Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Городские цветы

180

Краткие итоги деятельности городских властей за год

Евгений Положий

Прошло чуть больше года после «помаранчевой» революции и той невиданной за последние 50 лет битвы, которую выдержала и выиграла сумская громада у старой власти. Ожидания перемен были велики. Наконец-то область покинул ненавистный многими Владимир ЩЕРБАНЬ, был снят с должности его ставленник — мэр Владимир ОМЕЛЬЧЕНКО. Место главы Сумской ОГА досталось роменчанину Николаю ЛАВРИКУ, а место на верху городского Олимпа занял сумчанин Сергей КЛОЧКО со своей командой.
В этой статье мы попытаемся проанализировать, что же все-таки произошло за истекший срок, почему произошло именно так и кто является настоящим хозяином положения в городской власти.

Политика. Как сорвать выборы мэра?

Две недели в ноябре-декабре 2004 года в Сумах царило настоящее народовластие. Пока народ руководил на сумском майдане, «донецкие» практически самоустранились от процессов — их депутаты были заперты в здании исполкома, а оппозиция без конца совещалась, что же предпринять. «Оранжевый» лагерь горсовета в те дни пополнялся с невиданной быстротой, вчерашние сторонники Щербаня и Омельченко, казалось, разве что шторы не резали на оранжевые шарфики. Они внезапно возлюбили народ, а народ тем временем установил палатки и начал сбор подписей по отзыву своих избранников. В те дни у многих депутатов была почти что истерика — не были преданы заслуженному общественному порицанию только 9–10 человек из 75, остальным же грозил локальный импичмент. Конечно же, подписи по отзыву собирались не по правилам, но еще день-два — и ТИК начала бы выдавать настоящие подписные листы, и процесс приобрел бы необратимый характер. Параллельно шла кампания и по отзыву мэра Владимира Омельченко.

Народный энтузиазм и угроза отзыва дала бывшей оппозиции серьезные козыри. И она начала переговоры о формировании нового большинства в городском совете. Надо полагать, что многим одиозным фигурам была обещана неприкосновенность и прощение всех грехов только за то, что они проголосуют за отставку Владимира Омельченко и поддержат Сергея Клочко, который в итоге и был избран секретарем горсовета.
Насколько необходим был этот компромисс? Ведь была уже назначена дата проведения городского референдума по отзыву Омельченко, итоги которого нетрудно было предугадать. Но «донецких» устранили сумчане, именно они, но никак не хилая сумская оппозиция, и было бы справедливо дать горожанам законодательную возможность довести дело до логического конца. Но эту законную победу у города отобрали. Проведение городского референдума автоматически означало бы и проведение новых выборов городского головы. Тогда все было бы справедливо. Чего, судя по всему, людям, желающим власти, очень не хотелось. Поэтому на одной из сессий был разыгран спектакль, на котором в решении дата проведения выборов мэра была написана неверно, на что и указала прокуратура. Мухлеж был очевидный, но тогда на это никто не обратил внимания, ведь, в принципе, приход Сергея Клочко практически всеми был воспринят с большим энтузиазмом. Как нельзя кстати подоспел и последний закон, подписанный в карьере президента Леонидом КУЧМОЙ. Согласно ему, в отсутствие мэра его обязанности исполняет секретарь городского совета. Так Сергей Клочко стал и.о. мэра. Потом о несостоявшихся выборах вспоминали разве что газеты. В зимних переговорах активно участвовал и бывший мэр Александр АНДРОНОВ, претендующий на возвращение на должность, но в последний момент его красиво «прокатили» на сессии — вопрос даже не поставили на голосование. Осенью 2005-ого Андронов еще раз посетит Сумы по этому же вопросу. И покинет город с тем же результатом.

Кадровая политика

По сути, отказавшись от выборов мэра и вступив в договоренность со старым депутатским корпусом, Сергей Клочко добровольно оказался заложником ситуации. Возможно, он даже и не подозревал о последствиях, а просто попался в кем-то ловко расставленные сети. Но эти сети оказались так крепки, что на протяжении года не раз приходилось слышать мнение о том, что и.о. мэра — далеко не самостоятельная фигура.

