Александра Сокол: «Какой из меня зайчик?!!»
Мнение режиссера о непростых взаимоотношениях собаки с хозяином
Премьеру спектакля по пьесе американского драматурга А. Р. Герни «Сильвия» сумчане увидят 19–20 ноября в Театре юного зрителя. Помешать премьере может лишь повальный грипп. Сейчас режиссер постановки, народная артистка Украины Александра СОКОЛ ведет изнурительные репетиции, готовя к выходу на сцену два состава актеров, среди которых — заслуженный артист Украины Владимир ХОРУНЖИЙ, заслуженная артистка Людмила РАКУТА, Анфиса ЗИНЧЕНКО, Яна КАБА, молодая актриса Татьяна ЯЦЕНКО (внешность которой режиссеру напоминает Эдит Пиаф) и др.
«Это спектакль для взрослых. Не хочу сказать, что главное действующее лицо — собака, потому что подумают, что спектакль для детей. Это серьезный материал, шикарнейшая пьеса выдающегося американского драматурга Герни. В 70-е годы его называли респектабельным бродвейским автором, потому что его пьесы шли на Бродвее. Герни создает характеры — это высший пик мастерства», — говорит Александра Сокол. Накануне премьеры режиссер провела онлайн-интервью на сайте газеты «Панорама». Она рассказала о театральной жизни в Сумах, о местных актерах и режиссерах, о хороших и плохих спектаклях, о Михаиле Булгакове, докторе Хаусе и многом другом. Полный текст онлайн-интервью можно прочесть здесь: http://www.rama.com.ua/qa/interviews/view/36/
Родилась 31 января 1944 г. на хуторе Мелешковка Недригайловского района. В 1967 г. окончила Харьковский институт культуры и пришла в театр им. Щепкина, где работала до 2001 г.
Затем ТЮЗ, где она сйчас успешно работает режиссером.
В 1980 г. стала заслуженной артисткой УССР, в 1999 г. — народной артисткой Украины.
Любимый фильм: «12» Никиты Михалкова
Любимый сериал: «Исаев», «Ликвидация» Сергея Урсуляка
Любимая музыка: классика, джаз
Любимые ТВ-программы: театральные передачи канала «Культура»
[q]r: Расскажите о работе над новым спектаклем. [/q]
А.С.: Мы бьемся до упаду. Актеры ко мне относятся хорошо. Я их иногда довожу до какого-то исступления, они не понимают чего-то, но все-таки делают характеры. Это меня устраивает. Спектакль в нашей сценической редакции называется «Вот оно, счастье: ты и я».
[q]Родион: Какие еще спектакли Вы планируете поставить в ближайшее время? [/q]
А.С.: Ах! Если бы вы знали, что такое выпуск спектакля, когда вообще ни о чем не думаешь, кроме спектакля! Я очень устала, но не думаю об этом.
Это как роды. Женщина мучается в родзале и думает: больше никогда. Проходит время — опять рожает. Выпуск спектакля — большая нагрузка, но ты счастлив, когда она есть, и несчастлив, когда ее нет.
[q]Алексей: Отличие провинции от столицы: есть ли у театров в таких городах, как наш, возможность для полноценного творчества? [/q]
А.С.: Для полноценного творчества всегда есть возможности. Если человек серьезно занимается своей профессией и любит ее, то всегда есть возможность. Приведу пример. 1 и 2 ноября у меня на репетициях был Лёша ВЕРТИНСКИЙ с женой (она занимается оформлением декораций к премьере). Мы пошли курить, и он сказал: «Понимаешь, Саня, все, что я получил в театре Щепкина, где мы вместе работали, вот это у меня и есть. Ничего я в Киеве не приобрел». Он посмотрел наши репетиции — ему очень понравилось. Актеры слышат друг друга — все по науке.
Нечего думать, что мы провинция. Провинция у нас в голове.
[q]Инна: Должна ли быть государственная программа с приоритетным финансированием театров? [/q]
А.С.: Государственной программы никогда не будет в нынешней ситуации с нынешней властью. Когда поменяется власть, будет то же самое. Разве что Господь Бог сойдет с небес и будет второе пришествие — тогда что-то изменится. Не будет государственной программы, и слава богу, что нас не трогают, к нам не заходят власть имущие. У нас умный директор (Виктор КУЛЕМЗА), который умеет разумно вести свое хозяйство. А государственная программа — это сразу контроль, а нам (тьфу-тьфу-тьфу) платят зарплату, и зарабатываем на постановках — тихонько, легонько.
[q]Юрий: Что Вы вкладываете в понятие «актерское мастерство»?[/q]
А.С.: Если коротко, актерское мастерство — это умение тратить душу.
[q]Юлия: Правда, что среднестатистический зритель кричит «браво» и после хорошего спектакля, и после провального? [/q]
А.С.: Хороший вопрос. Развиваться людям надо, садиться за книжки, воспитывать себя. Не надо высшего образования, чтобы душа была развита. Надо научиться сострадать, любить, развивать свои чувства. Тогда не будет этого.
Часто встречаю людей, которые говорят: «Вот игра! Играют!» Это значит, игры не видно, идет пережим, переигрыш. Должно быть как у Пушкина: «Истина страстей и правдоподобие чувств в предполагаемых обстоятельствах».
[q]Маргарита: В Сумах неоднократно гастролировали российские театры. Как вы оцениваете уровень их постановок, особенно в сравнении с нашими? [/q]
А.С.: Это почти всегда халтура. Частные антрепризы. Я уже восемь лет работаю в ТЮЗе и в театр им. Щепкина не имею входа. На гастрольные спектакли хожу редко, т.к. билеты дорогие, а иногда даже не хочу. Но смотрела «Варшавскую мелодию-2» с Адой РОГОВЦЕВОЙ и ее дочерью — не произвело впечатления. Когда-то приезжала Татьяна ВАСИЛЬЕВА с моноспектаклем — шикарно. Рядовому зрителю трудно понять, в чем этот шик. Но это шикарная, рафинированная работа. Еще привозили украинскую антрепризу — ХОСТИКОЕВ, БЕНЮК — это было серьезно и с оформлением, а не, как бывает, скамеечку поставят.
[q]Раиса: Какая Ваша роль вам понравилась больше всего? [/q]
А.С.: Все роли запомнились больше всего. Каждая роль — это особый разговор. Не могу сказать, что я сыграла ЧТО-ТО. В каждый период было что-то. Сейчас, предлагая актрисам на репетициях ходы, я вспомнила «Звезды на утреннем небе», где играла алкоголицу. В антракте того спектакля сидела возле входа в театр, а мужчина навеселе подошел и спросил меня: «Где практику проходила?!» (Смеется.)
Сейчас ставлю спектакли для взрослых. Почему я не участвую в детских спектаклях?! Потому что есть труппа ТЮЗа, которая умеет и должна, это делает. Чего я полезу в сказки?! Они умеют играть зайчиков. Ну какой из меня зайчик?! Разве что Баба-яга! Так их полно в ТЮЗе.
[q]Максим: Не было ли у Вас звездной болезни? [/q]
А.С.: Звездной? Да черт его знает. Вроде бы нет, а может, кто-то скажет, что да. Каждый по-своему это понимает. Я с удовольствием занимаюсь своей работой, иногда даже до отчаяния, если что-то не получается. Я очень люблю свою профессию, все знают, что я трудоголик.
[q]Алексей: Вы любите Сумы? [/q]
А.С.: Когда я куда-то уезжаю и приезжаю обратно, то вижу, что это красивый город.