Дом, в котором бывал композитор Чайковский, может не дождаться обещанной реставрации
Памятники культуры уничтожаются методом «неприкосновенности». В этом можно убедиться, посетив поселок Низы Сумского района. Речь о бывшей усадьбе Николая КОНДРАТЬЕВА, о размещенной здесь экспозиции областного краеведческого музея «П. И. Чайковский и Украина», о том, что здесь было, есть и… Нет, не будет, а может быть. А может быть все что угодно, вплоть до полного нуля, пустого места.
Первое знакомство и «магия места»
В 2003 г. мы пытались рассказать об усадьбе Николая Кондратьева в Низах как об историческом месте, связанном не только с именем потомка основателя Сум, но и с судьбой композитора, которого знает весь мир. Связь Петра ЧАЙКОВСКОГО с этими местами весьма прочна и очевидна, это не просто «дуб, в тени которого мог отдыхать некто». Чайковский любил здесь бывать, хозяин усадьбы — один из ближайших друзей. А какое общество собиралось! Как работалось! Попав под действие особой «магии места», сегодня трудно ограничиться эпитетами. Как-то сразу сбил с пафосного тона собачий холод внутри здания. Тогда нам объяснили, что уже установили радиаторы отопления, смонтировали всю систему — осталось только подключиться к котельной. В общем, скоро будет тепло. Мы обратили внимание на откровенно запущенный вид здания, который не тянет даже на «благородную бедность». Заведующая экспозицией Любовь КОГЕН с легкой грустью рассказывала, каким прекрасным это место было когда-то, что еще сохранилось и как старается председатель поселкового совета помочь сберечь все ну хотя бы в таком виде. Что ж, судьбы многих историко-культурных памятников в чем-то поразительно похожи.
Но жизнь здесь все-таки шла. Проводились дни Чайковского в день его рождения, в апреле. На концерты приезжали музыканты из Сум. Усадьбу регулярно посещали учащиеся музыкальных школ, училища искусств и культуры им. Бортнянского, студенты и все, кому интересна музыка и небезразлична память о Чайковском. Уже было наметилась традиция приглашать сюда участников ежегодного фестиваля юных музыкантов «Пролісок».
Все по-старому, только хуже
На такое мероприятие мы и попали в мае 2005 г. Дети подготовили прекрасный концерт. Звучала музыка Чайковского, исполняемая на рояле именно той эпохи и в тех самых стенах, в которых некогда играл сам Петр Ильич для своих друзей, но при этом тот же холод, те же не подключенные ни к какой котельной трубы, протянутые, кстати, поверх паркета. И здание показалось еще обшарпаннее. И Любовь Коген рассказала, что успели украсть со времени нашего прошлого визита.
Впрочем, красть, кажется, уже нечего, так что желающим нет смысла беспокоиться.
Последний наш визит в усадьбу пришелся на апрель этого года. На этот раз и не думалось о музыке, фестивалях, Петре Ильиче и его окружении. Хотелось увидеть положительные перемены.
Любовь Коген хотела сообщить нам что-нибудь позитивное, но ей пришлось быть очень краткой. Во-первых и в последних — у исторического здания новая крыша. Нет, не такая, какая бывает у фирм и частных предпринимателей, а в изначальном смысле этого слова — кровля. Делал ее местный мастер, а вдохновителем и организатором сего благородного дела был назван депутат Владимир БОНДАРЬ, у которого здесь, в Низах, якобы родовые корни. Вот, собственно, и все. Правда, узнали мы, что силами преподавателей факультета искусств СумГПУ им. А. Макаренко в парке возле дома были высажены кустики сирени. Потом здесь выкашивали траву и сирень скосили «на общих основаниях». Тепла до сих пор нет. Холод, плесень на стенах, обваливающаяся штукатурка — это все по-старому. Только еще хуже, как нам показалось, несмотря на новую крышу, кое-какую новую мебель, относительный порядок в парке и т.д. Ведь постепенное ветшание самого здания заметнее, если смотреть на него не каждый день, а с большими перерывами.