[cenimg]
[imgpod]И.о. мэра Сергей Клочко
и его советник Анатолий Кисиленко
[/imgpod]
[/cenimg]

В феврале 2005 года в горсовете сформировалось очередное большинство, от которого прямо зависела судьба исполняющего обязанности — его можно было снять всего лишь 38 голосами. Некоторые из депутатов получили высокие должности: Борис КОГАН и Владимир ШАМРАЙ стали заместителями и.о., Борис АФАНАСЬЕВ возглавил БТИ. По-новому были перераспределены депутатские комиссии, одну из самых важных, по коммунальному имуществу, возглавил Сергей КОЛЕСНИКОВ. Но хуже всего было то, что одиозные фигуры типа главного архитектора Владимира БЫКОВА, начальника транспортного отдела Анатолия ГАЛИНСКОГО, начальника гороо Ирины ГОМАН не только остались на своих должностях, но и получили полную свободу действий, а на ответственные участки стали брать людей, работавших в команде Омельченко — например, начальником УКСа был назначен бывший его заместитель Сергей ЛУГОВОЙ. Также был сформирован новый исполком, в состав которого в том числе вошли люди из команды бывшего мэра города Александра Андронова: Анатолий КИСИЛЕНКО и ныне первый заместитель и.о. Константин ПОМАЗАН, Виктор ВОЛОНТЫРЕЦ, Николай ГРИНЧЕНКО.

Но основную роль в городской политике вначале играли советники и.о. — все тот же Анатолий Кисиленко и Николай РЕЗНИК. Со временем влияние Резника минимизировалось. С приходом в Социалистическую партию нардепа Григория ДАШУТИНА усилилось и его влияние на Сергея Клочко. Место в исполкоме занял полпред Дашутина — бизнесмен, член исполкома Валерий СОРОКИН, определивший сферу своего влияния: мелкий и средний бизнес.

Задачи новой городской власти

Перед новой властью стояли непростые задачи — разгребая «донецкие» завалы, сформулировать и сформировать перспективный план развития города, повернуться лицом к громаде, стать честной и прозрачной. Но самая основная задача, задача конкретная, без громких слов о демократии и революции, — это вернуть в бюджет те деньги, которые уже многие годы уходили в карман чиновникам и другим заинтересованным лицам. Только в этом случае программы развития города (при их наличии, конечно) могли быть подкреплены финансово, а городской бюджет из бюджета затыкания дыр и проедания превращался бы в бюджет развития. Поэтому необходимо было вывести из тени три главных источника дохода сумской громады (не говорим здесь о подоходном налоге с физических лиц):
1) вернуть прибыль с ТЭЦ из частных рук в управление города;
2) сделать максимально прозрачной и равной процедуру передачи в аренду и продажи коммунального имущества;
3) проводить открытые аукционы на землю под застройку.

По самым скромным подсчетам — это около 50 млн. грн. дополнительных средств.
Кроме этого, крайне важно было обеспечить минимизацию затратной части и обеспечить максимальную эффективность и объективность всех тендеров.
В принципе, это все, что можно и нужно было сделать для того, чтобы обеспечить городскому хозяйству материальную базу и дать сильный импульс развития на ближайшие три-четыре года.

Если принять во внимание, что все эти направления прекрасно были известны предыдущим хозяевам города, то совершенно очевидно то, что их внимание как раз и было приковано к передаче в аренду своей структуре ТЭЦ, контролю над коммунальным имуществом и тайному распределению земли (яркий, но не самый дорогостоящий пример — ул. Криничная).

Всем было понятно, что деньги у городской громады есть. Важно было, кто ими распоряжается. И новая власть воспринималась как раз как те люди, которые могут распорядиться этими доходами честно. На первых порах ведь никто даже не требовал быть очень эффективными, люди просто хотели, чтобы отныне все было по-другому. Уж кто-кто, а они сделали для этого все возможное, выиграв выборы, отстояв результаты на майданах, и теперь просто хотели, чтобы их перестали обворовывать.

Теплоцентраль. Бег по кругу

Говорят, что, когда у Андронова во время его визита в Сумы спросили, какие самые болевые точки города, тот ответил: «ТЭЦ и мусор». И он оказался прав. Кому же, как не ему, за восемь лет так и не решившему эти проблемы, было об этом знать?!
Но если мусор на данном этапе — одни убытки, то с уникальной сумской Теплоцентралью дела обстоят совсем иначе. По самым скромным подсчетам, ее годовая прибыль составляет около 30 млн. грн. Для сравнения — доходная часть бюджета-2006 «второй корзины» — 20 млн.

