Депутат Николай Полилуй: “Надо срочно решать экономические проблемы Сумщины!”
Автор – Данила Мирошниченко
Руководство Сумского областного совета определило неправильные приоритеты в работе регионального представительского органа. В этом уверен депутат облсовета Николай ПОЛИЛУЙ (фракция БЮТ). По его мнению, ошибки в управленской деятельности привели к сильному фискальному давлению на предпринимателей, снижению инвестиционного потенциала, спаду промышленного производства на 15-20% или 300 млн. грн., невыполнению бюджета и многим другим проблемам.
r: Как вы оцениваете недавние решения, принятые областным советом?
Н.П.: На сессиях рассматриваются вопросы, которые нужно обсуждать вне сессионного зала. Пример – обращение Виталия МОИСЕЕНКО к экс-руководителю областного совета Вячеславу ШАПОШНИКУ с просьбой уплатить 1,8 млн. грн. штрафа, наложенного на облсовет. Это вопрос этики и общения депутатов облсовета, которые так и не научились отличать политические амбиции от личных.
Целесообразнее было бы обсудить на сессии работу коммунальных предприятий облсовета, рассказать о выполнении принятых программ, упорядочить коммунальную сферу.
Если взять сравнительное финансирование всех программ, то увидим, что программы для сельскохозяйственного сектора практически не финансируются из областного бюджета. Деньги идут на здравоохранение, образование, спортивные мероприятия – это хорошо. Но финансирование программ экономического блока осуществляется на 15-30%.
r: Вы считаете, что руководство облсовета определило неправильные приоритеты в своей работе?
Н.П.: Часто идет эмоциональное выяснение отношений. Хотя надо срочно решать существующие проблемы. На части предприятий необходимо провести санацию при помощи вливания денег, либо начать процедуру ликвидации, поскольку хозяйственная деятельность доведена до критической формы.
Если дальше не заниматься коммунальными предприятиями, возникнет много новых вопросов – будет разрушены производственные отношения между отраслями. Целостность задач в сфере переработки, которые сегодня выполняют агролесхозы, утратится. Останутся заготовительно-сырьевые предприятия с минимизированной переработкой, куда направлены бюджетные деньги на изготовление палетов, пилонов. Но для каких предприятий области они изготовляются? Кто заказчик? Используются ли выделенные деньги по назначению?!
Сегодня предприятия, зарегистрированные на территории Сумской области, находятся под фискальным управлением, существует огромное влияние административного ресурса, что связано с работой политических партий и действиями администрации. Инвестиционные деньги пробуют вводить в область при помощи админресурса. Но я не видел ни одного документа, который бы консолидировал действия администрации и хозяйственных субъектов (инвесторов или инвестиционных кампаний). Это одна из самых серьезных проблем! Нет механизма публичного доверия. Нет соглашений, договоров, деклараций о намерениях, которые говорят о создании результата.
r: Имеете в виду, что нет доверия между властью и бизнесом?
Н.П.: Это основной рычаг влияния для сбора налогов в бюджеты. Налоги будут платиться, когда созданы условия для бизнеса, а не используют бизнес как заложника для бюджетных потребностей.
r: Украинские предприниматели жалуются, что их заставляют платить налоги наперед. Вы слышали о таких фактах в Сумской области?
Н.П.: Слышал, что с крупными налогоплательщиками ведутся такие переговоры. Но не знаю, возникают ли в результате переговоров подобные отношения. Налоговая администрация использует указания из Кабинета министров, собирать максимум налогов. Хотелось бы, чтобы этот процесс шел в законодательной плоскости, и налоговая администрация действовала строго по закону.
r: Думаю, что налоговики могут просить предпринимателей платить налоги наперед, взять кредит или предложить кредит, но не имеют права требовать этого, если такой нормы нет в законодательстве. И все же говорят, что предпринимателей вынуждают платить уже за второй квартал 2010 г.
Н.П.: Это эмоциональное мнение. Мне кажется, что если есть такие факты, то бизнесмены добровольно платили налоги наперед. Если человека принуждали, то он может действовать по закону – защищать себя в суде, чтобы упредить подобное вмешательству в свой бизнес в дальнейшем, а облсовет должен отстаивать правовые нормы взаимоотношений между двумя субъектами – предприятием и налоговой администрацией.
r: Как вы оцениваете инвестиционный климат на Сумщине?
Н.П.: Нужны пакетные инвестиции для выпуска продукции, спрос на которую преобладает в нашем регионе. Надо заинвестировать работу предприятия способом, который даст интегральную либо локальную вертикаль, и на уровне таких предприятий свести инвестиционный баланс.
К примеру, инвестиции в сферу сельского хозяйства должны характеризоваться не одним периодом (например, один год), потому что севооборот, который формирует тенденции в экономике, составляет экономический баланс. Инвестиции должны быть поступательными.
На инвестиционный климат в регионе влияет многое. Путем государственного управления надо привести в порядок активы земельных ресурсов, разграничить государственные активы от частных (в данный момент нет четких границ, когда невостребованные паи переходят государству от собственника и когда государство передает управление обратно пайщикам), привести в порядок земельный кадастр и неистребованные паи, обеспечить прямое наследование земельных участков.
r: В области постоянно происходят земельные скандалы, связанные с распределением участков. Кто ответственен за это?
