Тарифные басни
Тарифы повысят с 1 сентября, хотя общественность и против этого
Тарифы на тепло и горячую воду увеличат. Причем теплоснабжающие организации «подкорректировали» ранее обнародованные проекты тарифов на величину затрат: теперь потребители КСПУ за отопление 1 кв. м жилой площади будут платить 4,46 грн. (а не 4,01 грн., как предполагалось ранее), а потребители «Сумытеплоэнерго» — 4,94 грн. (а не 4,49 грн.). Содержание 1 кв. м жилой площади обойдется сумчанам от 0,8 до 1,2 грн. в зависимости от типа дома.
За горячую воду в месяц с одного человека нужно будет платить 27,99 грн.
Самое драматичное в этой ситуации то, что никто не может сказать со стопроцентной уверенностью, что каждая копейка из составляющей тарифа оправдана.
Почему, например, в тарифе на тепло — разные составляющие? Почему в тарифах КСПУ составляющая газа увеличилась с 61,78% до 71,3%? Почему в тарифе ООО «Сумытеплоэнерго» есть такая составляющая, как «отчисления на соцмероприятия»?
Если верить заместителю начальника городского управления экономики Елены НЕРЕВЯТКИНОЙ, в процессе согласования городскому управлению экономики удалось уменьшить тарифы на 8-13%. «Затратная часть по КСПУ уменьшена на 400 тыс. грн., по «Сумытеплоэнерго» — на 5 млн. грн.», — заявила она. Интересно, что это за затратные части, которые так легко корректировать, да еще и на такую сумму?
На общественных слушаньях многие выступающие говорили о том, что чувствуют себя обманутыми. Что в тарифах есть масса скрытых резервов, позволяющих уменьшить сумму. Бывший директор ГКП «Горводоканал» Николай СОТНИК предложил провести аудит и лишь после этого повышать тарифы. «Почему население должно оплачивать нерадивость руководителей коммунальных предприятий?» — спрашивали горожане.
Ответов на свои вопросы они так и не получили. И мэр Геннадий МИНАЕВ, и его заместители неоднократно заявляли о том, что тарифы повышать необходимо. Мол, 6 лет в городе велась популистская политика, при которой предприятия теплоэнергетики были поставлены на колени. И ЖЭКи, бедные и несчастные, с такими тарифами не могут выживать. «Для поддержания их штанов» горожане должны платить в четыре раза больше, но почему-то практически все сомневаются, что работа этих предприятий улучшится.
Люди пришли — и ничего
На общественных слушаниях присутствовали около 500 горожан, если быть точными — 473, среди которых представители 51 общественной организации, 20 депутатов городского, один депутат областного совета, представители коммунальных предприятий и властных структур.
Финал был предсказуем — люди крайне негативно отнеслись к именно такой перспективе повышения тарифов. После того как выяснилось, что резолюция общественных слушаний принята за основу (127 голосами «за» при 118 — «против»), наиболее нетерпеливые горожане с криками «Ганьба!» стали покидать зал. За резолюцию в целом так и не проголосовали.
Впрочем, уже в понедельник выяснилось, что подобное поведение общественности ни на что не влияет и ничего не меняет. Общественные слушания носят рекомендательный характер. Окончательное решение принимает исполком. Как заявил мэр города Геннадий МИНАЕВ, юристы дали свое заключение — общественные слушания состоялись. «Резолюция принята за основу. У нас есть предложения, и мы их напечатаем», — заявил мэр на пресс-конференции 21 августа.
В общем, никто не сомневается, что на заседании исполкома 29 августа проекты новых тарифов будут утверждены. Горожане, правда, грозятся не платить, называя предоставленные им расчеты «филькиной грамотой». Тепловики дружным хором заявляют, что непринятие тарифов приведет к срыву отопительного сезона 2006-2007 годов. Сотрудники ПЖРЭУ живут в предвкушении больших приходов.
Скажите, будет ли заместитель мэра, куратор сумской коммуналки Николай ДЕНИСЕНКО, чья жена возглавляет это частное предприятие, выступать против повышения тарифов и тщательно проверять расчеты предприятий?
Разве это ему выгодно? Добавим также, что доклад социальной службы, который, по идее, должен был бы сделать акцент на незащищенных слоях населения и подсластить тарифную пилюлю, был неубедителен. То есть свои козыри мэрия либо не использовала, либо использовала слабо. Корпоративные интересы тепловиков и ЖЭКов мало волнуют сумчан, жителей города волнуют качественные услуги за предлагаемую оплату. А здесь, судя по всему, у мэрии есть серьезные недоработки.
КСПУ
А теперь, собственно, та информация, которую предприятия захотели продемонстрировать общественности. ООО «Дирекция Котельной северного промузла» поставляет тепло и горячую воду потребителям северной части г. Сумы. Котельная обслуживает 311 жилых домов, отапливаемая площадь которых составляет более 1151 тыс. кв. м; 27 тыс. лицевых счетов по отоплению, 22 тыс. лицевых счетов по горячему водоснабжению, а также более 300 потребителей — юридических лиц.
Заместитель директора ООО «Дирекция Котельной северного промузла» Ирина РЫБАЛЬЧЕНКО считает, что от повышения тарифов никто не пострадает. Мол, законодательством предусмотрена субсидия для тех, кто не может платить за коммунальные услуги в полном объеме. «Потребители оплачивают 15% или 20% от совокупного дохода семьи. С 2000 до 2006 года количество потребителей, получающих субсидии, уменьшилось в 5 раз. Если в 2001 г. субсидиями пользовались 5544 потребителей, то в 2006 г. — лишь 1050. Мы провели мониторинг, предлагаемый тариф — минимальный», — заявила она.
