Ветераны сумского дошкольного воспитания не могут припомнить ни одного мужчину-воспитателя детского сада
Во всех странах Европы воспитание подрастающего поколения и учительство раньше считалось исключительно мужским занятием. А теперь?.. Вера ЧЕРНОМАЗ в системе дошкольного воспитания работает уже 35 лет. Свою карьеру начинала в с. Самотоевка Краснопольского района. Теперь трудится методистом в сумском детском саду №4 «Зiрочка» УМВД Украины в Сумской области.
За эти годы она ни разу не встретила коллегу-мужчину. «Нет, один раз я видела, как мужчина ладит с детьми в саду, — вспоминает она. — Работал у нас по совместительству руководитель детской танцевальной студии. Вы бы видели, как к нему дети тянулись. Мы не могли добиться от них такого внимания и прилежания, как он. Причем особых усилий ему это не стоило. Все как-то само выходило. А кроме него… Нет. Не припомню».
В «Зiрочке» работает стопроцентно женский коллектив. В саду уютно, тепло и чисто. За дверью каждой из групп идет планомерная работа. Тут учатся купать кукол. Там — поют хором. А здесь самые маленькие репетируют торжественное чаепитие с мамой в честь Женского дня. Репетицию ведет воспитатель Мария БРЫЖКО. Она потомственный педагог. В этом же детсаду, в этой же группе (!) работала ее мама.
“Мое высшее образование позволяет мне работать в любых учреждениях народного образования, — признается Мария Брыжко. — Только я не хочу уходить из детского сада, который для нас с мамой стал своим. Мне нравится работать с детьми именно младшего возраста. Каждый день видишь, как они растут, учатся думать, правильно говорить, дружить… А сегодня мы накрываем стол для мамы. Мы учимся расставлять чашки, красиво раскладываем фрукты, а в центр стола ставим что?..” От звонкого восклицания «Цве-точ-ки!» с непривычки закладывает уши.
Рядом с Марией в группе работает ее помощница — нянечка Ирина САГАЙДАК. Если воспитателя-мужчину нигде днем с огнем не сыщешь, то няню… Поди только в фильме «Усатый нянь».
«Ни усатых, ни безусых „нянев“ сроду не видала, — смеется Ирина Сагайдак. — Вот, говорят, в других странах есть альтернативная гражданская служба. Ну, вместо солдатской! В больницах служат, в интернатах… Представляю, как бы мужчина тут наслужил! Тут ведь надо и посуду вовремя помыть, и убрать, если что неожиданное случилось, и постельки перестилить. А все это надо сделать так, чтобы ребенок все видел, учился… Не знаю, может ли мужчина с этим справиться.
Работа наша считается непрестижной. Но я не жалею, что работаю в детском саду. Тут мои сын и дочь выросли. Казалось бы, в „Зiрочке“ меня уже ничего не держит. А вон как… Не хочу отсюда уходить».
Мы привыкли с гордостью говорить о династиях офицеров, сталеваров, шахтеров. Воспевая эти мужественные профессии, мы забываем о начале начал — династиях воспитателей. Есть, оказывается, у нас такие! Чисто женские профессии!