Ленд-арт-симпозиум «Могрица-2008» собрал лучших представителей современного искусства Украины
По ночному Пслу плывет огненный караван судов. Над обрывистым берегом взлетает 30-метровая птица, созданная из солнечных «зайчиков». Деревья оживают и светятся разноцветными огнями. Все это не сон и не пересказ фантастических фильмов. Ленд-арт-симпозиум, проходивший с 21 июня по 4 июля в селе Могрица Сумского района, сделал невозможное возможным.
Запах вечности
Один из старейших украинских ленд-арт-симпозиумов в этом году собрал 17 ленд-арт-художников. Подсчет прибывших, как и подобает у людей творческих, велся необычно — по количеству тарелок борща. Передовики современного искусства, которые регулярно проводят выставки за рубежом и участвуют в международных проектах, съехались из разных уголков СНГ. По словам автора идеи и куратора симпозиума Анны ГИДОРЫ, некоторые выбирали Могрицу, несмотря на то, что в это же время им предлагали ехать на подобные мероприятия за рубеж. Подтверждением высокого класса участников стало и то, что на симпозиум приехали несколько киевских галеристов и коллекционеров. В приятной и спокойной обстановке бизнес-вопросы решаются значительно проще. «Здесь просто великолепно! Шикарные заливные поля, ни проводов, ни заводского дыма. Это маленький штат Вирджиния — девственное место, где пахнет вечностью», — восхищался один из художников.
Планетарное взаимодействие
Ленд-арт симпозиум «Могрица-2008» имел тематическое название — «Без часу», которое художники на русском языке трактовали как «Вне времени». «Тема связана с меловым карьером, который находится неподалеку. Он обнажает как исторические пласты планеты, так и культурные, поэтому художники создавали проекты планетарного взаимодействия», — рассказывает Анна Гидора.
Подготовка к созданию ленд-арт-проекта занимала от нескольких часов до нескольких месяцев. Художники-профессионалы искусно импровизируют на ходу, но в то же время продумывание будущего творения играет большую роль. «За месяц-полтора до ленд-арт-фестивалей в Интернете появляется информация об объекте. Ландшафт, условия работы, концепция… Так что у лендартистов есть время подумать. Хотя в любом случае окончательно все становится ясно именно на месте», — считают художники.
Огненная кисть
Обычно для создания своих проектов лендартисты используют подручные материалы: деревья, воду, землю. Владимир и Татьяна БАХТОВЫ пошли еще дальше — они реконструируют археологические объекты огнем. Делая определенные движения горящим факелом и снимая это на фотоаппарат с нужной выдержкой, художники воссоздают давно исчезнувшие объекты. «Технология отчасти является моим изобретением, отчасти этим пользуются многие художники. К примеру, когда-то Пабло ПИКАССО рисовал своих быков сигарой. Я сделал следующий шаг. Вместо двухмерного рисования (Пикассо рисовал и представлял перед собой плоскость картины) я добавил третье измерение. Это как раз является моим изобретением.
Такого у других художников я не видел», — делится Владимир Бахтов. В поисках работ художники ездят к руинам памятников, от которых остались лишь контуры, и реконструируют их огнем вплоть до точных пропорций. Для этого они изучают исторические документы и подбирают подходящую длину огненного шеста. «Мы уже были в Пантикапее, Херсонесе, на Мангупе, но все же главное место для нас — Ольвия в Николаевской области, где мы живем», — рассказывает Татьяна Бахтова.
В Могрице художники воссоздали далекие времена, когда рядом со славянским городищем проплывали караваны судов. Был здесь и частокол, и замковая гора, и изгиб русла реки. Визуально это представление было похоже на танец, но при просмотре фотографий становится ясно, что каждое движение филигранно выверено.
Гелиограффити не основное занятие художников. Оба они — известные графики. Владимир Бахтов с 1999 г. стал заслуженным художником Украины. Своим хобби на жизнь он не зарабатывает, а гелиограффити начал заниматься оттого, что «стало тесно в мастерской». «Зарабатывать на ленд-арте деньги очень сложно, он пока мало кого интересует. Если в Украине нет рынка для искусства традиционного, то для современного тем более. У всех приехавших сюда художников есть основная работа», — делится Владимир Бахтов.
Зеркальная птица
Ленд-арт — некоммерческое искусство еще и потому, что большую часть авторских работ невозможно купить. Учитывая, что проекты взаимодействуют с определенным местом или ландшафтом, единственный выход — выкупить землю, на которой он находится. Кроме того, некоторые работы «живут» лишь некоторое время. Например, в Могрице в этом году была работа «Ледовый маятник». Художники заморозили конус, а затем поставили его на поверхность, застеленную полиэтиленом. За счет движения земли началось маятниковое движение конуса, и каждая упавшая капля за счет рефлексии создавала круги. Такое же «неживучее» творение продемонстрировали Петр БЕЛЗА и Алексей ЛИТВИНЕНКО. В своей работе они использовали 12 зеркал. Установленные определенным образом, они создали на стене карьера огромную птицу из солнечных зайчиков. Чем ближе был закат, тем выше она взлетала и тем меньше становилась. Впечатление неимоверное!
Свет в искусстве
Несмотря на то что по большей части лендартисты используют лишь природные материалы, некоторые художники смешивают природу с цивилизацией. Юрий БАРАННИКОВ из Запорожья — единственный в Украине художник, занимающийся «рэйпейтингом» (от англ. ray painting — рисование лучами). В своих работах он использует осветительное оборудование и делает световые инсталляции. «На автомобиле я вожу за собой генератор и комплект специфической осветительной техники, которую собирал по частям около пяти лет. Таким видом искусства, как я, занимаются всего две-три команды в Европе и две-три в США», — рассказывает Юрий.
