Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Много шума из ничего

92

Почему на самом деле сумчанам не стоит волноваться о передвижных газовых заправках
Недавно на ул. Кондратьева разразился скандал вокруг передвижной газовой заправки. Жильцы одного из домов требовали ее убрать, журналисты снимали разоблачительные сюжеты и наконец добились своего. Но вот серьезно разобраться в ситуации так никто и не попытался – то ли жара повлияла, то ли времени не было. Мы решили все же сделать это и понять, нужны ли такие заправки городу и насколько они безопасны.
Ложная тревога
Многие сумчане помнят, как в начале июля на ул. Троицкой (бывшая ул. Дзержинского) загорелась маршрутка №23. Машина выгорела дотла – остался один каркас. Многие боялись взрыва в ней газовых баллонов – как известно, большинство сумских «Рут» работают на метане. Однако, несмотря на то что горело знатно и температура в очаге пожара была очень высокой, баллоны не взорвались. И дело тут не в слепом случае, а в том, что метан как газ имеет довольно высокий порог воспламеняемости (см. «Газ газу рознь»), поэтому даже высокая температура не стала для него инициатором взрыва. К слову сказать, автомобиль с обычным бензиновым баком или работающий на пропане в такой ситуации обязательно бы взорвался… К чему мы вспомнили этот случай? Дело в том, что «яблоком раздора» между жильцами дома по ул. Кондратьева №211Б (бывшая ул. Кирова) и заправщиками стала передвижная автозаправочная станция именно с метаном, которая разместилась неподалеку, на территории старого аэропорта. Первоначальное возмущение жителей дома еще можно было понять – после «страшилок» по телевизору и в атмосфере общей напряженности в стране они решили, что какие-то «леваки» поставили у них под боком пороховую бочку. Но все оказалось не так – и станция вполне безопасна, и документы разрешительные на нее имеются, и торгует газом вполне легальная фирма.
Мифы и реальность
Найти офис фирмы ООО «Метангаз-моторс» на ул. Курской оказалось нелегко, но мы всё же справились. Директор фирмы Игорь ГЕТМАНСКИЙ встретил нас радушно. «Мы попали в странную ситуацию. Все разрешительные документы на заправку, на получение которых у нас ушло немало времени, у нас в порядке. Вот разрешение от «Держгірпромнагляду», вот договор аренды на земельный участок, вот лицензия на осуществление хозяйственной деятельности, тут еще целая папка разрешительной и лицензионной документации», – говорит он. И в самом деле нам предоставили все документы и любезно разрешили их скопировать. Среди них и оценка противопожарной стойкости объекта (т.е. передвижного автомобильного газового заправщика), произведенная предприятием «Бранд Мастер». В документе четко указано – ПАГЗ соответствует всем нормам украинского законодательства. Договор об аренде участка под станцию, заключенный с управлением коммунального имущества облсовета, в старом аэропорту тоже оказался в порядке. Сама фирма ООО «Метангаз-моторс» (ранее у нее было другое название) уже много лет занимается производством и продажей сложного газового оборудования в страны СНГ и Европы. У нее есть документы, разрешающие розничную торговлю газом, а также договора с отдельными компаниями–перевозчиками Сум о поставках топлива. Маршруты движения автомобиля с ПАГЗ утверждены Сумской ГАИ. Таким образом, некорректные тезисы некоторых журналистов о «левизне» и незаконности занятия подобной деятельностью предпринимателями отпали сами собой.
Но профессия журналиста научила нас не доверять только бумагам. Поэтому мы попросили у директора продемонстрировать сам ПАГЗ, вызвавший бурю эмоций у некоторых сумчан – он стояла тут же недалеко от офиса. Новейший французский грузовик «Рено» и сам ПАГЗ сверкали чистотой. «Сталь, из которой сделаны эти баллоны, можно вставлять вместо пластин в бронежилеты, настолько она прочна. Ее специально испытывают обстрелом из автоматов Калашникова. Производит их известная итальянская фирма Tenaris – в среде специалистов это имя говорит само за себя. Стоимость одного баллона – 17 тыс. евро, они специально изготовлены по нашему заказу. Собственно станция – это не какой-то там ржавый старый автоприцеп, на который нагрузили баллоны. Она произведена фирмой ACERBI, современна, оснащена европейской электроникой, сертифицирована. В ее разработку вложено несколько миллионов долларов», – рассказывает Игорь Гетьманский. Возможно, жителей дома ввели в заблуждение некоторые «левые» заправки пропаном, которые недобросовестные предприниматели в прошлые годы пробовали заправлять автомобили в окрестностях города.
Копейка гривну бережет
