Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Море волнуется — джаз!

181

Международный фестиваль «Джаз Коктебель» подарил зрителям четыре дня блаженства

Георгий Дедулин,
Антон Короид

Что такое джаз, объяснить словами практически невозможно. Это не просто музыкальное направление или определенная манера игры на музыкальных инструментах. Чтобы понять джаз, его нужно слышать, видеть и чувствовать. Счастливчикам, находившимся в Коктебеле с 14 по 17 сентября, повезло — они познали четыре дня музыкального счастья, побывав на IV Международном фестивале «Джаз Коктебель». Были на мероприятии и сумские музыканты — в последний день на главной сцене праздника выступила группа «Арамис».

Фестиваль «Джаз Коктебель» появился в 2003 г. по инициативе известного российского журналиста Дмитрия КИСЕЛЕВА. По его словам с помощью музыки он хотел сделать мир лучше, оказав тем самым «сопротивление фанерной попсе». И за эти три года у Дмитрия и его единомышленников многое получилось! Каждый новый фестиваль становится интереснее, организованнее, а приглашенные музыканты «звезднее».

«Дороже» всех были, естественно, «хедлайнеры»: легенды мирового джаза барабанщик Билли КОБЭМ (Billy Cobham) и басист-виртуоз Стенли КЛАРК (Stanley Clarke), чей приезд обошелся фестивалю в треть бюджета ($100 тыс.). Собрать столько денег помогли спонсоры и сильные мира сего — глава Партии промышленников и предпринимателей Украины Анатолий КИНАХ и Секретариат Президента Украины в лице Олега РЫБАЧУКА и Анатолия МАТВИЕНКО. «Вообще-то, сначала я думал собрать $500 тыс., но переоценил свои способности по убеждению спонсоров. Хотя хватило и этого», — заявил Дмитрий Киселев.

И все за одного!

«Джаз Коктебель» в этом году собрал более 100 известнейших джазменов из 14 стран. Но как ни странно, несмотря на место проведения фестиваля, на нем выступили всего четыре украинских коллектива. Группу «Арамис» в Коктебель пригласили уже во второй раз. По словам лидера группы Владимира ПРИХОЖАЯ, такой «антиукраинский» подход к отбору участников фестиваля вызван, в первую очередь, раскрученностью зарубежных исполнителей и малой известностью наших. «Из джаза, как и из всей другой музыки, сейчас делают определенное шоу, поэтому стараются пригласить музыкантов, на которых придет зритель. Нас взяли, потому что уже знают и потому что мы подготовили авторскую программу (ее сумчане могли слышать на концерте «Арамиса» в ТЮЗе. — «r»). Обыгрывание джазовых стандартов было бы неинтересным», — считает он.

Высший пилотаж

Фестиваль проходил на двух сценах, расположенных в двухстах метрах друг от друга. Так что, когда заканчивалась программа на одной, до второй было идти совсем недолго. Первая сцена называлась «открытая» (на ней играли с 17.00 до 20.00), а вторая — «волошинская». Первые музыканты поднимались на нее в 20.00, а последние уходили глубокой ночью. Днем на сценах проходили саунд-чеки, которые тоже превращались в мини-концерты. «Сначала мы думали опробовать некоторые моменты, как звучат инструменты, а фактически пришлось доигрывать композиции от начала до конца. Просто люди стоят, и неудобно останавливаться. Да и нам это было не тяжело: звук очень хороший, аппаратура и инструменты на любой вкус. Нам так и говорили: можете не стесняться и просить ту аппаратуру, которую хотите», — говорит Владимир Прихожай.

Джазовый звездопад

Самым интересным днем программы фестиваля стал предпоследний. Выступавшие настолько завели публику, что небольшое похолодание никто не заметил.

Особенно понравилась публике самая известная женщина-трубач Саския ЛАРУ (Saskia Laroo) из Нидерландов. В Коктебеле она выступала вместе с рэппером с Кариб «Стьюлоксом» Энди Нинвалле, который строчил рэп с бешеной скоростью, успевая вплетать в речитатив Koktebel и Ukraine, чем доводил публику практически до экстаза.

Но все же главным действующим лицом вечера была не знаменитая трубачка. Больше всего зрители ждали выступление великого бас-гитариста и контрабасиста Стенли Кларка. Этот музыкант известен как непревзойденный мастер слэп-фанковой техники игры на бас-гитаре и играл со всеми ведущими джазменами конца XX в.: Гилом ЭВАНСОМ, Стэном ГЕТЦОМ, Артом БЛЭЙКИ, Жан-Люком ПОНТИ, Ал Ди МЕОЛОЙ и многими другими. Кроме этого, Стенли Кларк создал ряд совместных проектов, получивших широкую известность: The Clarke/Duke Project вместе с пианистом Джорджем Дюком и фьюжн-квартетом Return to Forever с пианистом Чиком Кориа. Ко всем вышеперечисленным заслугам стоит добавить то, что Стенли Кларк пишет музыку для фильмов («Перевозчик») и поп-исполнителей, таких, как Джанет ДЖЕКСОН.

