19 ноября, в заключение Бах-феста`2017, состоялся триумфальный концерт солистов Белгородской областной филармонии Тимура Халлиулина и Владимира Исаева «Орган и рояль – два короля»
Вернее сказать, настоящими королями на сцене были не инструменты, как это указано в названии концерта, а молодые и очень талантливые музыканты. Тимур ХАЛЛИУЛИН хорошо известен сумской публике и горячо ею любим. Интервью нашей газете он дал накануне своего выступления.
О концерте
r: Расскажите о предстоящем концерте: что ожидает нашу публику завтра.
– Идея соединить орган и рояль не нова. Существует много произведений, написанных для ансамбля органа и рояля. Но, несмотря на то, что идея изобретена не нами, воплотить ее в реальность возможно далеко не в каждой филармонии. И не каждый музыкант возьмется за это. Поэтому это очень оригинальная тема для концерта. И связана она, между прочим, и исторически, и этимологически: как известно король инструментов – это орган, а «рояль» с английского языка переводится как королевский. Неслучайно наша программа так и называется «Орган и рояль – два короля». Эти два королевских инструмента могут вместе сотрудничать: звучать в ансамбле, в диалоге. А программа концерта выстроена так, что в репертуаре будет музыка от эпохи барокко и до 21 века. Программа родилась не сразу. Владимир Исаев работает в нашей филармонии солистом-пианистом и от концерта к концерту мы копили с ним репертуар: какие-то произведения он нашел, какие-то я предложил и вместе так мы собрали программу, которую впервые привезли в Сумы. Эта программа еще не звучала в Белгороде и в других городах. Именно для Сум мы впервые везем цельную программу, в которой орган и рояль будут представлены в таком виде. Отдельные номера этой программы, конечно, звучали в Белгороде и других местах, но именно цельная программа «Орган и рояль» будет впервые представлена нами здесь.
r: Это- честь для нас. Спасибо.
– И нам это тоже очень приятно.
r: Вы, без преувеличения, самый популярный в нашем городе исполнитель классической музыки.
– Да, это мой пятый концерт в Сумах. Знаете, по каким параметрам я высчитываю? На каждый концерт я везу по стихотворению, которое выучиваю специально к этому концерту и делаю под него импровизацию. И вот у меня в этом году будет четвертое стихотворение (был один год, когда я стихотворение не читал). Итого получается пятый раз и четвертое стихотворение. Из фестивалей были Один Органум и четыре фестиваля Бах-фест. Так что я уже практически ветеран. В этот раз я буду читать стихотворение Лины Костенко «Крила» (Крылья). Знаменитое стихотворение – философское, очень подходит творческим людям и к тому произведению, которое я собираюсь исполнить к этому стихотворению: свою импровизацию «Хаос и Космос». Две движущие силы всего мироздания: хаос – это бардак, беспорядок, неупорядоченные элементы и космос , с греческого «порядок», это упорядоченные и приведенные к гармонии беспорядочные элементы. Из этого будет состоять все произведение: абстрактное, минималистическое, шумовое.
r: Вас очень любят в нашем городе. В этот раз, например, билеты были распроданы молниеносно. Вы платите нам взаимностью?
– Я почему с удовольствием и иногда даже с непониманием с российской стороны часто езжу в Украину. Иногда ко мне даже настороженно относятся, в связи с моим желанием сюда приехать. Я своими визитами сюда, несмотря ни на какие сложности политические хочу показать всем – и в Украине, и в России – что у музыки нет границ. Это – моя главная цель. И вторая цель – конечно, приятно играть при полных залах, когда тебя так принимают, и когда тебя ждут. Для музыканта это – важнее любого гонорара или каких-то благ.
О семье, традициях, репетициях
r: Расскажите о своей семье, о том, как вы стали музыкантом.
– Я родился в Ижевске (Удмуртия), на родине Чайковского. У меня вся семья – музыканты. Папа играет на гармошке, гитаре, фортепиано. Он – самоучка. Работает токарем-фрезеровщиком на заводе. Мама закончила хоровое училище и долгое время преподавала в музыкальной и общеобразовательной школах по классу «музыка». Она отдала меня и мою сестру в музыкальную школу и занималась с нами. Благодаря такому, уже ставшему в нашей семье традиционному музыкальному образованию, я и стал музыкантом. Сестра моя работает сейчас в банке, у нее родился сыночек. Я к тому, что в нашей семье неважно, станешь ли ты музыкантом, но начальное музыкальное образование должно быть. Из Ижевска я уехал в Петербург на обучение, потом меня пригласили в Белгород на работу, где я уже 7 лет работаю.
r: У вас есть уже своя собственная семья?
