Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Рогатое счастье. Когда сумчане смогут комфортно ездить троллейбусами?

1,064

Сумчане в социальных сетях не перестают жаловаться на маршрутки с грязными салонами, отваливающимися колесами и ободранными сиденьями. К сожалению, городская власть предпочитает не обращать внимания на эти проблемы, как и на множество других связанных, с частыми перевозчиками

Единственная альтернатива этому «эрзац-транспорту» – коммунальные троллейбусы и автобусы, однако и их работа все еще далека от совершенства. Мы решили разобраться, что же мешает сумчанам комфортно ездить троллейбусами сейчас и что измениться в недалеком будущем.
Где «гармошки»?
«Мне очень нравиться новые троллейбусы – комфортно, тихо едет плавно, без рывков, и коляску легко в него поднимать. Единственная проблема – расписание не всегда соблюдают», – говорит сумчанка Екатерина, которая с двухлетним сыном Антоном регулярно пользуется маршрутами №3,4 подвозящих их к детской консультации. С ней легко согласиться – новые троллейбусы действительно приятно удивляют сумчан, часто вынужденных пользоваться старыми маршрутными «Рутами», большинство которых весьма далеки от комфорта. Но эта статья началась не с общения с Екатериной, а с визита одного из читателей в редакцию «Панорамы». «Почему в Сумах так мало троллейбусов- «гармошек» (сдвоенных-Авт.) и совсем нет новых «гармошек», как в Киеве? Ведь на них очень удобно ездить, они забирают много людей и не нужно никаких маршруток» – спросил он. Мы пообещали разобраться и ответить на этот вопрос.
«Гармошек» – троллейбусов в Сумах действительно мало – всего пять штук и ими уже далеко за 20 лет. По словам руководителя КП «Электроавтотранс» Виталия ОДНОРОГА, используют их только в час пик на маршрутах №1,2 и 7, которые перевозят рабочих к крупным предприятиям – «Сумыхимпрому», «Керамейе» и «СНПО» (бывшему им. Фрунзе). «Новые сдвоенные троллейбусы производят как белорусы, так и концерн «Богдан», но стоят они почти как два новых одинарных троллейбуса – 8-9 млн. грн. Поэтому мы решили сначала обновить парк одинарных троллейбусов, а уже потом приобрести новые «гармошки» – говорит Виталий Однорог. Судя по темпам приобретения новых троллейбусов, новые «гармошки» появятся на сумских улицах ещё не скоро.
Не сложилось
По состоянию на начало июля 2018 г. в Сумах выходят на линии 22 низкопольных комфортных новых троллейбуса. Однако их должно быть существенно больше: в соответствии с двумя программами развития транспорта – действовавшей в 2007-2015 гг., и ныне действующей (2015-2018 гг.) за эти годы КП «Электроавтотранс» должно было приобрести 78 новых троллейбусов. Таким образом, к концу этого года обновление парка троллейбусов Сум практически должно быть завершено. Однако не сложилось – за время пребывания у власти команды Геннадия МИНАЕВА было закуплено лишь два «рогатых», а за 2015 -2018 гг. – 20. Серьёзная позитивная динамика, безусловно, заметна, но ведь за этот период планировалось закупить аж 75 машин, в том числе в 2018 г. – 38. В тоже время за первую половину 2018 г. было закуплено лишь четыре троллейбуса «Эталон» и очевидно, что до конца года программа на период 2015-2018 гг. таки и останется невыполненной. Почему так произошло? Директор КП «Электроавтотранс» Виталий Однорог говорит, что программа составлялась из расчёта на использование кредита Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), на которые планировалось закупить более 20 троллейбусов. Однако по состоянию на середину 2018 г. получение кредита Кабинет Министров согласовал лишь месяц тому. (См. «Недорого возьмем»). Руководитель общественной комиссии по транспорту Владимир ВЕДМЕДЕВ считает, что основной проблемой, которая не позволила приобрести достаточное количество троллейбусов, является недофинасирование программы развития транспорта на 2015-2018 гг. из городского бюджета, в чем, соответственно, виноваты как нынешнее руководство города, так и депутатское большинство в горсовете. Часть вины он возлагает и на руководство КП «Электроавтотранс».