Оправдал возложенные на него чаянья Стенли Кларк и в Коктебеле, выдав вместе со своими музыкантами сумасшедший шквал энергии. Они устроили несравненное шоу, основой которого был сам Кларк, творивший с бас-гитарой и контрабасом нечто невообразимое. «Это лучшее, что я слышал за последние годы», — делится впечатлениями известный украинский саксофонист Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ.

Кстати, в нынешнем составе группы Стенли Кларка есть и украинец, о чем легендарный басист несколько раз упомянул на сцене. Это — уроженец г. Умани 26-летний Руслан СИРОТА, который не так давно окончил университет в Беркли. Воззвание к патриотизму зрителей почти ни к чему не привело — так как большая часть присутствовавших приехала из Москвы и Питера, реакция на это заявление была довольно вялой.

Окончание концерта для Стэнли Кларка было триумфальным и в то же время трогательным. После выступления среди прочих поклонников к нему подошел киевский коллекционер винила и попросил расписаться на двух пластинках. Это были настоящие, выпущенные на Западе виниловые диски со вторым и шестым альбомами Кларка. Взяв их в руки, легендарный музыкант обомлел. Аккуратно вынув диск из обложки, он повертел конверт, достал пластинку, посмотрел дорожки, а потом пожал коллекционеру руку и сказал: «Теперь ты мой друг!»

Еще одна ступень

Сумской «Арамис» выступал в четвертый, заключительный день фестиваля. По словам Владимира Прихожая, они отыграли часовую программу на «открытой» сцене. Выступлением остались довольны. Понравились сумчане и зрителям. Один из них — Роман КИЕВИЦКИЙ, гитарист легендарной «Майи», считает, что «арамисовцы» выглядели очень хорошо и прозвучали одними из лучших.

В один день с «Арамисом» на «волошинской» сцене выступала еще одна мировая джазовая звезда — барабанщик Билли Кобэм. В отличие от Стенли Кларка, его «сэт» был менее экспрессивным и энергичным, хотя качество звучания было лучше. «Я такого в жизни не слышал, — такого звука, такой музыки, такой слаженности, такой игры», — восхищается лидер «Арамиса».

Вернувшись из Коктебеля, Владимир Прихожай загорелся идеей устроить джазовый фестиваль в Сумах. «Последний фестиваль проходил у нас в 1994-95 гг. Его устраивали Орест КОВАЛЬ и я. В начале следующего года хотим вернуть эту традицию — провести двухдневный фестиваль с хотя бы одной приглашенной звездой. В Коктебеле был разговор с Томашем МУЛКОЙ, с киевскими музыкантами. Из Москвы могли бы приехать Игорь БОЙКО, Сергей МАНУКЯН», — делится он планами.

Рекорды

Имена

Армстронг Луи Даниел по прозвищу Сэчмо (1901-1971). Американский джазовый трубач и певец. Организатор первых джаз-ансамблей в Новом Орлеане. В 1947 г. основал секстет «Все звёзды Луи Армстронга». Создал исполнительский стиль, отличающийся импровизационной свободой, ритмическим разнообразием. В Книге рекордов Гиннесса Армстронгу отведено место в двух номинациях. Одна из них — самый большой срок между первым и последним появлением в рейтингах. Луи Армстронг впервые появился в рейтингах «Биллборда» 6 апреля 1946 г. Последний раз он попал туда в 1988 г., через 17 лет после смерти, с синглом What a Wonderful World. Армстронг был включён в ещё более ранний рейтинг 1926 г. с композицией Muskrat Ramble, что удлиняет срок между появлением в рейтинге его первого и последнего хитов более чем на 61 год.
Фицджеральд Элла (1918-1996), американская певица. Выдающаяся исполнительница джазовой музыки, мастер вокальной импровизации (прозвана «первой леди джаза»). Выступала с крупнейшими исполнителями — Луи Армстронгом, Дюком Эллингтоном и др.

Самый продаваемый джазмен

Самый продаваемый исполнитель джаза — Кении ДЖЕЙ, который на сегодняшний день продал 55 млн. альбомов по всему миру. Он же записал самый продаваемый альбом джазовой музыки «Брифлесс» (1992), разошедшийся 12 млн. экз. Кении — лауреат множества музыкальных премий, включая Grammy, American music, Soul train и World music.

Самый дорогой фильм

Самым дорогим документальным фильмом в истории стал сериал «Джаз». Его снимали более 6 лет и потратили $13 млн. В сериал вошло 75 интервью, около 500 музыкальных фрагментов, 2,4 тыс. фотографий и свыше 2 тыс. фрагментов архивных киносъемок, часть которых никогда не демонстрировалась.

Самый дорогой джазовый инструмент

За самую высокую цену, $144,5 тыс., был продан саксофон, принадлежавший Чарли «Птице» Паркеру. Его продали 7 сентября 1994 г. на аукционе «Кристис» в Лондоне (Великобритания).

География

Коктебель (в переводе с тюркского «Долина Синих гор», «край голубых вершин») находится в 20 км от г. Феодосии. Его главная природная достопримечательность — Кара-Даг, единственный на всей европейской части нашей страны древний вулкан. Главный архитектурный памятник Литературно-художественный музей Максимилиана Волошина, созданный в его доме. Кстати, благодаря партнерам фестиваля «Джаз Коктебель» удалось собрать средства на капитальный ремонт дома-музея и обустройство прилегающей территории.