Разговор в гримерке
Артисты о театре, о жизни и о себе
Общаться с двумя людьми одновременно не простое дело. Тем более если собеседники люди театра. Тем не менее беседа с артистами театра им. Щепкина Николаем Николаевичем и Аллой Федоровной ЛАСТОВЕЦКИМИ состоялась. Привести ее полностью невозможно слишком много было сказано, разные темы затронуты. Но вот хотя бы самое главное и наиболее интересное. На вопросы наши собеседники отвечали вместе, на равных правах, но вначале мы обратились к Николаю Ластовецкому:
r: В любую свою роль, даже вполне серьезную, Вы вносите немалую долю иронии. Это черта Вашего характера?
Н.Л.: Нет, просто я играю роль так, как ее чувствую. Мы работаем с режиссером, который видит роль
Вообще, в каждой пьесе присутствует конфликт добра и зла. Но дело в том, что зло играть легче, оно более выразительно, ярче. А добро… Оно воспринимается как должное. Победить зло можно только очень большим добром. А что касается иронии, то это второй план артиста. Своеобразная отстраненность, взгляд на себя и на ситуацию со стороны. Дело в том, что в жизни человек тоже играет несколько ролей и часто бывает вполне предсказуем…
r: Алла Федоровна, Вы согласны, что люди играют в жизни несколько ролей?
А.Л.: В некотором смысле да. Если я еду в троллейбусе, то я пассажирка и веду себя по определенным правилам. Прихожу домой я уже мама… Но каждый человек все же неповторимая личность. И нужно сохранить свою индивидуальность перед Богом и людьми.
r: Вы можете определить свое сценическое амплуа?
А.Л.: К счастью, наш украинский театр покончил с самим понятием амплуа еще в начале ХХ в. Чем разноплановее актер, тем более он ценен. И самому актеру интересно быть разноплановым. Я стараюсь быть такой. Если бы я придерживалась амплуа, то фактически пришлось бы играть одну и ту же роль. Вот, например, я играла разных бабушек. В «Снежной королеве», потом
r: А Вы, Николай Николаевич, в сказках играли?
Н.Л.: А как же! Без сказок жизни нет. Играл короля, волка, пирата, «гарбуза». Да сейчас всего и не вспомнишь. Единственное, что могу сказать обо всех сказочных персонажах: играть их очень интересно.
r: Каково Ваше отношение к т.н. «регалиям»? Я имею ввиду звания «заслуженный» и т.д.
А.Л.: Ироничное. Назовите еще хоть одну страну, где бы существовали подобные звания. Николай Николаевич заслуженный артист, у меня никаких званий нет. Ну и что?! У каждого артиста есть свой зритель. Если он настоящий артист, конечно. И вот те, кто меня любит, уже давно назвали меня «нашей заслуженной».
С другой стороны, бывает обидно за своих коллег, которые ужен давно достойны высоких званий. Традиция присваивать звания досталась нам в наследство от той, Советской страны, но она есть, и с этим приходится считаться. Сколько сейчас
Н.Л.: Я думаю, что звания для артиста имеют смысл. Дело в том, что когда театр едет на гастроли, то встречают его по рекламе. Если в афишах написано «заслуженный артист» или «лауреат
Кроме того, звания артистов это еще и честь для театра.
А.Л.: Хочу добавить. Когда я только пришла в театр, то «регалии» присваивались за талант и труд. Сейчас существуют определенные ограничения. Если у тебя нет «корочки» о высшем образовании, то звания ты никогда не получишь. Жаль, но мне уже поздновато об этом думать (Смеется.) Уже больше сорока лет в театре работаю, наверное, имею право сама открыть студию…
r: Актеры, как известно, люди не очень богатые. Каково Ваше отношение к материальным благам?
Н.Л.: Мы уже привыкли, что небогаты. Поэтому стараемся протягивать ножки по одежке. Может быть, некорректно говорить о том, сколько мы зарабатываем… Скажу другое. Театр это как бацилла. Болезнь, которую очень трудно вырвать из души. У нас есть некоторые люди, которые по
А.Л.: За то вдохновение, ради которого выходим на сцену, за моменты вдохновения нам уже достаточно аплодисментов.
r: У Вас есть любимые сыгранные роли?
А.Л.: Знаете, это как родные дети. Нельзя одного ребенка любить больше, а другого меньше. Я благодарна судьбе, что мне выпала честь работать с Игорем Всеволодовичем РЫБЧИНСКИМ, народным артистом, который в нашем театре работал главным режиссером с 1967 по
Н.Л.: Очень любимых и очень нелюбимых ролей не бывает. Есть роль нелюбимая, то ее невозможно сыграть никто не поверит. Есть наиболее запомнившиеся. Например, князь в «Хануме», Аргон в «Тартюфе» Мольра, Караська из «Запорожца за Дунаем»…
Всего не вспомнишь, ведь вся жизнь прошла в театре.
r: А есть такая роль, которую Вы еще не сыграли, но очень хотели бы?
