Лариса Денисова: “Старалась держать марку и быть человеком”
Бактериолог Центра службы крови Лариса Денисова отдала работе 56 лет
Мир меняется ежесекундно. То, что казалось невозможным вчера, сегодня становится обыденностью. То, что сегодня является вершиной прогресса, завтра окажется безнадежно устаревшим. Есть люди, которые успевают меняться вместе с миром, которые сами меняют этот мир. Люди – легенды.
Именно такого человека, Ларису Федоровну Денисову, провожали на пенсию в Сумском областном центре службы крови 4 августа. 56 лет отданных Центру крови, 56 лет открытий и изменений, 56 лет служения людям. История её жизни и работы – это, в общем-то, история становления Службы крови нашей страны.
В службу крови Лариса Федоровна пришла в 1959 году, с отличием окончив Сумской пединститут по специальности “химия, биология и сельское хозяйство”. К выбору профессии ее подтолкнула книга “Охотники за микробами” – в ней так увлекательно рассказывалось про изучение разнообразных микроорганизмов, что тогда еще молодая девушка очень-очень сильно захотела стать одним из таких охотников. Поэтому, получив предложение работать на станции переливания крови врачом-бактериологом, Лариса Федоровна, не раздумывая, его приняла:
– Это был период становления службы крови, – рассказывает она. – Многому приходилось учиться на ходу. Бывало, ночи не спали, искали в научной литературе то, что могло пригодиться. Тогда станция переливания размещалась на территории областной больницы в здании барачного типа, в коллективе было около 25 человек. Кровь не перерабатывали, набирали в большие стеклянные ампулы, запечатывали их резиновыми крышками. Хранилась она в таком виде, конечно, недолго. Единственное, что отделяли от крови – отстоянную плазму. Нашей задачей был постоянный контроль стерильности забора крови и самой крови в ампулах, ведь если в ампулу попадали микроорганизмы, кровь для переливания уже не годилась. Если кровь “росла” – нужно было искать причину. Я была врачом-бактериологом, потом заведовала баклабораторией, которая занимала одну комнатушку в этом здании. Руководила станцией переливания крови тогда Вера Васильевна Грабовская. Она уже умерла, но успела получить звание заслуженного врача Украины. Она была учителем, наставником всего коллектива, учила нас не только выполнять работу, но и преодолевать трудности, работать одной командой, стоять друг за друга. В институте я не участвовала в общественной жизни – а Вера Васильевна сразу сделала меня секретарем комсомольской организации, редактором стенгазеты, потом я была руководителем профкома. Мы решали все проблемы своих сотрудников – квартирные вопросы, садики, семейные какие-то ситуации, медпомощь, одну сотрудницу возили в Киев на операцию… Вместе работали и над обустройством в новом здании в Гражданском переулке – насадили сады вокруг, благоустроили территорию – все делали сами. Потом осваивали технологию высушивания плазмы для ее длительного хранения – это было что-то совершенно новое тогда. В это время я вышла замуж, потом родилась дочь…
Веру Васильевну сменил новый главврач – Виктор Афанасьевич Любчак, и у нас начался новый период. Мы учились производить новые компоненты крови, которые тогда еще редко где производились во всем Союзе. Не было подробных рекомендаций, все приходилось постигать своими силами, изучать, вникать, искать правильные пути. Начали производить альбумин, гамма-глобулин, фибриноген (для этого очень много работал сын Веры Васильевны Константин), гемостатическую губку из мозга внезапно погибших людей – она пользовалась огромным спросом в медучреждениях, как и остальная наша продукция. Некоторые из этих препаратов мы сейчас уже не производим – нет возможности. А тогда медучреждения буквально воевали за препараты крови, которые мы производили, требовали увеличения производства. Все это нуждалось не только в особенных технологиях, но и в соблюдении строжайших правил асептики и антисептики, это было основой нашей работы. Нарушение стерильности было ЧП, оно ставило под удар результат работы всего коллектива, поэтому такие случаи разбирали на собраниях, искали причины, принимали меры. Мы перебирали десятки препаратов, чтобы добиться полной стерильности, например локтевого сгиба доноров… Примерно в это же время я стала донором и сама – родители старели, чтобы съездить в Ромны им помочь, нужен был отгул, который предоставляется донорам. Несколько раз пришла ради отгулов – а потом втянулась, понимая, как нужна кровь. Ведь бывало так: конец рабочего дня, в больницу кто-то попал, срочно нужна кровь определенной группы, обзванивать доноров некогда – значит, идут сотрудники. Так и сдавала кровь до 60 лет, получила звание Почетного донора. Всегда старалась работать, держать марку и быть человеком…
Сейчас в Сумском областном центре службы крови опять перемены. Идет большая реконструкция, появляется новое сложнейшее оборудование, продукция Центра должна соответствовать высочайшим европейским стандартам. Для сотрудников Центра крови – это вызов. Но молодому коллективу есть на кого равняться: Ларисой Федоровной Денисовой уже внедрен высочайший человеческий стандарт преданности работе и служения людям.
– Я искренне желаю своим молодым коллегам достичь больших успехов в становлении новых стандартов. Конечно, я всегда готова им помочь своим опытом и знаниями, если это понадобится. Очень хочу, чтобы наш Центр крови был на высоте и мог помочь всем нуждающимся – говорит Лариса Федоровна на прощанье.
Как будет выглядеть ее жизнь без любимой работы, которой отдано 56 лет , она все еще не представляет. Зато ее пятилетний правнук с нетерпением ждет возможности проводить больше времени с бабушкой.