Щербань сразу просек эту прибыльную тему — ТЭЦ стала краеугольным камнем его противостояния с Андроновым. В конце концов был найден компромисс в виде «Сумы-ТЭКО», где свои интересы были заложены и у Александра Николаевича. После его изгнания из города ТЭЦ и городские сети разделили, а Теплоцентраль и еще 19 городских котелен отдали в аренду на 49 лет ООО «Сумыгазсбыт», да еще и приплатили деньгами из бюджета. Вся операция строилась на мифическом долге города перед газовиками, но суть была абсолютно ясна — передать контроль над прибыльным предприятием в руки ВП. При сделке из схемы было выброшено ЗАО «ПТС», которое арендовало имущество станции.

В общем, ситуация для новой власти была предельно ясна — необходимо было вернуть прибыль ТЭЦ в бюджет города и пустить ее на реконструкцию сетей, которые находятся в жутком состоянии. И желательно обойтись без посредников. В дальнейшем на Теплоцентраль можно было привлечь солидных инвесторов на конкурсной основе, получив в результате мощное прибыльное предприятие, гарантирующее городу тепло по приемлемой цене и солидный навар на развитие города.

Обсудить это предложение сотрудники ТЭЦ еще в марте 2005-ого приглашали Сергея Клочко. Но визит по неизвестным причинам не состоялся — у городской власти были свои планы на счет того, куда же направить прибыль от ТЭЦ. Они долго искали фирму, которая могла бы решить их проблемы, и наконец нашли. Заместитель губернатора Николай ДЕРКАЧ направил их в черниговскую «ТехНову», а сам ушел работать в «Сумыгаз», где контрольный пакет принадлежал той же «ТехНове». На самом «Сумыгазе», который находился на грани банкротства, уже были возбуждены уголовные дела на прежнее руководство предприятия.

Вскоре, не без прямого участия губернатора Николая ЛАВРИКА, вопрос по сумской ТЭЦ был решен. Сколько это стоило — известно только «ТехНове». По крайней мере, участники сделки остались довольны. Было создано совместное предприятие ООО «Сумытеплосервис», где 39% получил город, 1% — многострадальное ЗАО «ПТС» и 60% — «ТехНова». Были, конечно же, и другие претенденты, но Сергей Клочко сообщил, что в августе уже поздно проводить какой-то там конкурс.

В действительности же проблема ТЭЦ серьезно обсуждалась еще в марте 2005, была создана большая рабочая группа по разработке бизнес-плана, согласно которому в систему ТЭЦ включались и другие коммунальные предприятия. Результат на выходе ожидался один — стабильное теплообеспечение, снижение затрат, прибыль в городской бюджет. Но почему-то не срослось.

Через несколько месяцев управление новым предприятием было полностью передано «ТехНове», а вскоре «Сумытеплоэнерго» освободили от земельного налога (более 2 млн. грн. в год, на минуточку) — с целью направить эти средства на ремонт городских сетей. «ТехНова» планирует на эти деньги отремонтировать 5 км сетей в год. Для справки: протяженность сетей — 350 км. Ни о какой прибыли и доходах в бюджет «Сумытеплоэнерго» не может идти речь — убыток за полгода работы уже составил около 17 млн. грн. Таким образом, город, как и несколько лет назад, просто посадили в долговую яму.

С предприятиями Щербаня «Сумы ТЭКо» и ООО «Сумыгазсбыт» была аналогичная ситуация — городской бюджет оказывался последним местом, куда изредка перечислялись копейки, а город все время оказывался должен. Это невероятно! Они просто усовершенствовали схему Щербаня, выведя прибыли ТЭЦ из городского бюджета, аналогично отдав в управление частной компании коммунальное имущество. Идеологически все было смягчено созданием совместного ООО «Сумытеплоэнерго», но, по сути, дела это не меняет — деньги идут мимо бюджета, коммунальное имущество заложено в уставной фонд «Сумытеплоэнерго», и если что, то расплачиваться будем им. 

А ведь осенью вопрос стоял всего лишь о пяти млн. грн. для закупки газа на начало отопительного сезона. Власти говорили о том, что этих денег не найти. Но кто ищет, тот найдет всегда. Вряд ли банки бы отказали в кредите под такой прибыльный проект. Другой вопрос, что у властей не было никакого желания направлять дело в такое русло. 30 млн. — это деньги, которые нужно было пустить на ремонт сетей, на ремонт дорог и крыш, на школьное питание, на развитие молодежных спортивных клубов. На что угодно, только не туда, куда они уходят сейчас.

