Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Спецрейс на кладбище в Сумах

7,489

Впечатления от путешествия на 26-й маршрутке до 40-й подстанции незабываемы – ими хочется поделиться
Спецрейсом мы назвали этот маршрут без иронии, так как действительно маршрутка в настоящеее время ходит дважды в неделю, по средам и субботам, совершает четыре рейса до кладбища в районе 40-й подстанции от кафе Макдональдс в центре по улицам Харьковской и Березовый Гай (бывшая Менжинского). Просматривая историю изменения и совершенствования маршрутов городского транспорта, мы определили, что поначалу маршрут был введен как временный, на т. н. поминальные дни. Это судьбоносное решение горисполком принял в 2016 г. Заметим, что первые захоронения на самом новом из сумских кладбищ были произведены в 2013 г. Каким транспортом туда добирались родные и близкие умерших в первые годы, для нас остается загадкой, так как, пропутешествовав недавно по этому печальному маршруту, мы не встретили тех, кто посещает кладбище с дней его открытия. -Добираться дольше, чем дело какое-нибудь сделать — прополоть, поубирать хотя бы, – делится горем Елизавета Петровна, наша попутчица. – Теперь еще ничего, у меня муж на велосипеде, а я от СКД на троллейбусе до поворота (на ул. Березовый Гай — r) и там ловлю єту вот маршрутку.
R: Так ведь от поворота, от этого кафе и пройти можно при хорошей погоде, какой смысл ждать пока подвезут, если у автобуса такое расписание?
-Ага, я одна ходить боюсь, даже днем! Здесь гаражи построили, дачи, кусты кругом. А знаете, сколько теперь идиотов?! У меня еще мама на Барановке лежит, так туда и добираться легче, рейсов больше и вообще удобнее.
R: А что именно сейчас вы планируете сделать, если не секрет?
-Лавочку установим. Ничего, у нас все готово, успеем. Вот одно плохо — воду приходится возить с собой, чтобы цветы полить и самим напиться. На кладбище воду так и не провели.
R: Выдавно ездите именно сюда, на 40-ю подстанцию?
-Четвертый год. Натерпелась за это время, но не бросишь же могилу
Мы не спрашивали, чью именно могилу — не относится к делу. Но подумалось, что женщина действительно натерпелась, хотя рассказывает о себе со смиренными интонациями.
В микроавтобусе «Рута», который выполнял рейс, люди сидели, стояли, спотыкались о багаж и друг о друга — мало кто едет на кладбище с пустыми руками — цветы везут, инструмент для ремонта и облагораживания могилок. Народ все больше возраста пенсионного и преимущественно женского пола. Заметили пару дачников, но это исключение. Нужно ли сделать больше рейсов или пустить еще один автобус — тут мнения, как ни странно, разделились. Одни говорили, что нужно, чтобы маршрутка ходила ежедневно, другие утверждали, что и столько рейсов хватит, но все пассажиры были едины в том, что сам автобус должен быть вместительнее. Мы посмотрели технические характеристики малогабаритного автобуса «Рута». Оказывается, пассажировместимость — 19+6. То есть 19 сидящих пассажиров, и шестеро могут ехать стоя. Даже в тот день, когда мы проехались этим рейсом, люди плотно стояли плечом к плечу, нескольких маленьких детей спрятали по углам. И все терпели. На наши расспросы отвечали, что бывает хуже, гораздо хуже. Слушали страшные истории о том, как одной женщине стало плохо и пришлось с 26-го маршрута пересаживать ее прямо на «скорую». Как маленькой девочке придавили ногу. Причем не дверью автобуса, а какой-то дебелой пассажиркой, вернее, нижней конечностью этой тетки. Вроде бы и с юмором рассказывали, но как-то печально все это. На подъезде к кладбищу хорошо видна выставка продукции фирмы, изготовляющей памятники, — весьма символично и, наверное,удобно. «Вот-вот, – заметила одна из пассажирок.- У нас ведь теперь везде банки, аптеки, частные клиники, а потом — вот такие специалисты по последним услугам!»
Приехали. Люди выгрузились и разбрелись каждый на свой участок, на могилки своих близких. Водитель «Руты» подтвердил, что действительно иногда на первый рейс пассажиров собирается и больше, зато последующие рейсы иногда бывают полупустыми. Оно и понятно, люди ведь приезжают сюда не просто помянуть и помолчать, но и как-то благоустроить захоронения, привести их в порядок. Кладбище растянулось до самого горизонта, даже не верится, что оно самое «молодое» в городе. Уж что-что, а это объект перспективный, стабильный рост ему гарантирован. И с благоустройством поблем не будет — люди все сделают своими силами. Их только нужно сюда нормально привезти да еще помочь с водоснабжением.
Сказать, что для улучшения сообщения с кладбищем совсем ничего не делается, нельзя. Еще в 2016 г. стали ремонтировать дорогу к нему от ул. Харьковской, сейчас дорога есть. Иначе ни о каких маршрутках и речи быть не могло бы. Но водопровод явно нужен, и в салоне «Руты» все желающие не помещаются. И напоследок проинформируем об общей ситуации с «последними приютами» в г. Сумы. По сведениям КП «Спцкомбинат» – единственной организации, занимающейся захоронениями, — на территории города существует 13 действующих кладбищ. Из них 11 функционируют частично; производятся т.н. захоронения в семейной ограде в соответствии с действующим законодательством. Два кладбища работают в полностью открытом режиме — это Барановское и то, где мы были, в районе 40-й подстанции на ул. Березовый Гай.
ВРЕЗ
Наша поездка, конечно, не тянет на полноценный мониторинг пассажиропотока, но, судя по впечатлениям и рассказам людей, не все с 26-м маршрутом благополучно

Фото автора
1.Посадка у «Макдональдса». Ну какие тут «19+6»?! Люди говорят, что бывает и «19+60», особенно в праздники
2.До горизонта. Один из самых растущих и перспективных городских объектов. Благоустройство сумчане осуществляют своими силами, только бы добраться

Алексей Сикорский, “Панорама” №33