«Деньги в городе нужны необходимы всем: и водоканалу, у которого разваливаются канализационные коллекторы, и горсвету, и другим. Средств в городском бюджете не так много, я не могу их вытребовать только для «Электравтотранса», – парирует директор КП Виталий Однорог. Впрочем, непрекращающееся противостояние общественных активистов и директора КП – тема для отдельной статьи.
Действительно, коммунальный транспорт – удовольствие не из дешёвых. В 2017 г. он обошёлся бюджету города в 70 млн грн. дотаций – в среднем по 250 грн. на каждого сумчанина (без учёта платы за проезд). Но этих денег предприятию не хватает. Для сравнения: за месяц кондукторы КП «Электроавтотранс» в троллейбусах и автобусах продают билетов на 2,2- 2,5 млн грн., а только за электроэнергию ежемесячно нужно платить 1,5-1,7 млн грн. (в зависимости от сезона).
Поскольку новых троллейбусов не хватает, троллейбусники продолжают эксплуатировать старенькие ЗИУ и ЮМЗ, у которых с комфортом очень туго. Всего в эксплуатации у КП «Электроавтотранс» 62 троллейбуса (еще 10 стоят на приколе); таким образом, новые троллейбусы составляют едва ли треть от общей численности. Более того – в 2017 г. фиксировались случаи, когда у старых троллейбусов на ходу дважды отваливались колеса, а ещё в одном случае баллон колеса просто взорвался, повредив ногу пассажиру, – дошло до вызова “скорой”. Так что сумской троллейбус у некоторых сумчан ассоциируется далеко не с комфортом, а с опасностью, исходящей от устаревшей техники.

Туда-сюда минута
Однако даже наличие троллейбусов и автобусов отнюдь не означает, что сумчанам будет удобно пользоваться коммунальным транспортом. Для этого необходимы ещё несколько элементов системы: чёткое и известное всем пассажирам расписание движения транспорта; его неукоснительное выполнение водителями; контроль за ними со стороны руководства; работающая GPS-система контроля, доступная пассажирам; действующая система электронного билета. За исключением GPS–контроля, со всеми остальными составляющими есть проблемы.
Важная составляющая комфорта пользования общественным транспортом – возможность уехать быстро по нужному маршруту, не ожидая более 10-15 минут. Этого Сумское КП «Электроавтотранс» обеспечить не может: при коммунальном заказе в 50 единиц электротранспорта на линии в пиковое время выходят 42-46 троллейбусов. В непиковое их количество снижается до 25-30. Проблема не столько в наличии троллейбусов, сколько в отсутствии достаточного количества водителей. По нормам их должно быть 2,8 на один троллейбус – таким образом, коммунальному предприятию не хватает около 30 водителей. Решить эту проблему на предприятии попробовали с помощью специализированных курсов подготовки. Из первого выпуска в 12 человек на предприятии сейчас работают девять. Сейчас обучается ещё одна группа в 12 человек, которые в сентябре 2018 г. будут готовы к сдаче госэкзаменов. Тем не менее текучесть кадров на предприятии тоже есть – водители периодически увольняются и едут на заработки в Киев или в Россию. По словам Виталия Однорога, водители троллейбусов ежемесячно зарабатывают от 9 до 12 тыс. грн. чистыми, но и эта сумма многих не удовлетворяет. К 2019 г., когда, возможно, в Сумы начнут поступать троллейбусы в рамках кредита Европейского инвестиционного банка, проблема отсутствия водителей ещё более усугубится. Может, им стоить платить ещё больше? Ещё худшая ситуация с кондукторами – желающих работать на этой должности практически нет.
Когда нет возможности организовать движение с регулярным интервалом, может выручить чёткое расписание. Пассажиры, которые не торопятся, вполне готовы сэкономить на поездках – проезд в троллейбусе стоит вдвое меньше проезда в маршрутках. Расписание движения троллейбусов есть на остановках и на сайте КП, но сумчане в социальных сетях часто жалуются, что троллейбусы опаздывают или приходят раньше положенного, что тоже неудобно. Общественные активисты часто пишут, что из-за сбоев в расписании троллейбусы разных маршрутов ходят «паровозиком» – группой в 2-3 машины вместо рассчитанного интервала минимум в пять минут. Виталий Однорог говорит, что за это водителей наказывают, в том числе и гривной, и за последнее время таких случаев стало меньше. По его словам, кроме водителей виной сбоя в расписании может быть целый комплекс технических факторов: изношенность контактных проводов, подстанций, старой техники, которая ломается, съезжает с маршрута и «ломает» график. «Часто на подъёме перед въездом на Покровскую площадь напряжение в сети падает так, что два троллейбуса одновременно это сделать не могут – не хватает мощности», – говорит Виталий Однорог. Задержки бывают и по причине ДТП и нарушения правил ПДД водителями маршруток на остановках. В общем, факторов, ломающих расписание, много. Технические может решить городская власть, выделив больше средств на обновление контактной сети, подстанций и прочей троллейбусной инфраструктуры. Снижение количества маршруток, занимающих остановки, и соблюдение ПДД также зависит от городских властей и патрульной полиции Сум (у которой свои проблемы).

