее поверхность. Из 50 компаний были отобраны 9, в том числе FireFly. Лунная программа, которую уже окрестили Артемидой, рассчитана на 10 лет и станет продолжением программы Аполлон, работавшей в США в 60-70-х годах прошлого столетия. Изначально под проект планировалось выделить 2,6 млрд. долларов, но в мае 2019 года Дональд Трамп увеличил сумму финансирования до 4,2 млрд.

Участие в «Артемиде» значительно поднимет шансы FireFly вырваться в лидеры рынка космических перевозок.

Макс Поляков отводит немалую роль в развитии FireFly Aerospace украинским ученым и инженерам, которых работает в компании 140 человек. На 20 человек больше насчитывают офис и завод FireFly в Техасе.

После успешного запуска Alpha Макс Поляков намерен построить еще один завод во Флориде, где у FireFly получен допуск к космодрому на мысе Канаверал. К сожалению, строить ракеты в Украине частным компаниям запрещено законом, поэтому FireFly вынуждена ограничиваться лишь исследованиями и разработками дизайна.

Очередная инициатива внести изменения в законы «О предпринимательстве» и «О космической деятельности», открывающие путь частным инвестициям в украинскую ракетно-космическую отрасль, была провалена буквально недавно, 16 мая текущего года. За проект поправок было отдано 179 голосов из необходимых 226.

Очевидно, что FireFly полетит раньше, чем падет лобби коррупционных интересов чиновников, прикипевших к комфортным креслам кабинетов Укркосмоса. А украинцам пока, как обычно, остается наблюдать за чужими успехами, а не радоваться собственным.