Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Главный режиссер Сумского ТЮЗа Анна Кобец: “Режиссер – это обычная профессия”

487

Сегодня мы поговорим о прошлом и будущем, о достижениях и планах главного режиссера Сумского областного театра для детей и юношества Анны Кобец.

У Сумского областного театра юного зрителя с 1 марта 2020 г. новый главный режиссер. Коллектив театра впервые за время его существования на творчество будет вдохновлять и направлять женщина. Анна Кобец. Ее режиссерские работы всегда принимаются зрителями “на ура”. Она прошла проверку самым строгим критиком – маленькими посетителями ТЮЗа.

r: Профессия «режиссер»… Не так уже и популярно, как мне кажется. Большинство девочек мечтают стать актрисами. Почему Вы выбрали эту профессию?
Анна Кобец: Я, как и большинство девочек, тоже мечтала стать актрисой. (Смеется.) И документы я изначально подавала на актерскую специальность. Но после собеседований перед экзаменами, которые проводили наши будущие педагоги, мне предложили поступить на режиссуру. Я подумала и согласилась. Так под чутким руководством прозорливых людей я и пришла в профессию.

r: Дальше была учеба и студенчество. Сложные и одновременно интересные времена. Каким Вам запомнилось то время?
А. К.: Когда я вспоминаю студенчество, то мои легкие наполняется воздухом от восторженных воспоминаний. Это прекрасное и незабываемое время, когда все впереди! О нем можно написать целую книгу.

r: Режиссерское образование включает в себя и навыки актерской профессии?
А. К.: Безусловно, да. У нас помимо занятий по режиссуре были и занятия по актерскому мастерству и сценической речи, хореографии и сценическому движению и по многим другим предметам специальности. Ведь театр – это механизм, в котором собрано много театральных профессий, и будущий постановщик должен знать о каждой из них. Поэтому студенты-режиссеры изучают все составляющие театрального искусства.

r: Вы уже поставили немало спектаклей и, наверное, можете сказать, что является самым сложным в Вашей работе.
А. К.: Наверное, самое сложное все же – это взаимоотношения между режиссером и актером. Необходимо достигнуть полного взаимопонимания, найти общие точки соприкосновения во взгляде на общую работу, добиться желаемого результата, чтобы при этом работа проходила продуктивно и творчески. Ведь все мы люди, и бывает так, что актеры не сразу принимают замысел режиссера. Нужно попытаться без ущерба для кого-либо вывести творческий процесс на высший уровень.

Профессия режиссер – это профессия длиною в жизнь, которая заполняет все ваше время и пространство

r: Как Вы выходите из ситуации, когда режиссер и актер “не сошлись характерами”?
А. К.: Если обстоятельства складываются так, что невозможно найти компромисс, то я предпочитаю расстаться друзьями. Как в жизни, так и в работе необходимо находить “своих” людей. Так лучше для всех. В моей практике были случаи, когда мы с актерами прекращали сотрудничество из-за творческих разногласий. Но их немного.

r: Вы жесткий режиссер?
А. К.: Все зависит от ситуации (Смеется.) Жесткость – это вынужденная мера, которая применяется в том случаи, когда по-другому нельзя. Прекрасна та работа, в которой царит атмосфера взаимопонимание и не приходится быть жесткой, отстаивая свой режиссерский замысел. Потому что замысел режиссера – основополагающее в постановке спектакля. Очень хорошо, когда вся постановочная группа заражается этим замыслом и начинает творить как одно целое. В этом случае каждый пытается сделать свою работу как можно лучше, принося все новые и новые находки. Мне очень нравится наблюдать за тем, как актеры раскрываются по ходу репетиций, наделяют интересными краски своего персонажа. Такими они могут быть только тогда, когда полностью свободны и не зажаты рамками. Так же и другие соавторы спектакля – художники, композиторы, балетмейстеры – могут делать интересные вещи, только находясь в состоянии творческой свободы, но, конечно, в условиях режиссерского замысла. Поэтому, приступая к новой постановке, хочется всех зажечь. Ведь от того, загорятся ли все общей идеей, и зависит успех спектакля. Когда работа проходит в унисон, это же наслаждение для всех.

r: Многие считают, что режиссерство – это мужская профессия. Трудно ли быть женщиной-режиссером?
А. К.: Сложно только тогда, когда тебе приходится работать с людьми, которые разделяют этот стереотип. В современном профессиональном обществе таковых почти нет.

r: Какими качествами должен обладать режиссер?
А. К.: Нужно просто хотеть быть режиссером, а время подскажет, какие качества в себе нужно развивать. Главное – набраться смелости и быть собой.

r: Как режиссер Анна Кобец относится к критике?
А.К.: Профессиональная критика – это всегда полезно, даже если она не всегда приятная. Ведь это указывает тебе на твои ошибки и пробелы, это дает тебе возможность развиваться и расти, дает повод задуматься, что ты делаешь не так и как это исправить.

