Наши великие женщины
Сумчанки были любимы первым президентом Украины и российским поэтом Александром Пушкиным
Сумщина дала миру и Украине немало известных людей. Но мало кто знает о том, что сумская земля подарила миру женщин, которые были рядом с известными людьми прошлого и современности. Они вдохновляли их на творчество, хранили семейный очаг, поддерживали во всем, рожали детей. Среди них – супруга первого Президента Украины Леонида КРАВЧУКА Антонина, жена космонавта Георгия БЕРЕГОВОГО Лидия, подруга жизни археолога Алексея УВАРОВА Прасковья и муза Александра ПУШКИНА Вера АННЕНКОВА.
«У меня своя жизнь»
Она не любила появляться на публике, не давала интервью и даже позволяла себе настаивать на нарушении дипломатического протокола, отказываясь сопровождать мужа во время заграничных визитов. На вопросы мужа она отвечала: «У тебя своя жизнь – президента, а у меня своя…». Да, именно такой гордой и независимой была и остается Антонина КРАВЧУК – жена первого после восстановления независимости Президента Украины Леонида КРАВЧУКА.
Тоня родилась в с. Виры Белопольского района. Семья жила очень бедно. Две дочери воспитывались без отца, который рано умер. Но несмотря на это, Антонина хотела достичь многого. Парадоксально, но как свидетельствовал сам Леонид Макарович, его супруга считала, что «жена президента – не президент, и попытка взять на себя груз, который ей не по плечу, может выглядеть смешно, а для страны даже трагично». Возможно, такая позиция была реакцией на активность Раисы ГОРБАЧЕВОЙ – в начале 90-х многие помнили о том, какую активную общественную позицию пыталась занимать супруга первого и последнего президента СССР. Может, поэтому Антонина Михайловна в годы президентства своего мужа продолжала преподавать экономику на экономическом факультете Киевского национального университета им. Т.Шевченко.
А познакомились они с молодым Леонидом в Киеве еще в начале 50-х, когда учились на том же экономическом факультете КНУ им. Т.Шевченко на специальности «политэкономия». В 1953 г. Антонина МИШУРА (девичья фамилия) с отличием закончила Сумской экономический техникум и поехала поступать в столицу. Сблизила будущих супругов… целина. Выполняя установку Никиты ХРУЩЕВА «догнать и перегнать Америку» по количеству выращенной пшеницы, советскую молодежь добровольно-принудительно отправляли на сельхозработы в Казахстан. Там Антонина и Леонид перенесли немало лишений, а вскоре после возвращения, на четвертом курсе, в 1957 г., поженились. Впрочем, сближало их не только настоящее, но и прошлое: и Антонина, и Леонид росли без отцов в довольно бедных семьях. Но это не помешало им отлично закончить университет. «Тоня Мишура пользовалась большим успехом у ребят. Я тоже с удовольствием с ней танцевал. Но Леонид и она танцевали лучше всех на факультете. Это была такая пара!» – вспоминает один из однокурсников будущей президентской четы Виталий ВРУБЛЕВСКИЙ. Он тоже утверждает, что Антонина была очень скромной девушкой.
Ирония судьбы – в одном общежитии с ними тогда жил будущий диссидент и соперник Леонида Кравчука в борьбе за президентское кресло Вячеслав ЧОРНОВИЛ…
Брак Леонида и Антонины Кравчук оказался счастливым – в 2007 г. супруги отпраздновали золотую свадьбу.
Жена космонавта
Она была женой космонавта. Всю свою жизнь оставалась в тени известного мужа, помогала ему во всем, учила детей космонавтов и воспитывала своих дочку и сына. Ее мужем был Георгий БЕРЕГОВОЙ – один из первых космонавтов СССР, совершивший полет на орбиту в 1968 г., в ходе которого отрабатывалась первая в мире стыковка в космосе двух космических кораблей. Впрочем, первую Звезду Героя Советского Союза Георгий заслужил, будучи летчиком-истребителем во время Второй мировой войны. Боевые пути летчика Берегового пролегали и над нашей областью. После первого полета в космос судьба стремительно вознесла его на пост руководителя Центра подготовки советских космонавтов, который он занимал 15 лет. Помнят космонавта и сейчас, во многом благодаря тому, что в 70-х гг. он содействовал снятию судимостей и началу карьеры нынешнего президента Виктора ЯНУКОВИЧА.
