Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Деньги для агрессора на Сумщине

740

Школьники Сумщины будут ездить на российских автобусах, приобретенных у окружения экс-регионала
Несмотря на то что уже скоро третий год продолжается агрессия России против Украины, на прилавках сумских магазинов все еще можно встретить российские товары, торговые марки которых замаскированы под западные, – одежду, бытовую химию, продукты и тому подобное. Но теперь это мелочи – в 2017 г. школьники Сумской области будут ездить на российских автобусах, закупленных за средства как государственного, так и областного бюджета.
«Бойкотуй російське!»
Еще в 2014 г. в Украине стартовала кампания «Бойкотуй російське!» – тогда активисты повсюду развешивали стикеры со злобной матрешкой, вооруженной автоматом Калашникова. Они также раздавали листовки, в которых разъяснялось, что покупка российских товаров – это поддержка компаний страны-агрессора, которые платят налоги в российский бюджет. Из него финансируется российская армия, воюющая на Донбассе, и непосредственно террористы из т.н. «ДНР-ЛНР». Была и блокировка автозаправок российских компаний и многое другое. Доля российских товаров в Украине после этого упала, некоторые из них сменили торговые марки, замаскировавшись под западные или украинские. Со временем это движение сошло на нет, в 2017 г. отдаленно откликнувшись только акциями против банков с российским капиталом, да и то не всех. В связи с агрессией России Совет национальной безопасности и обороны Украины ввел против отдельных российских компаний санкции, но почему-то не счел нужным ограничить или полностью запретить покупку российских товаров хотя бы для нужд государственных органов и органов местной власти. Не сделал этого и Кабинет министров. Чуть позже вы поймете, к чему это долгое предисловие.
Под новым брендом
Еще 28 марта в системе Prozorro департамент образования и науки Сумской облгосадминистрации провел тендер на закупку школьных автобусов и по его результатам 12 апреля подписал договор с победителем – ООО «Радиал-Украина», зарегистрированным в Киеве. Согласно договору, компания поставит области 29 новеньких автобусов АС-Р 4234 «Мрія», которые так нужны школьникам районов. Ведь в последние годы сеть малокомплектных школ, в которых часто учатся 5-10 учеников, постепенно сокращается из-за экономии, поэтому потребность в перевозке детей в соседние населенные пункты, в которых размещаются базовые школы, только растет. Поставить автобусы компания должна к 10 августа, они обойдутся бюджетам всех уровней в значительную сумму – 41, 7 млн грн.
Несведущие в технике читатели наверняка пожмут плечами – что это за автобус такой -«Мрія», неужели в Украине появился новый производитель? Впрочем, гадать долго не стоит: «Мрія» – это всем известный российский ПАЗ, только сменивший имя для политкорректности, чтобы не мешать бизнесу. Производят его на ПАО «Павловский автобус», расположенном в Нижегородской области России. По словам киевского эксперта по вопросам транспорта Ивана ЧЕРНЫША, с которым мы специально связались, в таможенной декларации на ввоз этих автобусов в Украину значится название «ПАЗ-4234-04 с двигателем Евро-5». Иван Черныш уверен: из украинского в автобусе только название на борту – «Шкільний автобус» – даже в желтый цвет его красят еще в России.
Перегоняются автобусы в Украину своим ходом, есть даже фото 2013 г. стоянки таких автобусов в с. Алексеевка Белгородской области, которое обозначено как «излюбленная стоянка перегонщиков школьных автобусов в Украину». По словам Ивана Черныша, с тех пор, несмотря на войну, ситуация не изменилась. Косвенно это подтверждает и один из пунктов договора компании с департаментом образования и науки – там указано, что при поставке километраж на спидометре не должен превышать 1 тыс. км. Согласитесь, для обкатки новой машины с украинского завода многовато…
ПАО «Павловский автобус» входит в группу «ГАЗ», которая владеет 93,79 % акций. Владеет предприятием известный российский олигарх с давними украинскими корнями Олег ДЕРИПАСКА. Одна из самых последних новостей о нем, распространенная 21 марта 2017 г. французским агентством Associated Press, звучит так: «Бывший руководитель избирательной кампании президента США Дональда Трампа Пол Манафорт тайно работал на российского миллиардера Олега Дерипаску, чтобы продвигать интересы президента России Владимира Путина». Одна из бывших ключевых фигур ГАЗа – австриец Зигфрид ВОЛЬФ. Как еще в 2014 г. писало Die Presse, он «считается пробивным и опытным менеджером», но в Австрии его критикуют за «близость к российскому президенту Владимиру ПУТИНУ».
