Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Привет предкам

237

Автор идеи и куратор главного украинского ленд-арт-симпозиума Анна Гидора влюблена в Могрицу с детства

Георгий Дедулин

Ленд-арт-симпозиум в Могрице в этом году отметил свое 11-летие. Все это время его бессменным руководителем и душой была известная украинская художница, участница множества европейских выставок сумчанка Анна ГИДОРА.

По словам Анны, идея создания симпозиума зародилась у нее и трех сумчан — искусствоведа Людмилы ФЕДЕВИЧ и художников Григория ПРОТАСОВА и Валерия ШКАРУПЫ. Мероприятие, символом которого стал японский иероглиф «Раку» (с японского «керамика»), решили проводить в июне. «Старославянский „кресень“ венчает год русальско-купальскими святками вокруг летнего солнцеворота, и тогда же, согласно древнему астрономическому календарю, кончается бег по кругу двенадцати месяцев. Поэтому соединение в творческой лаборатории стихий огня, земли, воды и воздуха через глину, обжиг и купальские праздники в это время оказалось наиболее уместным», — рассказывает Анна.

Кочуя несколько лет по разным местам, к 1997 г. симпозиум «Раку-керамики» обрел свой дом — живописнейшее плато неподалеку от с. Могрица Сумского района. Также он постепенно перерос в ленд-арт с эко-, этно-фольклорной программой, сооружением архитектурных форм из глины и их ритуальным обжигом на историческом ландшафте. Уже тогда география стран-участников поражала своим многообразием. В маленькую Могрицу стали приезжать художники из Латвии, Белоруссии, Германии, Польши, России. «В этих местах очень много славянских городищ — Великая Рыбица, Битица, Пушкаревка, Лука в Сумах. Когда в X веке прекратила существовать Хазария, южный шелковый путь, который шел по Средней Азии из Бухары в Европу мог тоже исчезнуть. Княжьи форпосты, которые стояли здесь, гарантировали, что этот путь будет продолжаться. Мешали в этом печенеги, которые периодически нападали на караваны. Существует легенда, что в этих местах кочевники спрятали награбленное золото в трех лошадиных шкурах. В этом году в одной из работ художников она была использована. Были установлены флаги, на которых нарисовали трех лошадей и 12 знамен со славянскими рисунками, которые соответствуют каждому месяцу в году. Также они выкопали контур лошади, обмазали ее глиной, чтобы не прорастала трава, — и обожгли. Она взялась коркой, и художники обещают, что трава не будет расти на протяжении 200 лет. Это их обращение к предкам», — считает Анна.

Помимо исторической привлекательности Могрицы, эти места дороги для Анна Гидоры лично. Ее родственники родом из села Мирополье, которое расположено неподалеку, поэтому эти луга и поля она знает с детства. «Мой дедушка работал ветеринаром, а в ту пору работникам государственных структур нельзя было косить траву на колхозных лугах. Для этого были овраги. Вместе с ним мы ездили сюда на повозке, так что когда я в первый раз привезла сюда студентов, то сразу вспомнила детство», — говорит художница.

В этом году работа Анны в некотором роде отражает давние воспоминания. При въезде на территорию лагеря небольшую горку украшает ее граффити из угля. На нем она изобразила двух телят, тянущих воз, на котором сидит человек. «Эта картина отражает земледельческую культуру, которая свойственна славянскому народу, так что ее появление здесь обосновано», — считает Анна.

По словам художницы, симпозиум 2008 г. в Могрице — подготовка к празднованию сразу двух ленд-арт-годовщин Украины. В 1989 г. Александр БАБАК и Александр БОРОДАЙ стали родоначальниками этого вида современного искусства в Украине, а 1997 год — официальная дата появления ленд-арт-симпозиума «Могрица». «Двадцатилетие ленд-арта в Украине и наше 12-летие мы отпразднуем в этом году по той причине, что у нас есть запорожский спонсор, который дает деньги на выпуск книги. В ней мы расскажем и об украинском ленд-арте, и о Могрице. Так что празднование этих дат заранее не означает, что в следующем году симпозиума не будет. Все останется по-прежнему», — уверена Анна Гидора.