В своих работах художник отказался от световых эффектов на городском ландшафте. Его интересуют лишь те места, где нет цивилизации и электричества. «Куда проводок не дотягивается», — признаётся художник. «Если подсвечивают здания, то почему не делать такого же с природой? Только от городского освещения ландшафтов „рэйпейтинг“ отличается еще и тем, что он не делает природу более красивой. Я создаю новый мир», — уверен художник.
В отличие от многих художников, для которых ленд-арт является исключительно хобби, Юрий смог сделать свое увлечение прибыльным бизнесом. У себя в Запорожье он занимается креативным освещением. Его дизайн-студия по нестандартному осветительному оборудованию создает светильники для баров, ресторанов, коттеджей и цветное освещение на ландшафте. Также он хозяин частной некоммерческой арт-галереи «Ленин», которая расположена в его пятикомнатной квартире. Сам он переехал на дачу, а дети живут в Италии. По его словам, арт-галерею он создал, чтобы прививать людям вкус к современному искусству и помочь им не раздражаться от вещей, которые им непонятны. Помимо всего прочего, он также владеет небольшим музеем, посвященным уроженцу Запорожья — знаменитому джазмену Александру ЦФАСМАНУ. Кстати, любовь к музыке и привела его к «рэйпейтингу». «В 1984 году в Крыму, на базе Московского авиационного института мы гуляли большой музыкальной компанией. Там был даже Андрей МАКАРЕВИЧ. Чтобы мы сильно не шумели, нашу аппаратуру попросили установить подальше от зданий — в цветущих магнолиях.
Несмотря на то что советское световое оборудование было не очень хорошим, зрелище оказалось необыкновенным. Я тогда всем сказал, что займусь освещением природы. Через 16 лет, в 2000 году, я к этому пришел», — рассказывает он. В Могрице он представил несколько работ. На одной из них художник сделал четырехплановую подсветку природы. Осветив определенным образом уровень реки, берега, обрыва и дальний план, он создал объем, который не существует в природе, получив эффект стереокино.
Могрица навсегда!
Как и предыдущие симпозиумы в Могрице, этот стал настоящим подарком для любителей современного искусства. Помимо художников, наслаждавшихся компанией коллег-единомышленников, великолепные работы смогли увидеть студенты художественных вузов и просто зрители. Как и подобает негласной этике ленд-арта, никто не мешал ни природе, ни друг другу. До 2009-го, Могрица!
ЛЕНД-АРТ (от англ. land-art — «земляное искусство») — направление в искусстве 60–70-х годов, использующее элементы природы.
Раку-керамика
Раку-керамика в переводе с японского — прерванный обжиг. После обжига в печи изделие резко охлаждается в стружке, где в закрытом виде проходят процессы задымления и восстановления глазури. Второе значение раку — радость.
Легенды ленд-арта
Кристо (Христо Явачев)
В 1960 годы разработал концепцию «ампакетажа» (empaquetage — упаковка, чаще употребляется термин «амбалляж») — собственную форму художественного самовыражения, которая принесла ему мировую известность. «Ампакетаж», или «амбалляж», заключается в обертывании предметов и объектов в различные материалы (ткань, бумагу, пленку). Тому, что получается в результате, присваивается статус произведения искусства. Христо начал с упаковки небольших предметов, например банок. Со временем художник перешел к упаковке деревьев и автомобилей, а потом целых зданий и ландшафтов. У художника уходит много времени и усилий на получение разрешений для осуществления своих проектов. Христо удалось «обернуть» Кунстхалле в Берне (1968), Музей современного искусства в Чикаго (1969), отрезок морского берега близ Сиднея (1969), Новый мост в Париже (1985) и берлинский Рейхстаг (1995).
Роберт Смитсон
Роберт Смитсон — американский художник, знаменитый преимущественно своими работами в области ленд-арта и паблик-арта. Одна из них — «Дрейфующий остров» — представляла собой баржу, наполненную деревьями, кустами, камнями и грязью. Некоторое время она неспешно кружила вокруг острова Манхэттен. Другое его известное произведение — «Винтовая дамба». Из чёрных камней, земли и соли насыпи он возвел мол в виде спирали длиной 1500 футов. Природа сама раскрасила его в голубые и розовые цвета (голубые — соли меди, выпавшие в осадок на камни, розовые — микроорганизмы, населившие залив). Так земля стала объектом и субъектом искусства.
Александр Голиздрин
Александр Голиздрин долгое время занимался ленд-артом на местных российских природно-хозяйственных угодьях. Например, вывезенные 16 кг гальки из Швейцарии он высыпал у железнодорожного полотна в Саратовской области и назвал это «Похищением Европы».
Вальтер де Марина
Вальтер де Марина выбрал участок в мексиканской пустыне, над которым часто гремят грозы. Он установил 400 шестов из нержавеющей стали, высотой примерно шесть метров каждый, причём вершины всех находились на одном и том же уровне над морем. Если везёт с погодой, зрители приезжают сюда смотреть «небесный спектакль». По словам очевидцев, что-то поистине вагнеровское есть в зрелище чёрных грозовых туч и сверкающих ровных шестов, расставленных квадратами в строгом порядке, в которые непрерывно ударяют молнии.