Кумы И Други / Вспоминая Щербаня / Грищенко – Токарь / Шаг Вперед, Два Шага Назад
Можно понять Зеленского и его правительство в желании не пускать украинцев на сезонные работы за кордон. А вдруг среди уехавших окажется новый министр культуры? Или министр образования? И что тогда делать, если, вместо того чтобы подымать тут рейтинги президенту, эти люди, которые знать не знают о своем настоящем призвании, будут горбатиться на стройках или обслуживать клиентов в ресторанах?
Кадровый вопрос – одно из самых слабых мест Зеленского. Конечно, можно тут попрекнуть его уверениями не брать во власть друзей и кумовей – и вспомнить нанятую почти что в полном составе административную часть «Квартала 95», друга детства Баканова в СБУ, тещ, тестей, сестер и прочих близких кровью и телом братьев и братьев братьев, работающих теперь депутатами и высокопоставленными чиновниками. Но где же ему, бедолаге, брать людей? Это «донецким» было хорошо: они связь с малой вотчиной никогда не теряли – наоборот, не уставали черпать оттуда кадры, чтобы потом с их помощью обирать вотчину большую. Нам ли на Сумщине не помнить пришествие Владимира Петровича Щербаня и его донецкой «команды», которая методами работы больше смахивали на банду головорезов? Многие, помню, поначалу прям-таки восхищались ВП, ставили в пример: мол, смотрите, как нужно работать! Но только до тех пор, пока их не приковывали к батарее центрального отопления наручниками где-нибудь в милиции или СБУ с нижайшей просьбой переписать акции собственного успешного предприятия на «команду». За Щербанем, в ряду прочих, закрепилось тогда кличка «пылесос», потому как «команда» забирала у людей все. Особо приближенным к ВП доставались крупные предприятия, типа мясокомбината или гостиницы «Сумы», среднему звену – средний бизнес, а мелочевку «пылесосили» уже мелкие выходцы из Донецка, которые занимали невысокие посты. Им же тоже после переезда жить за что-то нужно было?
Особое место в «команде» Щербаня занимали «силовики». Начальник областной милиции, городской, райотделов, прокуроры, налоговики, КРУ и другие. Многие должности «решались» через Киев, и некоторые «бывшие» теперь говорят, что они к ВП вообще никаким боком, они Киеву отчитывались! Но это все, конечно, ерунда. Всех их до одного выписал из Донецка и окрестностей Щербань, всех расставил и рассадил в кресла здесь, на Сумщине – он имел за президентские выборы 1999 г. от «хорошего» Кучмы на это карт-бланш. И все они грабили Сумщину с невиданным дотоле для местного населения остервенением и жестокостью, за что и были сметены справедливым народным гневом в 2004 г.
К чему эти долгие воспоминания? К тому, что во главе Сумской ОГА сейчас «силовик» из Харькова и в его политике наметилась весьма схожая линия. Местные кадры идут молча в отставку, у несогласных депутатов облсовета проводятся обыски – словом, начало – просто как под копирку. Тревожный звоночек. Впрочем, наши воспоминания не будут полными, если не упомянуть, что даже в неорганизованной и безнадежно надеющейся договориться «за себя» среде сумских предпринимателей нашлись те, кто не сдал позиции и противостоял Щербаню. Один из этих немногих людей – Владимир Токарь, нынешний глава облсовета и оппонент, как мы понимаем, главы ОГА Романа Грищенко. Так что противостояние, в случае отсутствия компромиссов, будет жестким и долгим.
Кстати, интересно, чей протеже Роман Грищенко? В Харькове давно посматривали в сторону Сум и Полтавы, в результате они и там, и тут. Харьков в «команде» Зеленского – это, без сомнения, министр МВД Аваков. Его ли назначенец Грищенко, учитывая, что при разделе Украины между олигархами Сумская область как-то странно не досталась никому? Может, просто отошла по умолчанию? Однако далеко не факт, потому как экс-и.о. главы ОГА Ирина Купрейчик, которую плотно связывали с одним из бизнес-партнеров Авакова, была уволена Грищенко с очень грубой формулировкой, которую, впрочем, потом подправили на нейтральную. Тем не менее.
Так или иначе, всем понятно, что обычный военный прокурор (или даже необычный) в государстве Украина никак не может быть назначен на такую должность только потому, что он – менеджер-управленец государственного класса. У такого назначения обязательно есть высокий покровитель и обязательно есть соответствующие корпоративные задачи.
«Наверху» ситуация с кадрами соответствующая. Министерства, которые при Гончаруке сначала объединяли, а потом начали вновь разъединять, вновь сотрясают перемены, которые никак не способствуют вызовам времени, требующим четкой продуманной работы и внятных действий. Министром культуры и информации назначен генеральный директор телеканала «1+1» Александр Ткаченко, действующий депутат ВР от «Слуги народа». «Плюсы», как известно, собственность олигарха Коломойского, и телеканал демонстрирует весьма низкие стандарты журналистики. О культуре промолчу.
Ткаченко, без сомнений, профессионал в своем деле и человек весьма разумный, т.е. можно все-таки надеяться на позитивные решения и хотя бы здравый смысл. Чего не скажешь о претенденте на должность министра образования, которого выдвинули… ректоры вузов. Кандидат – самый молодой ректор Украины, однако. Большой поклонник Виктора Януковича и советской системы ценностей. Парадокс. Казалось бы, ты молод, ты должен смотреть вперед, видеть и стремиться к лучшим образцам. Но нет. Ректоры очень надеются, судя по информации в медиа, что «новое молодое лицо» отменит для них все ограничения и позволит вернуться к системе, в которой они, ректоры, в своем вузе, решают все – и им за это ничего не будет.
Будьте бдительны. До новых увлекательных встреч. Жизнь прекрасна. Вывод очень прост: перемены и реформы, которые делают государство Украина государством Украина, Зеленский заканчивает. Пять лет погуляли – и хватит. Самое время вернуться во времена Кучмы. И в этом Зеленский напоминает старика, который, ощущая свое бессилие, пытается вернуть все вокруг себя во времена своей молодости. И искренне не понимает, почему его внуки и правнуки этого не хотят.