r: Были ли в Вашей жизни люди, которые на Вас очень сильно повлияли как на профессионала?
А. К.: С профессионально точки зрения на меня, безусловно, повлияли мои педагоги. Именно они дали мне и моим сокурсникам первые знания о профессии. Эти люди раскрывали наши творческие индивидуальности. Направляли нас в поиске себя. Прививали хороший вкус. Учили всему, что знают и умеют сами.
Как режиссер на меня сильно повлиял именно Игорь Александрович Борис, руководитель моего курса, он стал для меня не просто мастером, а наставником и другом.
Конечно, я увлекалась и увлекаюсь работами других режиссеров, много смотрю спектаклей, в которых нахожу что-то новое для себя. Но есть реальные люди, которые сделали для меня реальные поступки.

r: Вы уже 13 лет живете и работаете в Сумах. Были ли другие театры?
А. К.: Да, я приехала в 2007 году. Сначала это был театр им. Щепкина, а сейчас Театр юного зрителя. Но еще до выпуска из академии у меня была возможность поработать с Борисом в Запорожском академическом областном музыкально-драматическом театре им. В. Магара как ассистент режиссера. Также я ставила свой дипломный спектакль в Хмельницком областном академическом музыкально-драматическом театре им. М. Старицкого. После окончания обучения у меня была возможность выбора, но я выбрала Сумы по ряду различных обстоятельств. Так вышло, что сразу по пришествии в театр Щепкина я получила в работу свой первый спектакль. Это была опера «Наталка Полтавка».

r: Только в сумских театрах на Вашем счету больше 15 спектаклей. Есть ли среди них работа, которая наиболее дорога Вашему сердцу?
А.К.: Я не могу выбрать что-то одно. С каждым спектаклем ты проживаешь определенный этап своей жизни. В тот момент, когда ты его творишь, он для тебя самый родной и любимый. А вот воспоминания о работах по прошествии времени остаются только самые теплые. Даже если работа была сопряжена с трудностями и препятствиями.
Были работы переломные на определенных этапах моего творческого пути. Так, например, “Наталка Полтавка” – это первая работа в г. Сумы, мое первое знакомство с тем еще, более старшим поколением театра им. Щепкина, у которых мне было чему поучиться.
Своей отправной точкой как режиссера я все же считаю спектакль “Игра в любовь”. Придя в Театр юного зрителя, я поставила сказку «Золушка» по пьесе Е. Шварца, которого я очень люблю. Каждая моя работа мне очень дорога.

r: Вы также выступали на сцене как актриса. Будете возвращаться к данному опыту?
А. К.: Наверное, нет. У меня были актерские работы как в своих постановках, так и постановках других режиссеров, но моей основной профессией была и остается профессия режиссер.

r: Вы стали главным режиссёром ТЮЗа. Поздравляем. Новая должность, новые перспективы и новые обязанности и, скорее всего, трудности. Расскажите о своих планах по развитию ТЮЗа.
А. К.: Я очень ценю все, что сделали до меня мои предшественники. Я благодарна всем, кто меня выбрал, за поддержку и доверие. Проработав здесь уже почти 5 лет, я знаю, что мне в руководство достался прекрасный профессиональный коллектив. Я буду стараться делать все, чтобы мы не останавливались на достигнутом и продолжали свой творческий путь.
А о планах… О планах будем говорить после того, как я их реализую.

r: Как Вы относитесь к экспериментальному театру?
А.К.: Смотря что называть экспериментом. Каждый спектакль, по сути, эксперимент. Мир не стоим на месте, все меняется, находятся новые театральные приемы, новые формы, новые средства воплощения спектакля, и это нормально. Время вносит свои коррективы. Главное – не забывать, что театр существовал за много веков до нашей эры и что новое – это хорошо забытое старое. Если говорить о нашем театре, то мы намерены выходить за рамки традиционного театра, но делать это с осторожностью. В первую очередь мы работаем для детей, и одной из функций работы с детской аудиторией является функция художественно-эстетического воспитания. Любой эксперимент должен быть оправдан, а не проведен ради эпатажа.

r: Каких премьер ожидать зрителю в ближайшее время?
А. К.: У нас было много планов уже на эту весну. Но, к сожалению, не все в нашей власти. Буквально перед самым карантином мы успели провести открытую сдачу спектакля «Мина Мазайло» по пьесе Николая Кулиша в постановке Валерия Микитенко, премьеру пришлось перенести. Также готовится сказка для самых маленьких зрителей «Прибульчик» по пьесе современного украинского драматурга Евгения Тищука. В будущем коллектив вместе с режиссером – народной артисткой Украины Александрой Сокол – приступит к постановке комедии по произведению Эмиля Золя «Наследники Рабурдена». Поэтому, как только снимут ограничения, приглашаем зрителей в наш театр!

Как только снимут ограничения, приглашаем зрителей в наш театр!

r: Как режиссер Анна Кобец отвлекается от театра?
А. К.: В смысле отвлекаемся от театра? (Смеется.) Мы живем театром, дышим им… но, безусловно, самым необходимым для меня является общение со своей семьей, с мужем, мамой, а также друзьями, которые поддерживают меня и дают мне силы творить дальше.

r: Если бы вернуться в 2001, что бы Вы сказали той Ане, которая переступает порог приемной комиссии?
А. К.: Не сворачивать с выбранного пути и всегда и во всем оставаться верной себе.

Алена Касаткина,
Панорама №13-2020