В предоставленных расчетах, по данным предприятия, для населения заложена рентабельность 3%, для бюджетных организаций — 15%, для прочих — 25%.
Как сообщила Ирина РЫБАЛЬЧЕНКО, необходимость повышения тарифов обусловлена увеличением стоимости природного газа для производства тепловой энергии. Для населения с ноября 2000 г. — с 192,5 грн. (за 1000 куб.м.) до 571,67 грн. (за 1000 куб. м) на 1.07.2006 года (в 2,97%), увеличением стоимости электроэнергии с 162 грн. до 299 грн. (за 1000 КВт, на 84,57%), увеличением минимальной заработной платы более чем в 3,5 раза по сравнению с 2000 годом.
»Сумытеплоэнерго»
ООО «Сумытеплоэнерго» поставляет тепло и горячую воду потребителям в 1287 жилых домов, отапливаемая площадь которых составляет более 4028 тыс. кв. м; свыше 59 тыс. лицевых счетов по отоплению, более 43 тыс. лицевых счетов по горячему водоснабжению, а также более 2700 потребителей — юридических лиц.
Представитель ООО «Сумытеплоэнерго», чтобы смягчить «пилюлю», заявил, что предприятие постоянно работает над внедрением энергосохраняющих технологий.
«Мы готовы буквально через полгода пересматривать свои тарифы. Предприятие проводит много изысканий для уменьшения затрат, топливной составляющей. Когда это состоится, мы можем пересматривать тарифы в меньшую сторону. Естественно, если произойдет стабилизация цен на энергорынке», — заявил он.
Леонид ПЛЯЦУК заметил, что предприятие с сентября прошлого года не получило ни копейки со счетов 4,5 тыс. абонентов. На это присутствующие в зале заметили, что, видимо, для компенсации этих потерь и задумано повышение тарифов.
Обслуживание домов
В июне горсовет утвердил Порядок предоставления населению услуг по содержанию домов и придомовых территорий. Согласно этому документу, тарифы на оплату коммунальных услуг будут устанавливаться отдельно для каждого дома и согласовываться с советом дома или его собственником. Перечень услуг, оказываемых потребителям, коммунальщики хотят привязать к техническому состоянию жилища и уровню его благоустройства. Стоимость содержания конкретного здания будут определять ЖЭКи с учетом трат на запланированные текущие ремонты и необходимые санитарные мероприятия.
Согласно проекту решения исполкома, максимальная цена на обслуживание 1 кв. м жилой площади для одно-, двухэтажных домов без удобств составит — 0,8 грн., для одно-, двухэтажных домов с удобствами — 0,86 грн., до 5 этажей — 0,93 грн., 6-9 этажей — 1,14 грн., более 9 этажей — 1,2 грн., общежития до 5 этажей — 1 грн., 9-этажного общежития — 1,2 грн.
В предыдущих номерах мы достаточно подробно останавливались на том, что предлагают сумчанам обслуживающие организации. Такая вот игра: выбери себе услугу и заплати за нее. Есть одно «но». Тариф должен повыситься с 1 сентября. Как все понимают, ни один из домов не выбрал себе услуги, но очень скоро должен будет за них заплатить. Городские власти обещают, что жители смогут контролировать работу жилищных организаций. Но как? С помощью мифической инспекции или еще как-то? Или со всеми потребителями будут заключены договора? Другими словами, механизм защиты населения от произвола ЖЭКов не отработан.
Не стоит тратить силы и нервы, чтобы констатировать очевидное: социальное возмущение назревает, но городские власти к нему подготовились крайне плохо.
Письма в редакцию
Сумчанка Евгения ВЫРАСТКОВА обратилась с письмом к мэру города Геннадию Минаеву:
«Поспешность, с которой городская власть пытается принять это необоснованное решение, нас не может не волновать. Мы понимаем, что техническое обеспечение предприятий коммунальной сферы и заработную плату сотрудникам коммунальных учреждений (кроме руководителей, которые, считаем, получают достаточно большую зарплату) надо поднимать, но не сразу и не в несколько раз! Принимать предлагаемые тарифы нельзя, иначе в этом случае по Вашей милости нас ожидает катастрофа!».
Сумчанин Виктор КЛИСЕНКО предлагает мэру, исполкому и жилищно-эксплуатирующим предприятиям (организациям) заключать договора с советом дома или каждым жителем, независимо от того, создано объединение собственников или нет. В договорах необходимо указать конкретные нормативы затрат и внести уточнения в размер тарифов и объем услуг:
«Уборка придомовой территории — при необходимости, но не менее одного раза в неделю; вывоз мусора — при необходимости, но не менее одного раза в неделю; техническое обслуживание инженерных сетей, элементов конструкций дома — постоянно, на протяжении года; техническое обслуживание вентиляционных каналов — не менее двух раз в год; электроэнергия на коммунальные нужды — согласно показаниям счетчиков, но не больше 0,12 грн./кв.м и т.д.» Виктор Клисенко предлагает перечень выполненных работ заносить в «Журнал технического состояния дома». Записи подтверждаются как сотрудниками ЖЭКа, так и подписями доверенных лиц от жильцов. По окончании года обслуживающая организация отчитывается перед жильцами и при необходимости делает перерасчет.
Если бы общественные слушания были подготовлены более тщательно, то подобные рацпредложения жителей города вполне могли стать предметом серьезного обсуждения и рассмотрения мэрией. Однако воля громады — пока не закон для влады. Увы.