Обезвоживание
Водная карта Сум будет меняться
Принято считать, что название нашего города произошло от найденных возле реки сумок с золотыми монетами. Однако есть и другая теория. Ее приверженцы переводят слово «Сумы» как «большая вода». Согласно этой теории, город назвали тюркские племена, которые время от времени проходили через наши земли. Дело в том, что в некоторых мусульманских языках, в том числе турецком, слово «вода» звучит как «су». Удивляясь тому, как много рек и озер собрано в одном месте, степные племена, не имеющие в своем распоряжении столько воды, назвали город Сумами. А мы воспринимаем эти природные ресурсы как должное, используем на полную катушку для всех нужд, не давая взамен ничего хорошего. Тем временем с каждым из сумских водоемов связано множество проблем, которые сказываются на всём, и даже ставят под вопрос возможность их дальнейшего существования.
Реки в плену бетона
Реки Стрелка и Сумка составляют бассейн Псла. Отток подземных вод оз. Чеха осуществляется и в сторону Псла, так что все сумские водоемы заключены в одну водную систему. «Стрелка и Сумка протекают через густонаселенные районы, а это влияет на них только негативно», — рассказывает заместитель мэра Николай СОТНИК.
По его словам, судьбы обеих рек были предрешены, когда их закрыли в бетонные стены. «В природе реки очищаются за счет меандр — изгибов и поворотов. Благодаря им скорость течения в реке меняется, взвешенные частицы оседают на поворотах, и дальше водоем становится чище. Заковав Сумку в бетон, в реке убрали природные изгибы, тем самым превратив реку в сточную канаву», — говорит Николай Сотник.
По его словам, водоем можно спасти, если убрать слой грязи и песка, который скапливается под мостами, и за счет этого углубить речку. Лучше всего с такой задачей могло бы справиться Роменское управление МЧС со своей техникой, с помощью которой в прошлом году р. Псел удалось углубить с 0,7 до 3 м в районе Харьковского моста. Однако помощь роменчан стоит около 80 тыс. грн., а таких денег пока нет. «Экологический бюджет города пополняется большей частью за счет ОАО „Химпром“. Сейчас предприятие переживает не лучшие времена и денег отчисляет мало», — рассказывает заместитель мэра. По его словам, экологический бюджет города во втором полугодии составит около 600 тыс. грн.
По словам специалиста отдела экоконтроля водных объектов Госэкоинспекции в Сумской области Виталия ЛИТВИНА, водоемы г. Сумы больше всего страдают от бытового мусора. И больше всего в летний период, когда на берегах Псла появляется большое количество отдыхающих. Другая проблема — ливневые воды, которые несут с дорог пыль и остатки нефтепродуктов. Также экологи постоянно бьют тревогу по поводу мойки автомашин на берегах водоемов. В 2009г. инспекция выявила 14 таких нарушений. Автолюбители заплатили штраф от 85 до 136 грн. каждый.
Озеро наступает
Пятый год в огороде 69-летнего сумчанина Егора Андреевича ЛЕМИШКО, живущего по ул. Тихорецкой, 9, вместо картофеля растет камыш. Сам хозяин без резинового комбинезона и резиновых сапог на свои десять соток не ходит — в некоторых местах здесь воды по колено. Так выглядят огороды у жителей нечетной стороны ул. Тихорецкой, ул. Тихой, пер. Тихорецкого и ул. Плеханова. Егор Андреевич рассказывает, что в камышах живет семейство диких уток — хоть бери ружье и иди на охоту. А по вечерам слышно кваканье лягушек. Он вспоминает, как несколько лет назад десять соток кормили его семью и семьи двух сыновей. Но после того как весной 2005 г. огород затопило, здесь ничего, кроме камышей и ряски, не растет. Теперь с трудом верится в рассказ садовода-любителя о том, что в 70–80 гг. летом в его огороде от жары трескалась земля, так что приходилось щедро поливать участок.
Егор Андреевич живет на ул. Тихорецкой больше сорока лет. Говорит, что такого паводка, как четыре года назад, давно не было. С тех пор талые воды сошли не раз, но вода с огорода не убывает. Подтоплен не только участок, но и две теплицы и погреб. «В теплицах я выращивал огурцы и помидоры — раньше в июле на столе всегда были свои овощи. Теперь все приходится покупать на рынке», — сокрушается хозяин. В погребе Егор Андреевич сделал высокие полки. Только теперь хозяева в погреб не спускаются — до банок с консервацией только руку протянуть. Но больше всего хозяину жаль сад, который погиб в первый год подтопления, — семь яблонь и девять кустов смородины. А раньше хозяева собирали до десяти ведер этих ягод. Пришлось спилить также грушу и грецкий орех.
В первый год затопления он вырыл в огородах траншеи, в которые стекала вода. Но это не помогало — стоило копнуть на глубину лопаты, как вода появлялась. Воду в подвале Егор Андреевич пробовал откачивать насосом. Вспоминает, как в прошлом году выкачал за два часа больше десяти кубометров воды. Пока отлучился на полчаса, чтобы пообедать, нашел насос плавающим на поверхности воды.
От воды пострадали не только огороды, но и жилые дома. Егор Андреевич показывает в доме несколько трещин, которые появились за последние четыре года. Самая большая трещина в стене, граничащей с огородом. В доме также отсырели внутренние стены, так что кафельная плитка стала потихоньку отставать от стен.