Коммунальное имущество. База-невидимка


В эпоху Омельченко-Щербаня коммунальным имуществом города заведовал Департамент собственности. Суть его деятельности была понятна, но следует отдать должное, что сама идея Департамента, отвечающего и за землю, и за то, что на ней стоит, очень привлекательна и дееспособна.

Новая власть решила Департамент собственности ликвидировать как юридическое лицо, а землю и имущество вновь разделить между двумя управлениями. Вряд ли стоит спорить о целесообразности этого решения, важен был результат — прозрачность процессов и извлечение прибыли для городских нужд. Департамент ликвидировали тайно, с нарушением законодательства — не было даже надлежащего по закону сообщения в прессе. Все попытки выяснить, каково же сегодня истинное положение дел, наталкивались на ответ, что база учета имущества утеряна. Но фокус заключается в том, что электронная база в полном объеме была передана ТЦ «Радиосистемы» еще в апреле. В чем же дело?

Путем серии информационных запросов все же удалось выяснить, что средняя цена, по которой сдаются коммунальные помещения, составляет 2.16 грн. за кв. м, что чудовищно мало. Сергей Клочко официально отказался огласить перечень арендаторов и условия договоров, ссылаясь на то, что эта информация является коммерческой тайной. Зачем и кому нужно скрывать от фактических собственников имущества — жителей города — то, кому городская власть это имущество сдает в аренду? К этому вопросу мы вернемся позже. А пока резюмируем следующее — и второй источник доходов в городской бюджет был похоронен.

Земля и люди

Еще один источник дохода для городского бюджета — продажа земли под застройку. Казалось бы, все просто, выставляется участок на аукцион — и деньги идут в бюджет. Последний скандал — с участком на ул. Петропавловской. Участники конкурса без всякого аукциона были готовы заплатить 700 тыс. грн., лишь бы строить. Куда там!

Как мы понимаем, аукцион — мероприятие открытое, а поэтому лишает конкурсные комиссии возможности брать взятки. О том, что на берегу озера Чеха будут строить дома, общественность тоже узнала от журналистов, а журналисты — из случайного разговора архитекторов. Сколько всего денег недополучил городской бюджет в результате тайной раздачи земли за последний год, в апреле должна посчитать прокуратура.

И снова о Криничной

Но первый звоночек «по земле» прозвенел еще в марте 2005. Выяснилось, что среди владельцев участков на ул. Криничной, тайно розданных Владимиром Омельченко, рядом с участками помощников и замов того же Омельченко и Щербаня есть земля, записанная на ближайших соратников Сергея Клочко — Анатолия Кисиленко и Сергея Колесникова, миллионеров и хлебных магнатов области. Анатолия Кисиленко называют «серым кардиналом» города, Сергей Колесников возглавляет депутатскую комиссию по коммунальной собственности. И что бы ни говорили о законности и необратимости процесса по Криничной, одно можно сказать наверняка: с сумской громадой, с жителями этой улицы, у которых не самые бедные люди отобрали даже огороды, поступили нечестно. Это был первый тест, который должен был насторожить.

Утомительные забеги тендерных «гепардов»

Отдельной главой стоит выделить тендерную политику. Здесь также нет ничего сложного — для минимизации затрат и улучшения качества услуг необходимо, чтобы в тендерах участвовало как можно больше предприятий. Чем больше тендерных предложений — тем больше маневра, тем качественней выбор у тендерного комитета. Однако все случилось с точностью до наоборот. Пример, когда за городские деньги на горюче-смазочные материалы боролись две фирмы («Гепард» и «Золотой гепард»), да к тому же прописанные по одному адресу на ул. Супруна, говорит о многом. В результате топливо закуплено чуть ли не по розничным ценам сумских заправок. Сколько на этом потерял бюджет? На сколько в итоге недофинансированы школы и медучреждения? Нет, мэрия все делает согласно букве закона, очень аккуратно и ловко. Но далеко не согласно духу местного самоуправления. Здравый рассудок не дает ответа на вопрос, почему бы в газете «Сумы и сумчане» вместо славословий самим себе городской власти не публиковать даты проведения и условия тендеров?

