Студент из Судана нашел в Сумах не только хороших преподавателей, но и любимую девушку
Перед репетицией двадцатилетний Хузейфа ЭЛЬЖАК сидит за столиком в студенческом кафе Сумского государственного университета и пьет черный чай. В этом году он, как студент второго курса инженерного факультета, готовит первокурсников к «Золотому интегралу» («политеховский» конкурс самодеятельности для новых студентов) — ставит национальный арабский танец.
Сам Хузейфа тоже не прочь выйти на сцену, это у него получается неплохо — он играет за команду КВН своего факультета и иногда ведет программы сумского «Комеди-клаба».
В Сумы Хузейфа приехал в конце 2003 г. из столицы африканского Судана — г. Хартум. «Окончив школу, решил ехать учиться за рубеж. Выбирал: или к дедушке в Австралию, или в любую другую страну, но самостоятельно. Об Украине не знал ничего, кроме футболиста Андрея ШЕВЧЕНКО», — вспоминает парень. Его родители работают инженерами в Судане, здесь живут его четверо братьев. Мама поддержала стремление своего сына получить хорошее образование и уговорила отца, считавшего, что 17-летний Хузейфа еще слишком мал для самостоятельной жизни. В Хартуме есть фирма, заключившая с СумГУ договор на обучение иностранных студентов, ее услугами воспользовался и Хузейфа. «Когда ехал в Украину, думал, что это недорого. Оказавшись здесь, понял, что иностранные студенты платят за учебу намного больше обычных», — сетует он.
В 2004 г. Хузейфа поступил в СумГУ на подготовительный факультет, где начал изучать русский язык, затем продолжил учебу на механико-математическом факультете. Первым человеком в Украине, который помог молодому иностранцу обустроиться здесь, была Лариса НАЗАРЕНКО, ведущий специалист деканата факультета по работе с иностранными гражданами. Хузейфа называет ее уважительно: «Ляриса Викторовна». «Он называет меня мамочкой. Я очень люблю этого мальчика», — говорит Лариса Назаренко. Еще одним другом Хузейфы стал кавээнщик с гуманитарного факультета Андрей ЛЮБЧЕНКО, более известный как Чачик.
Вначале сумской суданец практически не понимал преподавателей, читавших лекции по-украински, потому с ним дополнительно занимался заведующий кафедрой высшей математики. Зато ему легко давалась информатика и русский язык. «Вначале было невероятно трудно — боялся, что никогда не выучу русский язык. Смотрел на непривычный алфавит, и становилось страшно», — с улыбкой вспоминает Хузейфа, который, кроме обязательных курсов, постоянно слушал русские и украинские песни.
Особенно понравились ему композиции Витаса, Валерии и группы «Непара». Есть в славянском репертуаре суданца и такие песни, как «Черный ворон, что ж ты вьешься…», «Ой, мороз, мороз, не морозь меня…» и «Мурка». Русским языком он овладел полностью и формулирует свои мысли на не родном для него языке лучше, чем некоторые его носители, но с украинским пока не ладит. «Что говорят, понимаю, но разговаривать сам не могу», — отмечает он.
Будучи первокурсником мехмата, Хузейфа выступил на «Золотом интеграле», причем достаточно ярко. «Вспоминаю, как Кот (режиссер выступления Константин ПАВЛЕНКО) кричал и кидался ботинком на репетициях и дискотеку после игры», — с удовольствием вспоминает суданец. Тогда он нашел много новых друзей, которые за искренность и чувство юмора дали ему прозвище Конфуш — на арабском сленге значит «чудной».
Проучившись в университете один месяц, Хузейфа был вынужден бросить учебу и по семейным обстоятельствам вернуться на родину, чтобы помочь по работе своим родителям. Поработав некоторые время в строительной фирме своей матери, парень вновь вернулся в Украину.
В начале 2006 г. он вновь поступил в СумГУ, но уже на инженерный факультет (группа И-66). Говорит, что учиться стало намного легче, потому что «нет всяких матанализов». Но все-таки иностранцу непросто дается культурология и черчение.
Хузейфа стремится добиться успехов не только в учебе, но и на любовном фронте.
Во время подготовки к «Золотому интегралу» он познакомился с первокурсницей, которая ему очень понравилась. Он ласково называет свою подругу «киша» — придуманным самим Хузейфой от русского «киса».
Сейчас суданец живет в студенческой общаге, но вскоре планирует снимать квартиру в 12 мкрн. Сравнивая жизнь в Судане с сумскими впечатлениями, он говорит так: «В Судане люди добрее и пьют меньше. Там алкоголь пьет 1% населения, а в Украине — 99%. Еще в Судане нет гопников…» — рассказывает он, вспоминая неудачный опыт общения со специфическими представителями местной молодежи. По мнению Хузейфы, больше всего на суданцев похожи одесситы, отличающиеся своим добродушием. Из украинской еды он предпочитает борщ, а его любимое национальное блюдо — оейка (мясной фарш, смешанный с кефиром, сметаной и томатной пастой).
По окончании университета парень планирует вернуться на родину. «Поеду домой, буду работать там. Еще будучи маленьким, перенял от родителей: работа, работа и работа, потому не боюсь этого. Все будет нормально», — рассуждает он о будущих перспективах, подумывая, как реализовать свою заветную мечту — открыть в Хартуме школу для малообеспеченных детей, которых в Судане немало.