Петр Ильич и другие официальные лица
Общая площадь помещений в доме — 210 кв. м. Когда-то он пребывал на балансе местного сахарного завода и даже отапливался. Но, как нам объяснили, в «эпоху больших перемен» на предприятии возникли проблемы, и отопление «відрізали». Было это десять лет назад — юбилей! И так получилось, что теперь даже трубы пришлось ставить новые! Старые, видимо, делись куда-то.
В настоящее время положение объекта таково. Экспозиция, посвященная Чайковскому, составлена из экспонатов Сумского областного краеведческого музея. Само здание — на балансе поселкового совета. Еще здесь же «прописаны» Низовская музыкальная школа и поселковая библиотека. Но все это нормально функционировать не может из-за уже названных причин.
Любовь Никифоровна сказала нам, что для подключения тепла нужно 3600 грн. Но позже выяснилось, что эти деньги уже выделены и «освоены». Они потрачены на установку газового сигнализатора. А подключения все нет, потому что потеряли какой-то важный документ — форму 5.
Нет, самобытное лицо у нашей страны, неповторимое и узнаваемое с ходу!
Новый председатель поссовета Татьяна КОВАЛЕНКО сообщила, что для полной реставрации усадьбы необходимо около 900 тыс. грн. И главное, что эти деньги вот-вот будут, вопрос решается в Сумах. Оказалось, что такой оптимизм несколько опережает события.
Мы встретились с начальником отдела культуры Сумского района Ярославом ЦИБУЛЬСКИМ. Он назвал уже более скромную сумму — 800 тыс. грн. И подчеркнул, что этих денег хватит только на поддержание усадьбы в таком состоянии, в каком она пребывает сейчас. Но даже об этой минимальной сумме было сказано: «Таких денег у района нет и не будет».
Райотдел стучится во все двери, пишет в облсовет и облгосадминистрацию. Единственный положительный результат — в документе под названием «Пріоритетні завдання роботи управління культури Сумської обласної державної адміністрації на 2007 рік» есть слова о том, что в Низах нужно создать филиал областного краеведческого музея, который будет финансироваться из областного бюджета.
Ответ для догадливых
Неравнодушные и ответственные люди написали письмо на имя министра культуры и туризма Украины Юрия БАГУЛЬСКОГО. Изложили проблемы, возникшие с низовской усадьбой: нужны реставрационные работы и капремонт.
Просили пресловутые 800 тыс. грн. Намекали, что восстановление этого сооружения станет ярким примером заботы об объектах культурного наследия. Приложили для наглядности статью из газеты с фотографиями.
Свои подписи под письмом проставили депутаты областного совета, председатель Сумского райсовета, глава районной администрации.
Письмо вернулось обратно в таком же виде, как и ушло. Без ответа, даже без короткой отписки. Хоть бы дулю кто-нибудь в уголке нарисовал — было бы понятно, что прочитали и приняли к сведению. Впрочем, такой ответ — тоже ответ. И его можно постичь, если помедитировать как следует.
Постигнув, спокойно посочувствовать панам из Киева. Со всей Украины к ним пишут и даже лично приезжают в расчете правду найти. Наверное, и отдохнуть некогда, не то что работать.
Правда о Чайковском, равно как и о его памяти, столь же не проста, сколь очевидна. Любой, даже самый необразованный и примитивный субъект знает это имя. Но если поспрашивать наиболее утонченных и глубоких ценителей музыки Чайковского: «А при каком царе жил Петр Ильич?» — очень немногие припомнят.
Попытка познать в сравнении
Концерты музыки Чайковского собирают массы слушателей по всему миру. До сих пор. Его творчество — часть планетарной культуры, проверенной временем. Мода так долго не живет.
Личностям такого масштаба ставят памятники, а места, с которыми как-то связана их биография, охраняют и сохраняют. В г. Клин Московской области существует музей Чайковского, где бывают посетители со всего мира. Кстати, оттуда в Низы в 1990 г. приезжала внучатая племянница композитора и оставила альбом с надписью: «Как дорого, что любовь к Петру Ильичу, его творчеству рождает все новые музеи, где следующие поколения приобщаются к его личности, учатся у него любить свою родину, свой народ».
СЮДА ПРИЕЗЖАЛ ЧАЙКОВСКИЙ.