Мусор, полигон и завод. Без прогресса

В мае 2005 на город обрушился мусорный кризис. Сергей Клочко и его приближение активно говорили о том, что все случилось неожиданно. «Не могу же я все знать!» — вот дословная цитата из интервью и.о. мэра “r” в июле. Конечно же, это неправда. Об этом свидетельствуют люди, обращавшиеся к новой власти с проектами решения этой проблемы, которую курирует Константин Помазан. Но несмотря на массу предложений по строительству мусороперерабатывающего завода, ни один из проектов до сих пор не утвержден, а срок эксплуатации временного полигона вот-вот истечет. Проблема, говорят, начинается с «51-го %»…

Медицина, образование, спорт. «Золотые купола»

Школами, медучреждениями, молодежью и спортом заведует Иван БОРШОШ, человек с весьма любопытной репутацией. Вопросы, волнующие громаду, были очень просты: когда прекратятся беспорядочные поборы с родителей в школах и детских садах, когда этот процесс будет поставлен под четкий контроль и учет, когда прекратится беспредел в больницах? Даже громкий скандал в роддоме не повлиял на ситуацию — Боршош считает, что там все хорошо. Многие мамы считают иначе. Но самое печальное не то, что ничего не изменилось. Самое печальное то, что городская власть, как и предыдущая, следует здесь принципу: «Сам бери и другим давай».
О развитии спортивных программ для молодежи лучше промолчать. В городе гораздо активней культивируется другое развлечение — залы игровых автоматов. За последний год их количество неимоверно возросло, контроль над их деятельностью, скорее, формальный. В то же время остаются забытыми и хоккей на траве, и постройка стадиона для него, и теннисные корты в парке, и аматорский футбол. Ответ один: «Нет денег!».

Проводимая Боршошом политика в области культуры просто потрясает профанацией. А присвоение звания «Заслуженный деятель искусств Украины» Валерию Козупице дают обществу четкие новые культурные ориентиры — ресторанная музыка.

Архитектура. Быков — человек, который не тонет

Клочко еще в феврале прошлого года обещал снять с должности главного архитектора города Владимира Быкова. Поводов было — хоть отбавляй. Большинство архитекторов поддерживали эту идею, и Сергей Владимирович им обещал, что вскоре так и произойдет. Но Быков не так прост. На нем «висел» Выставочный центр Дашутина. Быкову ли не знать, почему Выставочный центр не должен был стоять там, где он стоит сейчас? В результате Быков остался на своем месте — как человек удобный, как человек зависимый от власти напрямую и готовый выполнить любое поручение и завизировать любое решение. Если бы на его месте был принципиальный архитектор, то тех конфликтов между строителями и жителями, которые сотрясали Сумы весь год, просто не было бы. Но Быков был, Быков есть. Будет ли? Это вопрос результатов выборов.

Открытость и прозрачность. Кажущиеся отражения кажущихся лун

Одним из своих самых больших достижений городская власть считает открытость и прозрачность. Действительно, журналистов больше не сортируют на своих и чужих, вход на официальные мероприятия открыт для всех, а Сергей Клочко, человек по своей натуре доброжелательный, всегда готов дать комментарии. Но от этого, как ни странно, доступ к важной информации не стал легче.

Еще в июле прошлого года газета «Панорама» направила информационные запросы относительно коммунального имущества и стоянок такси. Ответ пришел через три месяца (по закону — один). По городскому имуществу ответ был расценен редакцией как не по сути, по стоянкам ответа нет до сих пор. Редакцией действия исполкома были оспорены в суде, суд первой инстанции признал правоту журналистов. Но мэрия не постеснялась попытаться доказать свое право утаивать информации от жителей города в апелляции. Суд состоится в Харькове в середине февраля. Еще один информационный запрос был относительно «золотой» книги (по 150 грн. за экз.) ко Дню города. Ответа на него пришлось ждать три с половиной месяца. Ответ пришел — очень путаный и непонятный. Опять суд? Совершенно ясно, что ни о какой «открытости и прозрачности» речь уже не идет. Мэрии есть что скрывать от горожан и журналистов, и сегодня самая главная для нее задача — не допустить перед выборами выхода нежелательной информации.

Отдельно стоит сказать об общественных слушаниях. Общественное слушание за целый год было проведено аж одно — о повышении цены на воду. Решение же городская власть приняла прямо противоположное — цену повысили. Сейчас готов новый проект проведения общественных слушаний. Он прописан очень ловко, под городскую власть, без учетов интереса громады. То есть общественные слушания вроде бы и есть, но на самом деле их не будет.

Резюме

Выводы, как отработала городская власть на пользу сумской громады, приведшей в результате майдана в кресла, вы сделаете сами. Прочтите перед этим интервью с и.о. мэра Сергеем Клочко, и, возможно, оно вас вдохновит на более яркие мазки к нашему унылому портрету.