Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Смесь бульдога с носорогом

731

После выборов в местных радах “смешались в кучу кони, люди”, ОПЗЖ, БЮТ, ЕС і другие «Слуги народа»

Если отстраниться от негативных эмоций, которыми был с марта заполнен 2020 г., то в сухом остатке останутся децентрализация, борьба с пандемией и местные выборы. Это главные тренды-2020 для всей Украины, на которые мы сейчас попробуем взглянуть чуть шире в контексте событий, которые имели место в политической и общественной жизни Сумщины.

ИТОГ №1. Самым главным стратегическим событием ушедшего года (к сожалению, со знаком «минус») стала незавершенная реформа децентрализации. И хотя формальные признаки ее завершения вроде бы присутствуют (территория поделена на ОТГ, сокращено количество районов, земли, воды и недра переданы в управление громадам), этого явно недостаточно. Зависли в воздухе функции районных рад и администраций, количество сотрудников которых буквально на днях вновь увеличили (в Сумском районе, например, с 70 до 140), хотя последние годы сотрудников там стремительно сокращали. Чем будут заниматься эти чиновники? Кто будет платить им зарплаты, премии и прочие немаленькие начисления? Какой вообще смысл в таком большом аппарате органа, который ни за что не отвечает и ничем не управляет? Скорее всего, «районное начальство» будет выносить мозг (а вместе в ним землю, недра и воды) руководству ОТГ и добиваться их политической лояльности. Реальной пользы от реформы в таком виде никакой – одна только потенциальная коррупция.
Второй момент – функции областных администраций не переданы исполнительным комитетам областных рад, институт префектов не создан. А это значит, что управление областями продолжит оставаться таким же неэффективным, если не хуже. Есть и другие нерешенные проблемы и незавершенные дела в самой успешной, как ее часто называют не только внутри Украины, но и на Западе, реформе. Но вряд ли 2021 г. поставит точку.

ИТОГ №2. Сумщина как регион, к сожалению, несмотря на огромные бюджеты, которые дала децентрализация, не сделала того большого возможного шага в развитии. Сначала главу ОГА просто долго не назначали, потом пришел «спецназначенец» Роман ГРИЩЕНКО. Военный прокурор, который запомнился разве что наполеоновским лозунгом «Зробимо Сумщину Великою!» (когда она такой была вообще?!) и ночной стрельбой в лебединских лесах то ли по народным депутатам, то ли по спящим воронам. Бесславно отстрелявшегося Грищенко тихо «ушли», вместо него был назначен Василий ХОМА из того же Харькова (и той же ФПГ, которой, судя по всему, отдали на откуп в Офисе Президента Сумщину), который, не успев толком поработать, слег с тяжелой формой коронавируса. О каком развитии региона может вообще идти речь при такой кадровой чехарде? Кто эти люди, которых назначают на высокие должности в ОГА и РГА и прочие «хлебные» места из других городов? Зачем они тут и как надолго? Осмелюсь предположить, что плевать им глубоко на развитие, перспективы и т.п. Их интересует исключительно «здесь и сейчас», и чем больше, тем лучше, и желательно наличными.
Если бы реформа была доведена до конца и функции управления были переданы в областные советы, картина была бы качественно иной. И кто бы ни стал главой облрады, даже тот же Виктор ФЕДОРЧЕНКО, то думал бы он головой и думал бы он, прежде всего, о том месте, где живет, а не тем, на котором сидит. Но придется по-прежнему отламывать большой кусок на ОГА, потому что тем тоже нужно в Киев отсылать. Не крошки для мацы, так воск для свечей, не воск, так… ну, как в том старом анекдоте, словом.

ИТОГ №3. Примерно такая же картина и в областном центре. К большому сожалению, даже если сравнивать с Черниговом, Сумы упустили свой большой шанс. Здесь, в отличие от области, руководство было, наоборот, стабильно – мэр Александр ЛЫСЕНКО и люди из БЮТ у руля с 2014 г. Несмотря на сданные в эксплуатацию большие инфраструктурные объекты – МЦ «Романтика», Театральная площадь, капитальный ремонт Харьковской (не всей, правда), другие хорошие дела – всего этого кажется недостаточно, если посчитать бюджеты, которые имела в распоряжении сумская власть. Но самое главное в ином – принципиально в городе ничего не изменилось. Те же ржавые маршрутки, те же проблемные ЖКХ, здравоохранение, дороги. Ярчайший пример качества работы власти – реконструкция стадиона «Авангард», который за такие деньги можно было превратить в образцово-показательный объект. Город попросту перестает быть даже минимально привлекательным для молодых людей, население быстро стареет и, судя по результатам выборов, точно не становить\ся более рациональным в своем выборе.

ИТОГ №4. Но, собственно, кто виноват в оппозиции, которая все эти годы ковырялась пальцем в носу и решила выдвинуть, наконец, адекватного кандидата на пост мэра только за два-три месяца до дня выборов? Но даже и так результат второго тура показал, что ничего невозможного нет, – нужно просто настойчиво работать и умело об этом рассказывать. Если Вадим АКПЕРОВ пойдет таким путем, то уже сейчас можно смело сказать, что это – последний срок Александра Лысенко на должности городского головы г. Сумы. Если, конечно, он принципиально не изменит систему управления городом.

ИТОГ №5. Однако на это, судя по коалиции с БЮТ, «Слуги народа» и ОПЗЖ, созданной в Сумском горсовете, надежды никакой нет. Можно сколько угодно взывать к людям и обвинять Лысенко в сдаче идеалов Майдана (что есть правда), но горожанам от этого не легче. Интересы капитала возобладали над призрачными идеалами развития и справедливости, и это у нас не впервой. Лысенко вступил на скользкую дорожку, протоптанную предыдущими сумскими мэрами (Андронов договаривался со Щербанем, Минаев – с Чмырем), и финал этого компромисса исторически предопределен. И наивно полагать, что в этот раз наступит исключение.
Впрочем, оппозиции в лице «Европейской солидарности» от такого много радости и мало пользы. Потому что если посмотреть, какие союзы и коалиции создаются в других районных, городских и областных советах, то среднестатистический избиратель может сойти с ума. Взять хотя бы городской и областной советы Запорожья, где «Европейская солидарность» объединялась не только с ОПЗЖ, но и с партией Шария!

ИТОГ №6. Этот говорит лишь об одном – местным политико-экономическим выдвиженцам глубоко плевать на мнение киевских партийных бонз. Они просто нашли себе подходящую нишу, заплатили и получили доступ к ресурсам. И для достижения своих целей они заключат союз хоть с чертом лысым. Все, точка. Хотя, надо сказать, Шарий куда хуже черта. Хоть лысого, хоть волосатого. Тем не менее голосовали люди за одно, а в итоге чуть ли не по всей стране в радах получилась смесь бульдога с носорогом. То ли лысым, то ли волосатым – вскрытие покажет.

№7. ИТОГ ИТОГОВ. 2021 год обещает быть для Украины даже хуже, чем 2020-й. Во-первых, снова подняли тарифы. Даже не хочу здесь эту тему рассматривать, скажу одно – удар материально по карманам людей очень болезненный. Во-вторых, реформы – бери любую – либо заморожены, либо зависли. В-третьих, пандемия будет продолжать влиять на нашу жизнь негативно, и те из сумчан, кто доживет без больших проблем до лета, будут воистину счастливцами. И в-четвертых, на нашем локальном уровне мы останемся у того же корыта, только еды там будет значительно меньше. А у ОПЗЖ и БЮТ аппетит очень хороший, даже не сомневайтесь.

И, наконец, в-пятых: веселых всем праздников!