– Я еще не успел. Я только, можно сказать, начал жить – в Белгороде. До этого все время уходило на репетиции. Это – практически монашеская жизнь, когда по 8 часов в день нужно сидеть за инструментом. У меня не было ни собаки, ни велосипеда, ни роликов – все это у меня появилось, когда я стал работать в Белгороде.
r: А как ваши соседи реагируют на 8 часов репетиций в день?
– Когда я жил в Ижевске, соседи очень не любили меня и стучали в батареи, уже начиная с 10 часов вечера, но я все равно играл каждый день до 11. А потом все мои занятия были связаны с органом. Он стоит, как правило, в церкви, в филармонии или в концертном зале. Там можно в любое время, поэтому я фактически превратился в «сову»: с 9 вечера и как пойдет – иногда до 2, иногда до 5 утра – я сижу и репетирую.
r: Остается ли время на что-то еще, кроме музыки?
– Я люблю кататься на велосипеде и на роликах. Ролики, и это уже не секрет, один из видов подготовки педальной техники органиста, и катание слалома на роликах помогает мне отрабатывать виртуозность. Я, конечно, падал и не раз, разбивал лоб и подбородок мне зашивали, и зуб восстанавливали выбитый, но руки я всегда беру – падаю чем-нибудь другим (смеется).
О международных конкурсах и гастрольной деятельности
r: Часто ли вы ездите на гастроли и участвуете в международных конкурсах?
– Я – лауреат трех международных конкурсов, двух из них – как пианист. И, кстати, первый мой международный конкурс проходил как раз в Украине, о чем я всегда с удовольствием рассказываю: 2005 г., Киев, Ворзель, конкурс «Искусство 21-го века». Затем был конкурс пианистов на родине Шопена, в городе Наленчов, он так и назывался «На родине Шопена» – там у меня была 1-я премия. И, наконец, международный конкурс органистов в Гатчине, Петербурге, 2009 г. – 1-я премия.
Когда работаешь в филармонии, то это не предполагает большой гастрольной активности. Но моя Белгородская филармония с удовольствием меня отпускает, если я выполнил свою концертную норму: 3 полноценных концертных программы, где я солирую, и 10 концертов с моим участием. Кроме этих концертов существует еще целый блок детских концертов – так мы работаем с молодой аудиторией, воспитываем наших будущих слушателей. Третий блок – это экскурсионные концерты, когда приходят разные делегации, выкупают зал и просят сыграть конкретные произведения при конкретных торжественных обстоятельствах. Итого, в среднем, у меня в месяц получается 15-20 концертов. А еще я выступаю на карильоне (мое третье высшее образование) – инструмент с колоколами и клавиатурами. Первый в истории России мобильный передвижной карильон, мы с ним ездим по области, играем концерты в селах, городах, поселках. Этот колокольный звон обычно связан с каким-то престольным праздником или городскими мероприятиями. Это – еще одна отдельная статья времени и творчество, на которое я с удовольствием трачу силы.
r: А публика в Белгороде так же любит вас, как сумчане?
– Ну, мне трудно судить. Но как публика голосует за музыканта? Билетами. У нас билеты всегда распроданы. И, например, концерт, который у меня будет 28 ноября, билетов уже нет как 2 недели. Публика уверена, что каждый концерт будет иметь какой-то сюрприз, что-то неожиданное. И я стараюсь оправдать их ожидания.
Послесловие к интервью
На следующий день прошел концерт, который превзошел все ожидания сумской публики. Овации, крики «браво» сопровождали каждый музыкальный номер. А мне хочется сказать лишь одно после личного общения с Тимуром и уже после его концерта. Он – удивительный человек. Своей простотой, открытостью миру, любовью к прекрасному и даже мальчишеской внешностью (несмотря на свои 30 лет), Тимур напомнил мне Маленького принца Сент-Экзюпери. Космический мальчик, а вернее Человек с большим сердцем и огромным талантом. Нам повезло соприкоснуться. Надеюсь, еще повезет и в будущем.
Елена Приймач, “Панорама” №50
Попередній запис
Наступний запис