Стоимость проезда в сумских маршрутках в этом году возросла до 3 грн., и это, очевидно, не предел. Перевозчики недавно подали городским властям документ для поднятия цены до 4 грн. Можно много дискутировать о том, сколько же на самом деле стоит проезд, но реальность такова – расходы перевозчиков из-за инфляции тоже растут и, безусловно, оказывают давление на цену одной поездки. Значительную долю в них занимают так называемые «холостые» рейсы: газ в баллонах «Рут» заканчивается быстро, и водитель вынужден часто покидать маршрут и ехать на одну из немногочисленных метановых заправок, расположенную на окраине Сум. А там очередь, и в итоге простой машины и ее холостой проезд оплачивают все пассажиры – через затраты перевозчиков, которые они закладывают в цену. «Наша идея состоит в том, чтобы водители маршруток могли заправляться неподалеку от конечных остановок на основных магистралях города. Это сможет снизить затраты перевозчиков и, надеемся, сдержать рост цены одной поездки. Сами перевозчики также заинтересовались этой идеей», – говорит Игорь Гетманский. Действительно, если эта идея будет воплощена в жизнь, это даст еще один аргумент для громады и городских властей в споре с перевозчиками о цене проезда.
Законность и безопасность
Дотошный читатель скажет: «Все это хорошо, но кто дал право предпринимателям торговать газом неподалеку от жилого дома? Разве это не нарушает закон? В руководстве ООО «Метангаз-моторс» уверены, что и в этом отношении они соблюдают все требования законов. «Наша деятельность не регулируется постановлением Кабинета министров о торговле нефтепродуктами старого образца, как об этом ошибочно написали некоторые журналисты. Торговля метаном не подпадает под действие этого постановления. Таким образом, специального отдельного разрешения для установки автомобиля с ПАГЗ не требуется», – говорит юрист Людмила СОЛОШЕНКО, которая представляет интересы ООО «Метангаз-моторс». С размещением станции ситуация также понятна и прозрачна.
Согласно инструкции о противопожарной безопасности АЗС, утвержденной приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям от 6.12.2005 г., расстояние от подобных заправок от проезжей части должно составлять 15 метров, от жилищной и общественной застройки – 35 метров. Все эти нормы при размещении заправки также были соблюдены – в этом может убедиться каждый с помощью Google–карт или непосредственно на месте. Никаких претензий ни от городских властей, ни от МЧС к фирме нет. Дом от заправки находился вообще в 60 м. Мы также в этом убедились, побывав на месте конфликта. К слову сказать, операторы, которые работают на заправке, специально обучены и тоже имеют сертификаты. «Жильцы этого дома говорят, что боятся за свою безопасность. На это с уверенностью могу сказать, что рискуют они не больше, чем при использовании бытовой газовой плиты, ведь еду мы готовим тоже на метане», – говорит Игорь Гетманский.
Не все золото, что блестит
Возможно, эта статья и не потребовалась бы, если бы многие журналисты, освещавшие конфликт, подошли к нему более ответственно, а не ловились на «сенсацию». В конце концов это же не борьба горожан с завсегдатаями забегаловки типа «зеленый змий», находящейся неподалеку, – тут дело намного серьезнее. В итоге законопослушные бизнесмены были награждены различными нелестными эпитетами в сюжетах многих телеканалов. Как тут журналистам не вспомнить о заповеди Гиппократа «Не навреди»… Ведь в почти каждом конфликте законность или незаконность действий того или другого его участника не всегда сразу очевидна.
Во время конфликта некоторые из жильцов даже намеревались помешать заправке автомобилей, до конца не осознавая, к какой катастрофе может привести самовольное вмешательство в работу станции. Слава богу, здравый смысл все же возобладал, все обошлось, но сумчане тоже должны понять: нарушать закон и одновременно требовать его соблюдения от других – это просто абсурд.
Готовы к диалогу
«Мы готовы к диалогу с жителями дома по ул. Кондратьева и горожанами в целом. Социальная цель нашего бизнеса – помочь горожанам снизить свои затраты на транспорт. Уверен, что мы найдем общее решение возникших проблем», – говорит Игорь Гетманский. Пока же заправщики ожидают своего часа на стоянке фирмы.

Газ газу – рознь
Метан – это простейший углеводород, основной компонент природного газа. Для заправки в автомобиль он используется в сжатом виде. По сути, сжатие в компрессоре – это и есть весь процесс переработки природного газа в топливо. Из-за тогочто для получения автомобильного метана не требуется производить дорогостоящие манипуляции, конечная стоимость продукта становится очень привлекательной.
Кроме того, метан обладает высоким порогом воспламенения, благодаря чему он отнесен к наивысшему, четвертому классу безопасности среди горючих веществ. Для сравнения: у бензина – третий класс, а у пропан-бутана – второй. Так что всякие рассказы о повышенной опасности метана в автомобиле не более чем сказка.