Жители ул. Тихорецкой подтопление своих огородов связывают со строительством автокооператива в районе школы №24. И сроки начала строительства как раз совпали с первым подтоплением — тоже в 2005 г. Люди уверены, что во время строительства была уничтожена хорошая дренажная система. Дренаж якобы проходил под школой и уходил в ливневую канализацию. Однако, как пояснил директор Сумского филиала института «Днепрогидроводхоз» Василий ПОЛИЩУК, ул. Тихорецкая страдает от собственных вод — талого снега и осадков. Подземные воды в этом месте не успевают уходить в бассейн оз. Чеха, уровень которого за последние четыре года стал выше на 1,5 м. В июне силами «Горводоканала» на ул. Тихорецкой откачали воду, так что уровень понизился на 40 см. Однако местные жители отмечают, что после обильных ливней в июле вода снова прибыла.
По словам начальника городского управления капитального строительства Виталия ШИЛОВА, участков, подобных ул. Тихорецкой, в нашем городе немного. Жители еще на двух улиц — Сергея Лазо и Конотопской — жалуются на то, что их огороды залиты водой. На этих улицах участки затопляются не подземными водами, а из-за засорившихся участков водоемов — р. Стрелки и ручья Безымянного. Люди жалуются два раза в год — весной, когда тает снег, и осенью, во время сильных дождей. Виталий Шилов уточняет, что жалобы поступают с периодичностью в два года — именно столько времени нужно, чтобы водоемы снова загрязнились. Причем рабочие убирают в основном бытовой мусор.
Жители ул. Тихорецкой и Плеханова страдают от грунтовых вод оз. Чеха. Однако, как пояснил Виталий Шилов, частично виноваты они сами, т.к. поднимат уровень дороги возле своих домов. По его словам, на этих улицах из года в год слой насыпи на дорогах становится все выше, из-за чего сточные воды стремятся вниз к жилым домам и огородам. С грунтовыми водами в этом районе коммунальщики решили бороться с помощью насосной станции — три насоса будут выкачивать воду с затопляемых участков. Виталий Шилов считает, что это решит проблему жителей ул. Тихорецкой. Для установления станции понадобится 340 тыс. грн., выделение которых зависит от депутатов горсовета. Решение о выделении этих средств будет выноситься на сессию горсовета 22 июля. Если станцию построят, жители смогут в комфортных условиях пережить осень и зиму. Еще 222 тыс. нужны на мелиоративные работы и приведение в порядок дороги. Эта сумма будет выделена позже.
По словам Виталия Шилова, очистительные работы на ручье Безымянном, воды которого затапливают участки жителей ул. Конотопской, запланированы в августе этого года. О деньгах, необходимых для очистки ручья, пока в УКСе не говорят — подсчитывают затраты. В одном здесь уверены: мусор на всем участке уберут, а водоем очистят от прибрежных кустарников.
Речка-вонючка
Если повышение уровня воды в сумских водоёмах беспокоит тех, кто живёт в непосредственной близости к ним, то превращение наших рек и озёр в свалку горожане, кажется, воспринимают как должное. Под одним из мостов через р. Сумку в центре города лежит ржавый холодильник. Пока что это самая крупная находка из того, что экологическая служба обнаружила в сумских водоемах. Обычно под мостами скапливается мусор попроще — бутылки, пакеты, иногда какие-то части одежды, обувь и т.д. Человеческая деятельность привела к тому, что из обычной речки, которую когда-то рассматривали даже как судоходную, Сумка превратилась в обмелевшую канаву на грани высыхания. Месяц назад от полноводной речки остался тонкий ручей.
В июне этого года уровень воды в Косовщинском водохранилище резко понизился почти на 30 см. Из-за этого на несколько дней полностью обмелела р. Сумка, которая питается от бассейна Косовщинского водохранилища. Сумская межрайонная природоохранная прокуратура расследует причины понижения уровня воды. Но живым организмам, живущим в р. Сумке, это вряд ли поможет — рыба вся вымерла и белые лилии, высаженные прошлой осенью, не взошли. Цветы Nymphea alba, занесенные в Красную книгу Украины, должны были появиться в Сумке как раз этим летом. Инициатор высадки лилий пенсионер Виктор КОСТЕНКО давно мечтал, чтобы белые лилии росли в центре Сум. Сам он выращивал эти цветы у себя дома на Барановке. Теперь цветов никто не увидит. К счастью, за последние дни уровень воды в Сумке все же удалось поднять — благодаря дамбе на Низовской ГЭС и дождям, которые пополнили все водоемы. Однако то, что случилось единожды, может повториться снова, особенно учитывая, что речке лучше не становится.
Обмелеть может не только Сумка, но даже Псёл, так как с 1952 г. уровень воды в реке в черте города поддерживается дамбой Низовской ГЭС. Она расположена в 20 км от города вниз по течению. Там уровень воды поднят на 4 м. Владелец дамбы ООО «Сумыоблэнерго» обеспечивает ее рабочее состояние, однако уже лет пятнадцать говорят об аварийности гидротехнического сооружения. Как сообщили на предприятии, готов проект ремонтных работ на дамбе. Однако главное управление экологии не дает ему хода, ссылаясь на то, что последствия резкого спуска воды в Псле еще не изучены. Как пояснил Василий Полищук, все, что может постигнуть р. Псел в черте города, это снижение уровня воды на 40 см. Живые организмы от этого не пострадают, а вот на водных скважинах предприятий, таких, например, как «Сумыхимпром», это может сказаться.