Н.П.: Управление земельных ресурсов осуществляет недоброкачественную работу. Проблемы в земельной сфере накапливались годами. Способ наполнения бюджета сегодня зависит от активов, которые есть в распоряжении глав администраций – это невостребованные паи, земли резерва и запаса, аренда водного поля.
Наведение порядка связано и с зонами заповедников и дорогами. Нет четких границ, где может вестись хозяйственная деятельность, где есть историко-культурная основа государства. Границы четко не установлены, нет оповещающих знаков и указателей, установкой которых должны заниматься соответствующие управления, а не судить руководителей предприятий за нарушение этих границ. На ряд руководителей сейчас заводятся уголовные дела за то, что где-то распахана дорога. Чтобы этого не случалось, государственные активы должны быть четко размежеваны от активов, переданных в частную собственность!
Это касается, в том числе, и государственных актов на земельные участки. У нас в некоторых районах области выдано 25-60% государственных актов на земельные активы, земля не была подготовлена к выдаче, поэтому выдача задерживается, люди не могут полноценно распоряжаться земельными активами в юридической плоскости, т.е. привести в юридическую плоскость договоренности. Исполнительная власть должна упорядочить эти активы. Решение этих вопросов затянуто.
Земельная комиссия, которой руководил Владимир ТОКАРЬ, должна была поднять эти вопросы еще три года назад в начале депутатской каденции. Я направил множество депутатских запросов относительно неупорядоченных земельных ресурсов Сумской области, в них четко изложены изъяны областной земельной программы.
r: Почему эти проблемы всплывают именно сейчас перед выборами?
Н.П.: Время, которое отведено для решения актуальных задач в экономике, должно использоваться всеми ветвями власти для разрешения текущих проблем. Нас заставили сделать аудит этих отношений. Через состояние рынка мы должны прийти к определенным закономерным действиям, которые будут результативными как для государства, так и для хозяйствующих субъектов. Если мы не поменяем отношение к бизнесу, если не станем создавать условия при помощи программ, путем влияния на законодательные инструменты, то этот вопрос так и останется неурегулированным.
r: Промышленный потенциал Сумщины в последнее время увеличился или снизился?
Н.П.: Давайте посмотрим, что мы имеем в области из вертикальных структур, которые работают от сырья до рынка готовой продукции?! Кто владельцы этих предприятий? Например, россияне и французы практически заняли молочную сферу и распределили молочный рынок Сумщины. Программы по развитию животноводства и дотации, связанные с молоком, идут на капитализацию российского и французского бизнеса за счет бюджетосоставляющих эмиссий.
Предприятия мясного производства деградируют и находятся в критическом состоянии, и требуют санации сырьевых источников, которые бы обеспечили качество продукции и работу этих предприятий. Создание инвестиционного паритета – основная задача программосоставляющих решений, которую должна выполнять облгосадминистрация.
Мы должны производить продукт, который должен адекватно конкурировать как на прилавке, так и на общем рынке. Вы знаете, на каких прилавках есть сумская продукция, кроме базара (там работает частный сектор)? Практически нет.
Чтобы исправить ситуацию, надо дать пакет инвестиций, либо вопрос должен находиться в аудите зрелых экономистов-профессионалов, которые должны дать заключение, каким образом нужно формировать инвестиционную программу. Самая большая зависимость сосредотачивается в направлении предприятий районного уровня, которые несут на себе все нагрузки по бюджетным платежам, созданию рабочих мест, социальной инфраструктуры сел и поселков. Именно они нуждаются в инвестиционной помощи регионального уровня и общегосударственного уровня. Над этими вопросами никто не работает. Даже базовый Сумской национальный аграрный университет забыл об этих проблемах. Для кого тогда работает наука в нашем регионе?!
Мы утратили производство мяса птиц и вообще поголовье птицы, которое осталось за пределами Сумской области – в Харьковской, Полтавской областях. Производство мяса птицы достаточно рентабельно, но мы его потеряли. 90% мяса птицы сейчас завозится из других регионов.
Элеваторное хозяйство – потенциал области для проведения форвардных и фьючерских контрактов как на внутреннем так и международном уровне для стабилизации оборотных денег на Сумщине.
Только компания “Райс” разместила на нашей территории свое производство, но другие объекты не активизируются, чтобы можно было экспортировать зерно.
Мы не видим ни коротких контрактов (после производства продукция сразу продается), ни длинных контрактов (которые заключают инвестиционно-заинтересованные предприятия).
Хлебозаводы перешли либо в собственность других регионов, либо имеют обязательства перед другими регионами.
r: Кто обязан принять срочные меры, чтобы ситуация резко изменилась?
Н.П.: Исполнительная власть (облгосадминистрация) должна создать инструмент, который определяет доверие в процессе производства на территории Сумской области. А областной совет должен эти условия адаптировать и дать гарантии.
Политическая зрелость вместе с интеллигенцией должны кардинально сосредоточить профессиональный потенциал в управлении областью. Это опять же задача исполнительной власти. А областной совет на любом этапе избирательного процесса не допустит ухудшения экономического баланса, будет его приумножать и укреплять благосостояние каждого жителя Сумщины.
Автор – Данила Мирошниченко