Суми: новини, події, коментарі

Нотехс - будівництво у Сумах

Школьные истории

2,489

На рубеже XIX-XX вв. в Сумах действовало более двух десятков учебных заведений разного уровня. До наших дней сохранились здания только нескольких из них. В некоторых по-прежнему располагаются учебные заведения.

Эльвира Мамонтова

В 60-х годах XIX в. в Сумах активно развивалась система образования: того требовали экономические реформы, внедряемые российским правительством. Государству требовались образованные люди.

И потому во всех губерниях стали открывать новые школы, гимназии и училища. Не был исключением и уездный город Сумы. Уже в начале 70-х годов в городе действовали две гимназии: Александровская мужская гимназия и первая женская.

Мужская половина

Первой в 1873 г. была открыта мужская гимназия, получившая название Александровской — в честь императора. Образовалась она из существовавшей до этого прогимназии.
В августе 1869 г. земская управа за 2 тыс. рублей приобрела у купца ГОНТАРЕВА усадьбу под названием «Карповская» на ул. Троицкой, чтобы на этом месте построить дом для прогимназии. Уже в следующем году начались занятия в прогимназии. Спустя три года статус учебного заведения повысили до гимназии, в связи с чем дополнительно ввели три высших класса — по одному каждый год.

В начале XX в. в мужских гимназиях был популярен футбол. Три самые известные команды — кадетская «Спарта», гимназическая и завгородняя — постоянно выясняли, кто сильнее

Комплекс сооружений Александровской мужской гимназии возводился постепенно на протяжении второй половины XIX в. В 80-е годы рядом со зданием гимназии был построен пансион на 40 человек для иногородних учеников. Благодаря остроконечным башенкам, зубцам, стрельчатому порталу и таким же окнам, здание напоминало средневековый замок. Позднее была построена и больница.

Мальчиков, среди которых большинство составляли сумчане, обучали русскому и церковнославянскому языкам, латыни, греческому, французскому и немецкому языкам, логике, русской и общей истории, географии, математике, физике, чистописанию, черчению и рисованию. Закон Божий преподавался священниками трех конфессий: православной, римско-католической и лютеранской. Многие ученики были недовольны качеством преподавания и высмеивали нудные переводы с латыни и греческого и непрофессионализм учителей, но аттестат зрелости, полученный после окончания Александровской гимназии, открывал дорогу для поступления в любой Российский университет или на государственную службу. Ученики, окончившие гимназию с золотой или серебряной медалью, получали чиновничий чин первого класса сразу же после поступления на госслужбу.
К концу первого десятилетия XX в. единственная мужская гимназия не вмещала всех жаждущих знаний — около 40% претендентов оказывались за ее дверьми. Потому в 1907 г. была открыта вторая мужская гимназия. Располагалась она в двухэтажном доме на ул. Петропавловской, напротив здания Дворянского собрания. Оснащена была по последнему слову техники: центральным отоплением и электричеством. Не хуже была и учебная база: обширная библиотека, всевозможное оборудование и материалы. За гимназией закрепилось название Измайловской по имени ее основателя и главы попечительского совета Николая Ильича ИЗМАЙЛОВА.

Просуществовала она до Октябрьской революции. В советское время в здании бывшей Измайловской гимназии располагалась средняя школа №1, затем — детская музыкальная школа №1. В конце 90-х сюда переселился отдел декоративно-прикладного искусства краеведческого музея, затем оно было отдано в ведение городского УВД. Примерно год назад здание перешло во владение банку, наконец-то было отреставрировано и получило новую жизнь.

Барышни в синем

В 1873 г. в Сумах была открыта и первая женская прогимназия, преобразованная вскоре в гимназию. На улице Соборной Сумским земством был приобретен участок для постройки двухэтажного здания гимназии. От желающих учиться не было отбоя, и в 1896 г. земство выделило 15 тыс. руб. на расширение помещения.

В лучшем женском учебном заведении города учились дочери богатых дворян и купцов, но принимали также и детей из бедных семей, для которых были учреждены благотворительные стипендии. Содержалась гимназия на средства Министерства образования и Сумского земства, а также частные пожертвования. К примеру, Иван ХАРИТОНЕНКО пожертвовал неприкосновенный капитал в 5 тыс. руб., проценты от которого отчислялись на содержание гимназии.

Гимназистки получали разностороннее образование и после окончания восьмого, класса получали начальное учительское образование и имели возможность преподавать. Эту гимназию окончила жена Максима Горького Екатерина ПЕШКОВА.
В народе первая гимназия получила прозвище «синей»: такого цвета были форменные платья учениц.

Тайны женской гимназии

Вторая Сумская женская гимназия в Сумах была открыта в 1903 г. В городе ощущалась потребность во втором женском учебном заведении. Например, из 66 девочек, допущенных к экзамену весной 1902 г. и еще 15–20 сдающих экзамены осенью, были приняты в гимназию только 40. Остальные 40–45 оставались не у дел.