Впрочем, сумчанка Лидия БЕСЕДОВСКАЯ познакомилась с Георгием Береговым тогда, когда его карьера фронтовика осталась в прошлом, а космонавта – еще не началась. Встреча произошла в 1946 г., когда Лида приехала в с. Зельцы Одесской области проведать брата, который служил в авиаполку. Через год молодые люди встретились в Харькове, где Лидия училась на историческом факультете Харьковского госуниверситета. Встретились случайно – Георгий приехал проведать брата-студента. Тогда и проскочила между ними искра, из которой разгорелась любовь на всю жизнь. Встречались урывками, долго, поженились только через три года, в 1950 г. Потом была учеба в Московском госуниверситете – тоже на историка.
Родные для Лиды Сумы «звездная пара» не забывала – в 60-70-е гг. изредка приезжали сюда проведать родителей Лидии, которые работали на Сумском рафинадном заводе. Сын Виктор вспоминал, как их семья отдыхала на берегу Псла, как ездили в Низы смотреть усадьбу, в которой жил Петр Ильич Чайковский.
Семья Береговых прожила долгую и счастливую жизнь. После смерти мужа Лидия хранила память о нем еще 11 лет. Умерла в Москве в 2006 г.
Просто красавица…и «синий чулок»
Ее красотой восхищались все участники многочисленных дворянских балов. Она была «звездой» салонов и вполне могла бы ею оставаться до преклонных лет. Среди поклонников прелестной красотки был молодой граф Лев Толстой — да-да, именно тот, ставший всемирно известным писателем. Он сделал ее прототипом Кити Щербацкой в «Анне Карениной». Но «звезда салонов» пошла другим путем – увлечение и профессия мужа стали и ее серьезным увлечением, а впоследствии и призванием. «Как? Женщина дворянского звания роется в земле?» – возмущались многие современники. Но княжна Прасковья ЩЕРБАТОВА-УВАРОВА не считала занятия археологией «низким занятием» – наоборот, только нарождающаяся наука ее очень увлекала. 14 января 1885 г. Прасковью Сергеевну избрали почетным членом Московского археологического общества, а через три месяца – его председателем. В 1895 г. графиня удостоилась чести стать почетным членом Императорской академии наук и нескольких университетов. Она была избрана профессором Дерптского (ныне – Тартуского), Харьковского, Казанского, Московского университетов и Петербургского археологического института. Писала книги, поддерживала многие научные начинания. Среди тех, кто обращался к графине за советом и помощью, вел с ней научный диалог, были художники Поленов, Васнецов, историк Ключевский и другие. Ей многим был обязан Иван Цветаев – отец Марины Цветаевой.
Княжна Прасковья Сергеевна Щербатова родилась 28 марта 1840 г. в с. Бобрик Лебединского уезда тогда Харьковской губернии в богатой и родовитой семье. Ее отец, Сергей ЩЕРБАТОВ, был военным, вышел в отставку в звании полковника. Был близко знаком с Александром Пушкиным и бережно хранил экземпляр «Кавказского пленника» с дарственной надписью: «Другу моему Сергею». Мать также родом из дворянской семьи – она была прекрасно образована, старалась хорошо воспитать и выучить своих девятерых детей.
К археологии Прасковью пристрастил муж – граф Алексей УВАРОВ, известный российский археолог середины ХIХ в. Он был одним из зачинателей археологических раскопок на юге Украины, начал изучение скифской и сарматской культур, был первооткрывателем объектов фатьяновской культуры. Для своего времени он был довольно известен.
