На перекрестке истории
Крым — опорная точка миграции народов, ныне населяющих Европу, Среднюю Азию и Ближний Восток
В период Великой миграции народов (III-XV вв.) Крымский полуостров оказался в самом центре «Креста пространства» — перекрестка столбовых дорог истории. С севера на юг пролегал известный ныне любому школьнику путь «из варяг в греки». А с востока на запад — не менее известный Великий шелковый путь.
Современная дорога Севастополь-Джанкой-Донецк почти в точности повторяет направление древнего пути, по которому в Крым с севера приходили варяги, скифы, ретороманцы, готы, германцы, славяне и племена, ныне причисляемые к финно-угорской группе. Редкий европейский народ не оставил свой след на этом пути.
Навстречу им, с юга, двигались римляне, греки, халдеи, иудеи, византийцы, турки-османы, фракийцы… С востока, через Азов или по суше, по землям Тмутараканского княжества (ныне Тамань), через Крым в вотчины македонцев, сербов, хорватов, болгар и прочих придунайских племен шли монголы, китайцы, татары, армяне, курды и несметные племена Северного Кавказа. Не кочевники, а вполне оседлые народы ходили навстречу друг другу, познавая многообразие мира и всех в нем живущих.
Удивлялись: ну ладно, мы по делу к вам идем, а вы-то к нам зачем? Крым был не проходным двором, а большой стоянкой на пути к новым землям. Кто шел с миром, кто с мечом…
Некоторые народы на полуострове закреплялись весьма основательно. На местах языческих капищ римляне возводили храмы богам своего пантеона. Рядом с ними утверждались христианские храмы. Позднее на их разоренных фундаментах возводились мусульманские мечети. Географические названия Крыма до сих пор поражают своей национальной эклектикой. Южнее мыса Тарханкут, на берегу Каламитского залива (названия из языков местных крымских племен) ныне стоят основанные римлянами Евпатория и Севастополь. Чуть дальше по побережью — греческие Форос и Никита. С ними соседствуют татароязычные названия: Ай-Тодор, Ай-Петри, Аю-Даг. И это все рядом с населенными пунктами и географическими точками славянских, турецких и византийских корней!
Весь юго-восточный гористый берег Крыма от Балаклавы до Феодосии — это единый оборонительный участок. Передовые блок-посты римских легионеров перестраивались под систему готских и византийских крепостых укреплений. Их, в свою очередь, достраивали на свой вкус гавры, а потом — феодориты. Последними хозяевами башен оказались турки-османы. Ввиду появления артиллерии некоторые крепости были ликвидированы за ненадобностью, прочие усилены дополнительными мурованными укреплениями. Самая известная из уцелевших — древний бастион близ Судака, известный ныне туристический объект. Но в Крымских горах есть масса тайных троп с точечными блок-постами и укрепленные подземные ходы, связывающие между собой мало кому известные остатки былых грозных крепостей.
В числе связанных единым стратегическим замыслом бастионов-призраков (общая численность — до 25) стоит отметить на западе — крепость Каламита, укрепления Херсонесской бухты и форт Чембало (Балаклава). На северо-востоке — крепости Эски-Кермен, Кыз-куле, Кырык-Ор, Тепе-шатер, Чатыр-Даг и замок Фуна. Над всеми этими укреплениями и географически, и стратегически главенствует Мангуп, расположенный в 30 км северо-восточнее Севастополя.
История пещерных монастырей Крыма начинается где-то в I в. от Рождества Христова. Спасаясь от гонений, первохристиане искали здесь себе тайный приют. Ныне исследовано восемь пещерных комплексов. Наиболее известные — Челтер, неподалеку от с. Терновка (более 50 рукотворных келий и естественных пещер в четыре яруса), мангупский действующий мужской Свято-Благовещенский монастырь и недавно возрожденный пещерный монастырь Христа Спасителя на горе Шулдан в нескольких километрах от Мангупа.