Разыграли на двоих
Но как же получилось, что в тендере победило ООО «Радиал-Украина» с фактически российскими автобусами? Кроме этой компании, заявки для участия подали еще две фирмы: «Иностранное предприятие «АИС-Полтава» и ЗАО «Черниговский автозавод», принадлежащее к украинской корпорации «Эталон». Однако черниговцев к тендеру тендерный комитет департамента образования и науки Сумской ОГА не допустил. Согласно протоколу, технические характеристики предложенных им автобусов расходились с заявленными в тендере по двум параметрам: департамент требовал, чтобы автобусы были произведены в 2016 г. и их двигатель соответствовал требованиям экологического стандарта Евро-5. По документам черниговцев, автобусы были произведены в 2015 г. и имели двигатель стандарта Евро-4. Согласно букве закона, тендерный комитет действовал правильно – с 1 января 2017 г. в Украину могут быть ввезены автобусы только с двигателем Евро-5. В итоге в тендере приняли участие только ООО «Радиал-Украина» и «АИС-Полтава». Последнее, судя по фото, выложенному в соответствующем разделе техдокументации, предлагало… такие же российские школьные автобусы «ПАЗ», даже не указывая их марку и производителя – по крайней мере, в технической документации ее нет. Таким образом, по марке автобусов конкуренция оказалась формальной. В ценовой же борьбе победило ООО «Радиал-Украина», предложив автобусы по 1,44 млн грн. за штуку. Намеченная сделка прошла по правилам, соответствует закону, и формальных претензий к ней вроде бы нет.
Однако журналисты интернет-издания «Наші гроші» считают, что этот тендер был разыгран между окружением Дмитрия СВЯТАША – ранее состоявшего в Партии регионов, а сейчас – в партии «Возрождение» и экс-нардепа от Партии регионов Василия ПОЛЯКОВА. Основателем киевской «Радиал-Украина» является ООО «Гармония» харьковчанина Владислава КУЛИКОВА. «Гармония» зарегистрирована в Киеве по пер. Балтийскому, 20 вместе с… ООО «Группа компаний «АИС». Владислав Куликов ранее руководил ПИИ «Автоинвестстрой-Брок» и ООО «АИС-Моторс» из этой группы.
Директором фирмы-соперника «Радиала» – «АИС-Полтава» является Вадим ВАШАК, который руководил ПИИ «Автомобильное общество «Автоинвестстрой-Полтава», зарегистрированном на Олега ШАБЛАТОВИЧА – бизнес-партнера жены Дмитрия Святаша Ларисы по «ПО «Авто-Холдинг».
Журналисты издания также утверждают, что Министерство образования и науки не рекомендовало органам власти закупать российские автобусы еще в 2015 г., однако Елена ПОПОВА, начальник департамента образования и науки Сумской ОГА, утверждает, что о такой рекомендации ей неизвестно.
Возможно продолжение
Однако есть существенная деталь, которая в будущем может поставить под сомнение такие победы. Дело в том, что полиция подозревает должностных лиц ГП «Украинский центр сертификации и защиты потребителей» и ряда частных структур в фальсификации данных о соответствии экологическим нормам школьных автобусов, которые закупают педагоги Украины. Следствие установило, что для растаможивания техники на территории Украины должностные лица «ПАЗ» предоставляют сертификаты с ложными данными. В частности, указывается, что их техника соответствует экологическим требованиям Евро-5, потому что автобусы с низкими показателями экологических норм с 1 января в Украине импортировать запрещено. Сертификаты соответствия двигателей «ЯМЗ 534230Е50» на автобусе «Мрія» стандартам Евро-5 выдавало этого года ГП «УкрЦВСЗПП». Сертификаты базировались на экспертизах Испытательного центра дорожно-транспортных средств ОАО «Запорожский автомобилестроительный завод». Следствие установило, что с апреля 2015 по апрель 2016-г. эти же двигатели на автобусах «Мрія» отвечали только стандарту… Евро-4. Тогда испытания проводило госпредприятие «Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт». Полиция подозревает, что должностные лица ГП «УкрЦВСЗПП», ОАО «Запорожский автомобилестроительный завод» и ООО «ПО«Авто-Холдинг» внесли ложные сведения о характеристиках автобусов. А это привело к незаконной регистрации в Украине автобусов «Мрія» и дальнейшей поставке их школам по всей стране. Когда данное дело из винницкой полиции попадет в суд и попадет ли вообще – неясно. А пока не только сумчане, но и педагоги из других областей Украины опосредованно продолжают финансировать бюджет России через налоги ПАЗа.
Комментарии:
Иван ЧЕРНЫШ, эксперт по транспорту: «Дело в том, что ценовое предложение украинских автомобильных заводов («Богдан», «Эталон», «Черкасский автобус») начинается от 1,5 млн за штуку. Поэтому, если область не хочет покупать ПАЗы, для тендера она может составить техническое задание, которое их отсечет. Но тогда заказчик получит жалобы в Антимонопольный комитет и другие госорганы, возникнет риск отмены тендера, то есть это очень сложно. Если же есть желание закупить ПАЗ, то не нужно ничего придумывать – предложение ООО «Радиал-Украина» будет самым дешевым, а значит, они гарантированно победят в тендере».
Елена ПОПОВА, начальник департамента образования и науки Сумской ОГА: «Все вопросы по закупке таких автобусов нужно задавать центральным властям. Все автобусы, которые предлагают легальные товаропроизводители на рынке, должны быть допущены до торгов, иначе это может быть квалифицировано как нарушение законодательства. Мы не можем этого допустить. Решать, какие товары допускать на рынок, должны компетентные органы. В прошлом году все четыре тендера, объявленные на закупку школьных автобусов, по разным причинам были отмены, ни одного щкольного автобуса мы не закупили. В этом году это первый тендер, результаты его никто не оспаривал».
Сергей Бондаренко, “Панорама” №18