Кроме того, Алексея Уварова знали как сына известного реакционера и мракобеса, министра народного просвещения империи графа Сергея Уварова, концепция которого «самодержавие, православие, народность» стали официальной идеологией Российской империи на многие десятилетия.
Поженились Алексей и Прасковья в 1858 г. и после свадебного путешествия, проведенного за границей, вскоре отправились на раскопки. Супружеская жизнь пары так и проходила: исследования, экспедиции, научные труды. От науки Прасковью отвлекало только рождение и воспитание семерых (!) детей. Впрочем, впоследствии подросших детей она также пристрастила к археологии и постоянно брала их в экспедиции. Особым предметом интереса для графини стали древности Северного Кавказа, куда она осуществила несколько экспедиций.
После октябрьского переворота, когда археология стала никому не нужна, Прасковья Уварова вынуждена была эмигрировать и закончила свои дни в г. Добар (Югославия) в 1941 г.
Муза двух поэтов
Своей красотой и умом она вдохновляла двух известных российских поэтов начала XIX в. – Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. Некоторые исследователи жизни Александра Пушкина даже допускают мысль о любовной связи поэта и красавицы. Как бы там ни было, Вера Ивановна Анненкова действительно не была безразлична ни Пушкину, ни Лермонтову.
Вера Бухарина родилась в дворянской семье в 1813 г. далеко от Украины. Ее отец, Иван Бухарин, губернаторствовал в Рязанской, потом Астраханской и Киевской губерниях. Образование Вера получила в Смольном институте благородных девиц и вскоре вышла замуж за дворянина Николая Анненкова, адъютанта великого князя Михаила Павловича, члена Госсовета Российской империи. Родовое поместье Анненкова находилось в с. Бобровом, неподалеку от Лебедина. Здесь Вера провела многие годы – эти места стали для нее почти родными. Ее портрет, написанный известным российским художником Карлом Брюлловым, до сих пор хранится в Лебединском художественном музее.
Впервые Александр Пушкин познакомился с Верой еще в 1820 г., когда был сослан в Киев за «вольнодумные стихи». Губернатору был поручен присмотр за «смутьяном», который остановился у их соседа, героя Отечественной войны 1812 г. генерала Раевского. Губернатор, впрочем, благоволил Пушкину и часто приглашал его в свой дом. Там Александр Сергеевич и обратил внимание на необычайно красивую и не по годам умную восьмилетнюю Веру. Позже он вспоминал, как носил ее на руках. Следующие встречи с поэтом проходили уже в Санкт-Петербурге в 1830-32 гг., в основном на балах. Сама Вера Анненкова вспоминает, что как-то поэт подошел засвидетельствовать свое почтение ее отцу и узнал подросшую красавицу. На радостях он танцевал с ней целый вечер. Некоторые лирические стихи Пушкина, зашифрованные инициалами, посвящены Вере Анненковой. Достоверных сведений о том, что она была любовницей Пушкина, нет, но некоторые исследователи жизни поэта предполагают это: Александр Пушкин часто позволял себе увлекаться женщинами, в том числе и чужими женами, а те, в свою очередь, не могли или не хотели ему отказывать. «Я очень любила Пушкина, и его смерть заставила меня пролить немало горьких слез», – позднее призналась Вера в своих мемуарах.В последний раз они виделись за несколько дней до смерти Пушкина.
Красавицей Анненковой также увлекался и Михаил Лермонтов. В частности, он посвятил ей один из мадригалов «Не чудно ль, что зовут вас Вера?», написанный в 1831 г. Вера Анненкова несколько раз встречалась с Лермонтовым, они беседовали о поэзии и о всех тех вещах, которые были интересны двум образованным людям того времени. О чувствах к Лермонтову она не пишет, но тем не менее впоследствии, после смерти поэта, в своих воспоминаниях уделила ему немало страниц.
Автор благодарит Александра Вертиля за предоставленные материалы о Лидии Береговой.