Н.Л.: Есть. Шекспир, король Лир. Давно о ней думаю, хотел бы… Уже чуб седой, как раз подходит… Раньше я думал о Генрихе IV, были интересны его переживание. Но сейчас думаю о короле Лире. Может быть, бенефис устроим, не в этом году, так в следующем.
А.Л.: Для меня это Одарка из пьесы «Запорожец за Дунаем». Я уже работала над этой ролью, это настоящий украинский характер. Но вот никак не выведу свою Одарку на сцену… Может быть, с нами главным режиссером будет работать Александр Игоревич Рыбчинский. Вот тогда уж обязательно!
r: На главную роль обязательно должен быть дублер. Как у космонавтов.
А.Л.: Ну я бы так не формулировала. Первый состав, второй, «скамья запасных…» Артисты равноценны. Часто бывает, что непремьерный состав лучше премьерного. Но есть традиция. Звание, высшая категория это как стимул: «Работайте лучше!»
r: Какие для Вас существуют образы или авторитеты в драматургии?
А.Л.: К сожалению, наша современная украинская драматургия больше реализует себя в сериалах. Инсценизация украинских писателей тоже отсутствует. Пусть не обижаются современные наши драматурги, может быть, у них
Н.Л.: Да это уже старое! И вообще, эти заумные пьесы ничего людям не дают.
r: Вы пробовали сами ставить спектакли?
Н.Л.: Поставил вечер украинских водевилей. Там было два спектакля: «На першi гулi» Васильченко и «Хто сміється, тому не минеться» Тендетникова. Музыку писал Владимир СЕРЕБРЯКОВ. Но вообще я больше актер, чем режиссер.
А.Л.: О чем надеемся, что к нам на постоянную работу придет Александр Рыбчинский. Этот человек сросся именно с нашим театром, досконально знает наш коллектив. Он проработал здесь 25 лет. Сам чудесный актер, знает профессию изнутри.
r: В жизни Вы семья. А влияете ли друг на друга в театре?
Н.Л.: А куда мы денемся?!
А.Л.: Конечно. И партнерами в спектаклях бываем. В «Хануме» например. А в «Дамах и гусарах» мы даже играли влюбленную пару. Но нужно сказать, что с мужем играть нелегко. Николай Николаевич такой партнер… Строгий! В общем, я этим довольна.
r: Как Вы вели себя в этот период, когда в театре назревало
А.Л.: Активно. Дело в том, что театр этот наш дом. Здесь наша аура, все наше.
Н.Л.: Мы спасали театр. Его хотели разорвать на куски, возможно, вообще упразднить. Обращались к Щербаню, потом к Лаврику.
r: Бывали ли у театра откровенно провальные спектакли?
Н.Л.: Сам это точно не решишь, но реакция зала
А.Л.: То, о чем мечтает актер, ему не всегда удается сыграть, ведь театр творчество коллективное.
r: Каковы, на Ваш взгляд, сильные и слабые стороны театра?
Н.Л.: Самая сильная сторона то, что мы здесь живем как одна семья. Если между людьми чистые взаимоотношения, то есть коллектив. Разваливается коллектив погибает театр.
А.Л.: А слабая сторона в том, что театр мало поддерживает наше городское и областное руководство. Состояние театра показатель состояния культуры в области. А культура, в свою очередь, формирует состояние общества. Театр диктует моральные ценности. Сильные мира сего должны понимать, что чем больше ты вложишь в культуру, тем безопаснее, спокойнее будет твоя жизнь.
Н.Л.: Мы должны обслуживать всю область, а на самом деле уже забыли, что такое гастроли. И это проблема не должна оставаться только проблемой театра.
Вот какие вопросы иногда обсуждаются в театральных гримерках. Спросили у артистов, сколько ролей они сыграли в своей жизни. Оказалось, что точная бухгалтерия не ведется. Но цифры примерно такие: 200300. Сколько они еще сыграют? Наверняка много.
Алла Федоровна ЛАСТОВЕЦКАЯ
Родилась в Сумах 30 сентября 1946 г. в семье скульптора Федора Ивановича КОРОВАЯ. В городе много памятников его работы мемориал погибшим в войну, памятник польским воинам и др. Алла Федоровна унаследовала способности к изобразительному искусству. В спектакле «Ханума» она художник по костюмам.
Уже работая в театре, закончила режиссерский факультет училища искусств и культуры им. Д.Бортнянского.
С детства играла в самодеятельности, а в театр попала прямо со школьной скамьи. С тех пор в театре и живет.
Вместе с Николаем Ластовецким с 1967 г. Ластовецкие уже династия. Молодое поколение Ярослав, Анастасия и Роксолана.
Николай Николаевич ЛАСТОВЕЦКИЙ
Родился в Кривом Роге в 1936 г. Закончил 8 классов и пошел работать. Поменял много рабочих профессий. Продолжал учиться заочно. После окончания 10 классов поехал в Харьков, в театральный институт им.
Дипломную практику проходил в Казахстане. В 1965 г. направлен в наш театр им. Щепкина. С тех пор работает здесь, как сам говорит, «без высмычки».