Об этом начальница женской гимназии ШТРИК докладывала Сумскому уездному предводителю дворянства Илье Дмитриевичу ТРАСКИНУ весной 1903 г. Он не остался равнодушным к проблеме, и уже 27 мая того же года обратился к Харьковскому губернатору с просьбой учредить в Сумах комитет для изыскания средств на открытие второй женской гимназии. Расположилась она рядом с Александровской мужской гимназией — в арендованном у лютеранской общины доме на той же Троицкой улице.

В 1917 г. на основании Указа СНК УССР вторая женская гимназия была преобразована в передовую школу.

В 1942 г. во дворе бывшей гимназии были расстреляны две девушки из подпольной партизанской организации — Мария БАДАЕВА и Валя СТЕПАНОВА

Здание бывшей второй женской гимназии, выкрашенное в скромный серый цвет, хранит страшные тайны. По словам коренной сумчанки, краеведа Риты СЕРГИЕНКО, во время ВОВ здесь располагался лагерь для пересыльных, куда свозили пленных и раненых советских солдат. С них снимали советскую форму, одевали в лохмотья и деревянные башмаки. Пленных было так много, что помещались они стоя. Их развозили по другим лагерям, расстреливали, сжигали. Братские могилы рыли прямо на территории концлагеря. Об этом страшном лагере в 1943 г. в газете «Красная звезда» писал Илья ЭРЕНБУРГ.

Во время освобождения Сум здание было разрушено. После войны — отстроено, но уже без архитектурных «излишеств» в виде шпилей. До середины 70-х гг. здесь располагался педагогический институт, затем — общеобразовательная школа №8, теперь — Александровская гимназия.

Справка

Александровскую мужскую гимназию окончили многие известные люди. К примеру, литературовед и критик, активист революционного движения в Сумах в 1902–1903 гг. В. ПЕРЕВЕРЗЕВ; ученый-артиллерист И. ДРОЗДОВ; поэт-футурист Давид БУРЛЮК; известный литературовед, исследователь жизни и творчества Шевченко Павел ЗАЙЦЕВ; член-корреспондент АН УССР, талантливый хирург-ортопед, директор Украинского научно-исследовательского института ортопедии и травматологии, названного в его честь, Михаил СИТЕНКО.

Как это было

Первые на Руси
На Руси учебные заведения именовались училищами, а слово «школа» вошло в обиход в XIV в. Уже в первой половине XI в. появилась дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 г.

Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам. В 1086 г. в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы. К примеру, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях.

Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.
Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в XIII-XV вв. роль хранителей и распространителей образования.

Родом из Греции
Термин «гимназия» заимствован из Древних Афин (греч. gymnasion) государственное учебно-воспитательное учреждение в Древней Греции. Наибольшего расцвета гимназия достигла в V-IV вв. до н.э. Гимназии предназначались для физических упражнений, но позже превратились в своеобразные центры общения.

Впервые гимназией была названа средняя школа, открытая в Страсбурге в 1538 г., а в XVI-XVIII вв. гимназии стали возникать во многих городах Германии. В XIX в. гимназиями назывались средние школы для мальчиков в Германии, Голландии, Греции, Дании.

Первая в России Академическая гимназия, первая светская средняя общеобразовательная школа с пятилетним сроком обучения, была основана в Петербурге в 1726 г. Основные учебные предметы — языки, словесность, история, география, математика, естествознание. В 1758–1765 гг. её возглавлял М. В. Ломоносов. Первые гимназии появились при университете в Москве в 1755 г., в 1758 г. — в Казани.

Гимназии были женские и мужские. Но выпускное сочинение учащиеся женских и мужских гимназий писали вместе. Тема давалась одна, и довольно сложная. Например, одна из тем в 1912 г. звучала так: «Истинное просвещение соединяет нравственное развитие с умственным». Другие экзамены сдавались отдельно по гимназиям.

Образование по-советски
После Октябрьской революции гимназии и лицеи постепенно ликвидировали, открылись общеобразовательные школы. С 1919 по 1940 гг. в СССР существовали рабфаки — учебные заведения, созданные для ускоренной подготовки к поступлению в вузы молодежи, не имевшей среднего образования. Постановление СНК РСФСР «О рабочих факультетах» определило в качестве основной задачи рабфаков «широкое вовлечение рабочих и крестьянских масс в стены высшей школы».

Устанавливались новые формы приема рабочих и крестьян путем их командирования партийными и профсоюзными организациями. На рабфаки должны были приниматься «рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, делегированные Союзами, фабрично-заводскими комитетами, партийными отделами в деревне, волостными, уездными и губернскими исполкомами, а также поступающие добровольно при условии предоставления рекомендаций от Народных комиссариатов или их местных органов или от каких-либо из указанных организаций». Открыто дневное отделение (утренний рабфак). Установлен трехлетний производственный стаж как минимальный для поступления на факультет.[