Так выглядит усадьба теперь. Без заботы со стороны местных властей и верховных
Ладно, Клин — заграница. Но Чайковский бывал и в городе Браилов Винницкой области. Там существует полноценный, посещаемый музей. Какая судьба ожидает бывшую усадьбу Николая Кондратьева в Низах, предвидеть трудно. Вроде бы для создания музея с хорошим концертным залом, регулярными концертами и фестивалями, стабильным посещением публики есть все основания. Но Низам одним этого проекта не потянуть. Даже с помощью района и области будет сложно.
Более предпочтительный для минкультовских «верхов» вариант — не делать резких движений до тех пор, пока нечего будет ремонтировать и реставрировать. Время любую проблему решает тихо и навсегда.
Классик и его современники на Сумщине
Если сложить все время, которое Чайковский провел в наших краях, то получится довольно внушительный срок — семь месяцев. Жил, работал, встречался с друзьями.
Первое знакомство с Сумщиной состоялось в 1964 г. в Тростянце, куда композитора пригласил его друг Алексей ГОЛИЦЫН. Там, в имении Голицына, Чайковский и познакомился с Николаем Кондратьевым, владельцем усадьбы в Низах. Любопытно, что все трое в свое время учились в Петербургском училище права.
Отношения установились дружеские, и по приглашению Николая Кондратьева Чайковский приехал погостить в Низы 10 июля 1871 г. С тех пор отдыхал и работал здесь почти каждое лето.
Чайковский – Кондратьевым
Каждому из этой гостеприимной семьи композитор посвятил музыку. Николаю Дмитриевичу — цикл из шести фортепианных пьес «Вечерние мечты». Его жене, Марии Сергеевне, — «Салонный вальс». Их дочери Дине (Надежде) — «Вальс-безделушку». Гувернантке, француженке Эмме ЖЕНТОН — «Сентиментальный вальс».
Часто Петр Ильич по просьбе хозяев играл свои произведения. Тот рояль, к сожалению, не сохранился, а гостиная, где происходили эти концерты, пока жива.
О своем отношении к хозяину дома Чайковский написал однажды так: «У меня много приятелей, но таких, с которыми душу отводишь, как, например, с Кондратьевым, — совсем нет».
Хозяева – гостю
Кондратьевы хорошо изучили вкусы и привычки Чайковского, старались выполнить любое его желание. Чайковскому отвели отдельный флигель, где был и рояль. (Ни флигель, ни рояль не сохранились).
Работалось здесь хорошо. В Низах были написаны вторая симфония до-минор — «Украинская», опера «Кузнец Вакула», четвертая и пятая части третьей симфонии ре-мажор. В свой первый приезд Чайковский работал над учебником «Руководство по практическому изучению гармонии». Этот учебник вошел впоследствии в практику учебных заведений России и был переведен на иностранные языки. Здесь же была закончена оркестровка первого действия оперы «Опричник».
Именины Петра Ильича в усадьбе отмечались ежегодно. С цветами, фейерверком на берегу Псла и самыми искренними поздравлениями от всех.
Друзья дома
В Низы часто наведывался поэт Алексей АПУХТИН, на стихи которого Чайковский написал шесть романсов. Бывала и ученица Петра Ильича Анна ЛЕВИНСОН, которая учила Дину Кондратьеву игре на фортепиано. Приезжали братья композитора — Анатолий и Модест.
Гостили писатель Болеслав МАРКЕВИЧ и автор романсов Сергей ДОНАУРОВ.
Общение с этими людьми происходило в форме импровизированных концертов или литературно-музыкальных вечеров. Надежда Кондратьева позже вспоминала об этом как о «высоких минутах». Да, бывали раньше такие минуты в Низах. Даже целые дни.
По словам Ярослава Цибульского, в этом году на нужды культуры по Сумскому району выделено 2 млн. 400 тыс. грн. Число культурных объектов и учреждений — 100. Большинство из них нуждается в капиталовложениях на ремонт и другие нужды. Реставрацию и ремонт усадьбы Николая Кондратьева в Низах при таком финансировании осуществить невозможно. Все заинтересованные лица, с которыми мы беседовали, считают, что это проблема государственного уровня.