Звезда «Межрабпомфильма»
Анна Стэн, по мнению Мориса Шевалье, была одной из самых красивых женщин 30-х годов
Когда в 1935 г. известного французского актера попросили перечислить десять самых красивых в мире женщин, он назвал Анну Стэн, Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Аннабеллу и др. Составленный им перечень красавиц возглавила украинка.
Киевлянка
астоящее имя Анны Стэн — Анель СУДАКЕВИЧ. Родилась она 3 декабря 1908 г. в Киеве. Известно, что её отец был танцором, работал театральным художником-постановщиком и умер в 1917 г.
Мать, шведка по происхождению, была балериной. В детстве Анна занималась танцами, брала уроки игры на пианино. Достоверных данных о раннем периоде её карьеры сохранилось мало. Есть предположения, что после смерти отца Анна работала официанткой, потом играла в любительском театре. Якобы пятнадцатилетнюю актрису заметил известный режиссер Константин Станиславский и составил Анне протекцию в Московскую киноакадемию.
Карьера в СССР
Анна СТЭН в 1926 г. дебютировала в небольшой „немой„ роли стенографистки в комедии „Мисс Менд„. Сценаристом был Борис Барнет, ставший позже известным советским кинорежиссёром. Анна Стэн в 1927 г. вышла замуж за его помощника — режиссёра Фёдора Оцепа. В последующие годы Оцеп снял жену ещё в четырёх лентах.
Карьера актрисы в СССР развивалась стремительно. Уже в 1927 г. снялась у Барнета в комедии „Девушка с коробкой„, в 1928 г. получила ведущие роли в фильмах „Земля в плену„, „Мой сын„ и „Белый орёл„, режиссёром которого был один из пионеров отечественного кинематографа Яков Протазанов. Партнерами Анны были известный театральный актёр тех лет Василий Качалов и знаменитый режиссёр Всеволод Мейерхольд. Роль гувернантки в картине Якова „Белый орел„ была написана специально для Анны.
Полные тезки
Анель снималась в кино под псевдонимом Анна Стэн. Но в титрах фильма „Земля в плену„ указаны и Анна Стэн, и Анель Судакевич. А ретроспектива фильмов Стэн, проведённая на Международном кинофестивале в Ля-Рошель в 1999 г., включала картины, в которых фигурирует Судакевич (Анны Стэн тогда уже не было в живых). Имя Анель Судакевич указано в титрах фильмов „Агония„ и „Маленькие трагедии„, снятых в 70-х гг. в СССР. Существуют также источники, где в качестве имён Стэн указаны Анель Стенская-Судакевич и Аннушка Стенски-Судакевич.
Неразбериха объясняется совпадением имен и фамилий двух актрис, снимавшихся в советском кинематографе в один и тот же период.
Вторая Анель Судакевич — это актриса Анна Судакевич. Родилась в Москве в 1906 г. Училась в Студии Ю. Завадского (1925–1927). В 1927–1933 — актриса киностудии „Межрабпомфильм„. С 1934 — художник по костюмам театра эстрады, затем — Московского цирка. Жена артиста Большого театра Асафа Мессерера. Анель Судакевич снималась в фильмах „Мисс Менд„ (1926) и „Земля в плену„ (1927) вместе с Анной Стэн. Вот и объяснение наличия этих имен в титрах. Дальше судьбы актрис разошлись.
Эмиграция в Европу
Фильмы с участием Стэн демонстрировались в иностранном прокате, и в 1930 г. Анна по линии „Межрабпомфильма„ снялась в звуковом фильме „Бухгалтер Кремке„ в Германии. Оказалось, что и голосом актриса владеет виртуозно. На родину актриса решила не возвращаться и продолжила карьеру в Европе. Не вернулся в СССР ее муж и советские актеры, занятые в этой картине.
В 1931 г. Оцеп снял супругу в двух фильмах. Премьера картины „Убийца Дмитрий Карамазов„ (Анна исполнила роль Грушеньки) состоялась в берлинском кинотеатре „Капитоль„ 8 февраля 1931 г., затем прошли показы в Вене и — во французской версии („Братья Карамазовы„) — в Лозанне. Фильм имел грандиозный успех. Продюсером был выходец из России Юджин Френке. На съёмках между ним и Стэн завязался роман, в 1931 г. актриса оставила Оцепа и вскоре вышла замуж за Френке. В том же году Стэн появилась ещё в двух картинах: „Сальто-мортале„ и „Бомбы над Монте-Карло„, а затем снялась в паре со знаменитым Эмилем Йеннингсом в драме „Бури страсти„ (1932).
«Брачная ночь» с Гари Купером
В 1932 г. Анну пригласил в Голливуд продюсер Сэмюэль Голдвин. Она совсем не знала языка, поэтому год усиленно штудировала английский. Её первая американская картина «Нана» (1934) по мотивам одноименного романа Эмиля Золя была широко разрекламирована в прессе, но кассового успеха не принесла. Кстати, здесь высоко оценили вкус Анны. Кинопродюсер Деррил Занук говорил, что она одевается лучше всех, кого он когда-либо видел. А женщина-режиссёр Дороти Арзнер, снимавшая драму «Нана», поставила её в один ряд с Гретой Гарбо, Мириам Хопкинс, Кэтрин Хепбёрн и Рут Чаттертон в своём списке самых стильных актрис.
На протяжении двух лет Анна снималась редко, но у именитых режиссёров и в паре со звёздами. Так, в 1934 г. она сыграла Катюшу Маслову в драме Рубена Мамуляна «Мы снова живы» c Фредриком Марчем в роли Нехлюдова (по роману Толстого «Воскресение»). В 1935 г. последовал дуэт с Гари Купером в мелодраме Кинга Видора «Брачная ночь» (премия Венецианского кинофестиваля за режиссуру). Эта картина стала апогеем её карьеры.
Но стать настоящей звездой актрисе не удалось. В 1936 г. она снялась у своего мужа Френке в мелодраме «Одинокая женщина» (сценарист — ее бывший муж Оцеп). Затем на три года исчезла с экранов и после драмы «Экспресс изгнания» (1939) стала сниматься очень редко и преимущественно на вторых ролях. 1943 год стал последним продуктивным периодом Стэн: вышли сразу три фильма на военную тематику («Четники», «Они пришли разрушить Америку» и «Три русские девушки»), где она играла главные роли. Последними работами актрисы были военная драма «Монахиня и сержант» (1962) и сериал «Арест и суд» (1964).
После 60-х Анна Стэн иногда выступала на Бродвее. Занималась живописью, делала выставки.
И все же Анна Стэн оставила глубокий след в киноискусстве. Вот, например, как оценивал ее знаменитый американский продюсер Сэмюэл Голдвин: «Это настоящая звезда. У нее есть все. И внешность, и стиль, и сексапильность, и класс. У нее естественная красота, интеллигентность, интуиция прирожденной актрисы, серьезное знание жизни».