В ожидании е-билета
Ещё одна составляющая комфорта пользования общественным транспортом – возможность приобрести проездные, позволяющие сэкономить значительную сумму при постоянных поездках и быстро оплатить проезд в транспорте, если проездного нет. Как уже упоминалось, решить эти проблемы могло внедрение системы электронного билета и его элемента – т.н. «карточки сумчанина», которая могла бы служить платёжным средством в общественном транспорте. За внедрение системы е-билета отвечает городская власть, о его необходимости говорят с 2016 г., но пока решение вопроса не сдвинулось далее технических моментов. Проблема, как всегда, якобы в отсутствии средств в бюджете – по словам разных чиновников, для этого необходимо до 30 млн грн. На наш же взгляд, дело в ошибочных бюджетных и управленческих решениях – стоило только отказаться от реконструкции МЦ «Романтика», и средства на систему е-билета нашлись бы. Удобство сотен тысяч сумчан, прозрачные финансовые потоки явно перевешивают на чаше выбора наличие ещё одного общественного центра.
Нынешние же системы оплаты проезда банковской карточкой, установленные в некоторых троллейбусах, работают ненадёжно. Виталий Однорог говорит, что это всего лишь инициатива «Приватбанка», которому они пошли навстречу, поэтому влиять на работу этой системы в КП не могут. В самом «ПБ» утверждают, что терминалы оплаты некорректно могут работать только с карточками других банков.
Пока нормального е-билета нет, проездные нужно продавать в местах, доступных пассажирам. Именно вокруг павильонов по продаже билетов, появившихся на остановках возле ресторана фаст-фуда Mc Donald’s, недавно разгорелся мини-скандал. Там вознамерились продавать… шаурму, а билеты купить было нельзя. Как оказалось, частный предприниматель вложил в строительство и оборудование киосков 550 тыс. грн., и ему теперь нужно получать прибыль, что он и намеревался делать таким незамысловатым способом. Виталий Однорог говорит, что КП «Электроавтотранс» не могло себе позволить выделить полмиллиона гривен на киоски, а потом ежемесячно ещё 26 тыс. грн. на их содержание и зарплату продавцам. Экономия средств – это похвально, но не дешевле было бы заказать автоматы по продаже билетов, обойдясь без сотрудничества с предпринимателями?

Вместо послесловия
Очевидно, что система коммунального транспорта в Сумах, в частности троллейбусы, могли бы работать лучше. Для этого есть все предпосылки – немалые средства, технические возможности, востребованность повышения качества услуг громадой, горожане, готовые помогать этой громаде совершенно бесплатно или за символическую плату. Чего же не хватает? Ответ прозвучит банально: на наш взгляд, политической воли руководства города для поступательного изменения ситуации с коммунальным транспортом. А вот почему нет этой воли – это вопрос.

Недорого возьмём
Ещё в ноябре 2016 г. министр инфраструктуры Владимир ОМЕЛЯН и вице-президент Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) Вазил ГУДА подписали соглашение о выделении Министерству инфраструктуры Украины кредита в размере 200 млн евро на реализацию проекта по поддержке рационального функционирования общественного транспорта в 20 городах Украины. Однако процесс согласования и выделения совместного финансирования со стороны горсоветов городов затянулся и оказался поэтапным. В прошлом году проект уже реализовали Одесса и Житомир. В Одессе летом 2017 г. прошёл конкурс по определению поставщика 47 низкопольных троллейбусов на общую сумму 8,37 млн евро. В Житомире в октябре 2017 г. мэрией, местным трамвайно-троллейбусным управлением и представителями Европейского банка был подписан трёхсторонний договор о покупке 50 троллейбусов и ремонтно-диагностического оборудования на сумму 12 млн евро. В июне 2107 г. ЕИБ и Кременчугский горсовет достигли аналогичного соглашения о закупке 40 троллейбусов на сумму 8 млн евро.
Сумской горсовет согласовал получение кредита только в сентябре 2017 г. Срок кредитования – 22 года. Из них первые два года – льготные. То есть возвращать деньги нужно будет на протяжении 20 лет. Кроме тела кредита выплатить придётся ещё и 2 % годовых. В мае 2018 г. Кабмин принял решение об утверждении шести проектов развития муниципального транспорта в четырёх городах Украины. Общая сумма реализации проектов этого транша до 89 млн евро. Сумское КП «Электроавтотранс» получит самую меньшую сумму – 4 млн. евро, которой хватит примерно на 20-22 троллейбуса. Черниговским троллейбусникам выделят на 2 млн евро больше. А вот самую крупную сумму получит Харьков: 45 млн. евро пойдут на обновление подвижного состава харьковского метро, ещё 10 млн евро – на приобретение троллейбусов для КП «Троллейбусное депо №3». Львовские коммунальщики получат 24 млн евро: 12 млн евро на приобретение трамваев и столько же – на приобретение автобусов.